СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Семья — это важно! Семья - это сложно!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие разработано с  целью   определения  значимости семьи и семейных ценностей в жизни каждого человека.  Классный час о семье и семейных ценностях проводится в 5 классе в форме диалога, общения, обмена мнениями. Обучающиеся выполняют различные задания: упражнения- ассоциации (цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять, сравнивать, обобщать); задание «Знатоки традиций» нацелены на закрепление знаний о русских традициях из фольклора; упражнение «Ромашка» позволяет воспитанникам поделиться с одноклассниками традициями своей семьи; творческое задание «Географическая карта» направлено на осмысление чувств, эмоций, связанных с семьёй (воспитание, общение в семьях), развитие речи и фантазии (придумывание географических объектов и их название). Рефлексивное упражнение «Свеча» выступает рождением новой традиции класса. Домашнее задание для родителей и детей дано неслучайно, впоследствии оно пригодится при проведении тренинга для родителей «Семейное воспитание».

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Семья — это важно! Семья - это сложно!»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Казачемысская средняя общеобразовательная школа












Классный час «Семья — это важно! Семья - это сложно!»











автор: Бахман Оксана Владимировна,

классный руководитель, педагог-психолог



















- 2022 -

Аннотация

Данное мероприятие разработано с целью   определения  значимости семьи и семейных ценностей в жизни каждого человека.

Классный час о семье и семейных ценностях проводится в 5 классе в форме диалога, общения, обмена мнениями. Обучающиеся выполняют различные задания: упражнения- ассоциации (цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять, сравнивать, обобщать); задание «Знатоки традиций» нацелены на закрепление знаний о русских традициях из фольклора; упражнение «Ромашка» позволяет воспитанникам поделиться с одноклассниками традициями своей семьи; творческое задание «Географическая карта» направлено на осмысление чувств, эмоций, связанных с семьёй (воспитание, общение в семьях), развитие речи и фантазии (придумывание географических объектов и их название). Рефлексивное упражнение «Свеча» выступает рождением новой традиции класса. Домашнее задание для родителей и детей дано неслучайно, впоследствии оно пригодится при проведении тренинга для родителей «Семейное воспитание».

При   проведении  мероприятия создана комфортная ситуация для творческого самовыражения обучающихся, проявления их активности.


Цель:

  1. Осмысление необходимости сохранения семейных традиций и ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества.


Задачи:

- Способствовать формированию у обучающихся ценности института семьи.

- Познакомить с традициями и устоями русской семьи.

- Показать важную роль ценностей и традиций в семье.

- Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей через выполнение упражнений и творческих заданий.

Целевая аудитория -5 класс


Актуальность темы обусловлена тревожным состоянием современной семьи, необходимостью приобщения младших подростков к осмыслению, сохранению, приумножению семейных ценностей.

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают формироваться основы нравственности. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается в определенной семье. Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности ребёнка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции - это основное средство формирования социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности. Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью.



Ожидаемые результаты:

- сформировано положительное отношение к семье, её членам, их взаимоотношениям;

- заложена мысль, что счастливая семья - процветающее общество, что семейным ценностям суждено жить.





























Сценарий мероприятия


В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи.


Учитель:

Семья - это счастье, любовь и удача, 
Семья - это летом поездки на дачу. 
Семья - это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волненье и трепет. 
Семья - это труд, друг о друге забота, 
Семья - это много домашней работы. 
Семья - это важно! 
Семья - это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 

Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

Выступление подготовленного ученика: Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
Учитель. Ребята, а современная семья - это кто? Ведь эта семья тоже может включать….

Ответы детей: Мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди. Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они всегда очень добрые и заботливые. А еще есть тети и дяди.

Учитель: Всё верно, ребята. В любые времена для людей самым ценным в жизни была семья. И мы сегодня затрагиваем непростую, но очень важную тему семьи и семейных ценностей.

Упражнение «Кластер «Семья». Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас с ним ассоциируются.

