СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Семь чудес Света"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Семь чудес Света"»

5


ЦЕЛЬ: развитие эстетического вкуса учащихся, расширение их представлений о культуре древнего мира.

ФОРМА: заочное путешествие.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: отобрать интересные факты, картины и т.п., рассказывающие о семи великих чудесах света.


СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА.


1-й ведущий

Семь чудес света – так называют прославленные в древности архитектурные сооружения и статуи. От тех далеких времен нас отделяют тысячелетия. Всё в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Люди создали много такого, о чем древние народы не могли и мечтать. До нас, к сожалению, дошло лишь одно из тех прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук – египетские пирамиды.

На экране появляются изображения пирамид.

2–й ведущий

Филон называл среди чудес света « пирамиды у Мемфиса», большинство авторов – пирамиды «вообще», некоторые – три пирамиды в Гизе, а самые придирчивые считают чудом света только большую пирамиду Хеопса, которую нередко называли Библией в кармане. На рассвете, когда ее вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется розовато-персиковой, в те редкие минуты , когда горизонт затянут облаками ,- серовато-черной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину.

На экране появляется портрет Наполеона Бонапарта.

1-йведущий

В 1798 году у подножия каменных гигантов произошло решительное сражение между французами и мамлюками. Французами командовал молодой генерал ,возмечтавший затмить славу знаменитейших полководцев всех времен и народов. Величие этих гробниц поразило и его.«Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид»,-сказал Бонапарт, обращаясь к своему войску, и слова его воодушевили солдат.

По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров.

2-й ведущий

В 90 километрах от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. В 7в.до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым городом в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца - сады ставшие легендой. Греки почитали их как одно из семи чудес света.

Демонстрируются картины, на которых изображены висячие сады Семирамиды.

1-й ведущий

Однако знаменитые висячие сады были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже по приказу царя Навуходоносора. Висячие сады были разбиты в северо - восточной части дворца на насыпных террасах,

покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощными высокими колонами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение – в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше – свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.

2-й ведущий

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим чудом света.

Изображение богини Артемиды.

Величайшие древнегреческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участвовать в известном состязаний между Афиной, Афродитой и Герой

Для составления проекта и строительства храма был приглашен известный архитектор Харсифрон из Кносса. Он предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн, но дело осложнялось тем, что поблизости не было мрамора. Однако, как часто бывает, помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и, наклонив головы, помчались друга, но промахнулись. Один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В руках у него оказался … кусок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и никому доселе не известный Пиксодор стал знаменит.

Храм строился почти 120 лет и был закончен около 550 г. до нашей эры.

Святилище было огромно: длиной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колон высотой до 18 метров (по свидетельству Плиния Старшего, их было 127). Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров.

Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре главного зала стояла статуя Артемиды высотой 15 метров. Основа статуи была деревянной, но сверху она была сплошь покрыта золотыми украшениями и драгоценностями.

Фронтон храма, вершина которого отстояла от земли на 25 метров, был роскошно украшен величественной скульптурной композицией из мрамора.

До нас дошло свидетельство о конкурсе на создание скульптуры раненой амазонки. Жители Эфеса пригласили участвовать в нем Фидия (творца знаменитой статуи Зевса в Олимпии), Кресилая ( создателя скульпторы Перикла), афинского скульптора. Крадмона и Поликтета из Аргоса, который и одержал победу.

Через 200 лет житель Эфеса Геростат поджог храм Артемиды. Так он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г. до нашей эры. Решением собрания,

«в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, совершившего это преступление, должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В официальных списках о нем говориться просто как об «одном безумце», но в 4 веке до нашей эры о нем упомянул древнегреческий историк Феопомп, и имя Герострата с тех пор стало нарицательным.

1-й ведущий

На юге Греции в храме находилось скульптурное изображение Зевса - верховного бога древних греков, которое по праву считалось четвертым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую Зевса в храме, пораженные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал? сам ли взошел на Олимп, чтобы увидеть Зевса, или же Зевс сошел с Олимпа, чтобы ему показаться? На это великий скульптор отвечал, что изобразил бога согласно Гомеру. (Изображение Зевса.)

Каждого посетителя храма прежде всего поражала величина статуи. Александрийский поэт Каллимах (3 век до нашей эры)утверждал, что высота статуи была 37,5 стопы, самого трона – 30 стоп, а пьедестала – 3 стопы. Таким образом, скульптура была высотой примерно 12,5 метра. Страбону даже храм казался для неё тесным: « Она была столь высокой, что, хотя храм и имел немалую высоту, всё же казалось, что художник, создавая её, нарушил пропорции, ибо сидящий Зевс почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать с трона, то снёс бы крышу».

Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнажённые части тела – из слоновой кости, трон – из кедра, инкрустированного чёрным деревом и драгоценными камнями. Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто слоновой костью и золотом. На троне Фидий воспроизвёл много сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей. Но более всего каждого, кто видел статую, восхищали те совершенство и мастерство, с которыми Фидий создал фигуру и лик Зевс. Оратор и философ Дион Хрисостом писал о ней: « Если человек, испытавший своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он забудет обо всём тяжёлом и страшном, что несёт с собой человеческая жизнь ». Плиний, собиравший свидетельства обо всех доступных ему творениях искусства, так говорил об этой статуе: « Много есть прославленных скульптур, но всех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости ».

2-й ведущий.

В Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства Галикарнасе находилось пятое чудо света – великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой – царицей Артемисией в середине 4 века до нашей эры.

Демонстрируется картина с изображением этого архитектурного памятника.

Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в ней соединялись все три знаменитых стиля -- дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из мрамора. Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойдённым совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму прямоугольника. На нём стоял храм – гробница, окружённый 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24 – ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа – Мавсол с Артемисией на колеснице, запряжённой четвёркой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров.

1-й ведущий.

В третьем веке до нашей эры на остров Родос напал македонский царь Демитрий. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Демитрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое чудо света известное под названием Колосса Родосского.

Демонстрируется Изображение статуи.

Согласно Филону, Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что сами по себе превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком. Однако есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся в стороны лучей.

Статуя простояла 50 лет, вплоть до землетрясения 225 года до нашей эры. Почти тысячу лет лежала на берегу бухты расколотая статуя.

В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из проектов Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в его полой голове предполагается устроить бар для туристов.

2-й ведущий

Известное всем слово « фары» происходит от седьмого чуда света. На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, был около 280 г. до нашей эры построен самый большой маяк древности.

демонстрируется изображение маяка.

Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 180-190 метров. На нем стоял большой дворец с четырьмя башнями высотой по углам. Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла ещё одна, более узкая, но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу располагались колонны, поддерживающие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объёмистой

бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которого благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.

Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась и для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.

Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться средиземноморским мореплавателям. Маяк страдал от землетрясений и выветривания камня, но во времена императоров Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во время землетрясения в 4 веке нашей эры. В самом начале 14 века его разобрали на камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.

1-й ведущий

На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических страницах истории. Мы вспомнили сегодня о семи прекрасных творениях человека. Большинство из них не пощадило время, но сберегла память. И мы рады, если сегодняшний наш рассказ напомнил вам известные и открыл новые страницы в истории и культуре Земли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!