Цель: содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, в формировании российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважения к государственным Праздникам России.
Задачи классного часа:
- развивать интерес обучающихся к истории своей страны;
- познакомить обучающихся с героями Великой Отечественной войны;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;
- содействовать формированию таких качеств личности как мужество, смелость, патриотизм.
- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;
- помочь понять значимость всенародного подвига.
Ценностные ориентиры: формирование гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своей страны России, «большой и малой» Родины.
Дидактические материалы: презентация, песни военных лет, картины о войнев, рисунки учащихся.
Оформление доски: доска украшена праздничной георгиевской лентой, обозначены годы войны, портреты героев ВОВ.
Технические средства обучения: компьютер, видео - проектор, экран
Ход классного часа
Учитель :9-го мая мы вместе со всей страной отмечали Великий праздник — День
Победы. Благодаря великому подвигу, который совершили наши предки (деды и
прадеды, бабушки и прабабушки) стала возможна победа над фашизмом.
Слова признательности и глубокого уважения сегодня будут звучать в ваш
адрес, уважаемые ветераны.
Вся история Великой Отечественной войны представляет собой эпопею
невиданного героизма.27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне. 27 миллионов искалеченных судеб, несбывшихся надежд, непрожитых жизней. 1 418 дней горя и страданий. 9 мая является для нас постоянным напоминанием о цене, которую заплатил советский народ за мирную и благополучную жизнь каждого из нас. Ведь нет семьи, которую не затронули бы те события!
Одна из самых важных для нас задач в настоящее время – задача максимального сохранения Памяти о Великой Отечественной войне. Всех нас переполняет чувство гордости за наших дедов и прадедов.
1ведущий А может, не было войны…
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
2 ведущий А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
( Входят еще двое ребят.)
3 ведущий А может, не было войны?
И «шмайсер» - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
4 ведущий А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
«Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?» -
Однажды ночью я подумал.
1 ведущий. А может, не было войны,
И людям все это приснилось?..
( Звучит песня Б. Окуджавы «Сережа с Малой Бронной»)
2 ведущий. Война… Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей.
Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и природа вступает в самую прекрасную свою пору – цветения.
3 ведущий. Оно слышится и тогда, когда убеленные сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную, и несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут и вспоминают, своих друзей, свою любовь, свою войну.
4 ведущий. Давайте откроем книгу историй о войне тех, кто сегодня в этом зале.
История первая. ( На экране – фотография ветерана, военную историю которого расскажут ребята.)
1 ведущий Шел с далекой стороны
В гимнастерочке линяной
Шел домой солдат усталый.
За солдатом вдоль села
Тихо музыка плыла.
2 ведущий В гимнастерочке казенной
Да в пилоточке зеленой
Шел куда – не зная сам.
По разбитому проселку,
Вышел к речке и к поселку,
И к веселым голосам.
3 ведущий Как длинна была дорога
До родимого порога
Через всю войну!
Рассказ о ветеране.
( После рассказа истории ребята вручают цветы ветерану и звучит его любимая песня о войне в записи или в исполнении ребят. )
Чтение стихотворения учеником: Н. Трегубов. «Нам детство трудное досталось»
Нам детство трудное досталось
Среди осколков ржавых, кирпичей,
О детских шалостях мечталось,
Но не было ни кукол, ни мячей.
Патроны, мины и гранаты-
Богатый выбор.
Смерть - вольна.
Немало сверстников взяла ты,
Оставленным оружием, война.
Потери эти не вносились в списки
Солдат, погибших на войне,
Не ставились над ними обелиски,
не потому ли больно мне вдвойне?
Ученик читает стихи: Лев Киселёв. «Мы быстро подрастали.
Мы быстро подрастали, как грибы,
Но только под свинцовыми дождями.
Усталые отцовские ряды
Все чаще пополнялись сыновьями.
Война шла очень долго, без конца-
Три года с гаком, по народным меркам,
И за станком ушедшего отца
Стояли мы, подростки-недомерки.