Это слово - «СЕМЬЯ» (выполняется упражнение на доске, на плакате).

Учитель: У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

- Если семья — это постройка, то какая…

- Если семья – это цветок, то какой ….

- Если семья — это цвет, то какой…

- Если семья — это музыка, то какая …

- Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

- Если семья — это название фильма, то какого…

- Если семья — это настроение, то какое…

Упражнение можно выполнять на отдельных листках, затем, по желанию детей, зачитать получившиеся ассоциации.

Упражнение  «Семейная задачка»

А сейчас разминка. Попробуйте решить задачку. Сколько человек в семье?

Послушайте: вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота. А почему?

Две мамы есть у нас в дому

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка.

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(обучающиеся подсчитывают количество членов такой семьи)

Учитель: Ребята, известно, что в каждой семье есть свои традиции. Давайте сначала вспомним русские традиции.

Знатоки традиций”.

  • Как называется русский праздник проводов зимы? (Масленица)

  • Какое угощение присутствовало на этом празднике? (Блины)

  • Почему именно блины? Что это означало? (Блины – символ солнца)

  • Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины, квас)

  • Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка)

  • Какое дерево считается символом России? (Береза)

  • Назовите полюбившийся во всем мире сувенир из России. (Матрешка)

  • Как называлась плетеная обувь крестьян? (Лапти)


Учитель: Вы замечательно справились с заданием. А теперь все вместе заполним «Ромашку» вашими семейными традициями. (Дети записывают на лепестках ромашки). Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. (выполнение задания «Ромашка семейных ценностей» поможет выполнить творческое задание «Географическая карта»)

Упражнение «Географическая карта» чувств и эмоций (15 минут).

Сделать заранее карту, на большом листе посередине «материк», рядом нарисовать море или океан. Задание для обучающихся: заполнить карту географическими объектами, придумать к ним название, например, океан любви, город Добрососедство (острова, озера, реки, горы, долины, пустыни, леса, ледники, водопады, вулканы, и т. д.). Разместить на этой карте каждому 10 объектов (5 семейных ценностей и 5 чувств и эмоций, которые дети наиболее часто испытывают в своей семье, в виде географических объектов). Располагать объекты можно в любом понравившемся месте на карте. Географические объекты можно нарисовать, склеить из бумаги. Необходимо заполнить все пустое пространство карты, так чтобы не было белых пятен. По ходу работы, надо между объектами проложить дороги, реки, мосты и т. д., чтобы они все были объединены. Когда работа будет закончена, каждый участник рассказывает о своих объектах.


Учитель: Ребята, мы сегодня узнали много о семье, о традициях ваших семей. Храните эти добрые традиции и приумножайте их!

Семья – это и наша Родина. А если все семьи будут счастливы, то счастлив будет и наш район, и наша страна в целом. Очень хочется, чтобы радость и счастье царили в каждой семье и в нашем общем доме под названием Россия.


Наш класс - это тоже семья. Мы первый год работаем с вами, но 4 года в начальной школе вы были активным, дружным классом. Я уверена, что мы продолжим традиции и конечно, придумаем новые. Одна из традиций — поздравления именинников, другая (новая) — создание семейного классного альбома, портфолио класса. А ещё я предлагаю каждое мероприятие в классе заканчивать зажжением свечи, которая символизирует семейный очаг. А в семье принято делиться любовью, теплотой, добротой. И при огне свечи будем делиться впечатлениями от проведенных мероприятий.


Рефлексия. При зажженной свече дети делятся впечатлениями о мероприятии.

Семья – семь нот волшебных песни,
Чтоб солнца свет не гас чудесный,
Семья – душа любой страны,
В ней все достоинства видны,
Иначе жить никак нельзя!
Пусть будет счастлива семья!


Наш классный час закончился, но я предлагаю выполнить творческое домашнее задание совместно с родителями.


Домашнее задание «В гостях у сказки»

Родителям и детям предлагается продолжить сказку на воспитательную тему.

 «В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!