Нам не хватило, может быть, трех дней,
Чтоб быть в строю ударных батальонов,
Чтоб заменить оплаканных парней,
Ушедших в бой с подножек эшелонов.
Сегодня мы поговорим с вами о ГЕРОИЗМЕ ДЕТЕЙ В ВОВ, о подвигах на полях сражений, в тылу врага, в нашем тылу, когда дети наравне с взрослыми стояли у станков, работали в поле, шили обмундирование, тёплые вещи, рыли окопы, оставались за старших, выживали в концлагерях, просто жили в нечеловеческих условиях и сохранили страшные воспоминания, чтобы люди помнили и никогда не повторилась война.
ПЛАН РАССКАЗА И БЕСЕДЫ С РЕБЯТАМИ (План отражён в презентации):
Дети в тылу. Вместо отцов.
Пионеры - ГЕРОИ. (Ученики рассказывают о пионерах героев). Из книги С. Алексеевич Воспоминания «В отряд меня несли на руках. Володя Ампилогов 10 лет.
Дети блокады. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Собака – миленькая прости. Галина Фирсова 10 лет.
Дети в тылу врага. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «А смотрел ли на это Бог? И что он думал…» Юра Карпович 8 лет. «Собрал в корзинку…» Леонид Сиваков 6 лет.
Дети в концлагерях. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Она открыла окно и отдала листочки ветру». Зоя Мажарова 12 лет.
Книги о войне.
Презентация книги С. Алексеевич « Последние свидетели».
Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам
В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев.
Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья.
Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью.
Слово учителя:
Дети блокады.
Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла…
Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.
Учитель- Война затронула всех! Каждый год мы вспоминаем героев на своих классных часах, на встречах с ветеранами, при посещении музея… 9 мая выходят на парад ветераны, их немного осталось среди нас, но они все еще в строю. И им нужна наша поддержка, нужно чтобы они знали, что мы знаем об их подвигах, о тех тяжелых днях, что выпали на их долю. Нужно, чтобы они знали, что мы гордимся ими, любим, и всячески поддерживать. Помните, ребята, вы последнее поколение, кто видит Героев войны живыми, кто может из первых уст услышать рассказы о ратном подвиге нашего народа.
- Кто из вас был на митинге в честь празднования 70-летия Великой Победы? – рассказы учащихся о митинге.
- Конечно 70-летие Победы в Великой Отечественной войне – великая дата для всего Русского народа. Для всего мира – это день освобождения от фашизма. Эта дата широко отмечалась не только в России.
Юбилейные торжества в честь 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне прошли масштабно не только в России. Во многих странах ближнего и даже дальнего зарубежья тысячи людей отметили День Победы. Пусть это были не такие масштабные гулянья как в стране, победившей нацизм, но зато душевные.
Во всех городах и странах прогремели праздничные салюты. Россия показала всему миру, что мы свято чтим память наших предков, воевавших за свободу и независимость от фашистов. Победа в Великой Отечественной войне – это веха, изменившая мир, событие общечеловеческого, планетарного масштаба. И сколько бы лет ни прошло с триумфального 9 мая 1945 года, наша страна всегда будет чтить поколение победителей. И от вас, молодые граждане нашей страны, зависит, как мы будем чтить эту святую традицию, вы должны осознавать, что ответственность за Россию – на ваших плечах. И мы должны быть достойны подвига наших отцов и дедов.
- Уходя на каникулы, помните, что не только в праздничные дни мы обязаны помогать ветеранам и всем пожилым людям, но и в наших силах наполнить будничные дни заботой обо всех кто пережил эту страшную войну, голод и холод, послевоенную разруху, кто восстанавливал нашу страну из руин. Помните, в нашей памяти, и в нашем сердце всегда будут места для тех, кто совершил уникальный подвиг во имя нашей Родины, защищая её ценою своей жизни, своего здоровья, беззаветно служа Отечеству.