СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Россия устремленная в будущее!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по патриотическому воспитанию учащихся

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Россия устремленная в будущее!"»

Классный час на тему:

«Россия, устремленная в будущее».



Дата проведения: 01.09.2017 г.

Класс: 9

Учитель: Саблукова Светлана Петровна

Цель: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма; воспитание любви к природе, родному краю, Родине, развитие у учащихся ответственной гражданской позиции, формирование профессионально значимых качеств личности, взаимоуважения, толерантности.

Задачи мероприятия:

- формирование интереса учащихся к историческому прошлому и будущему своей Родины,

- воспитание патриотических чувств

- познакомить учащихся с достижениями России в различных областях.

- познакомить учащихся с перспективами развития России в социальной, экономической и др. областях

- развитие взаимоуважения и терпимости

Оборудование: символика РФ, оформленный стенд с подборкой географической и исторической информации: «Моя страна»

Ход мероприятия:

  1. Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Незаметно пролетели летние каникулы, и снова пришла осень, а это значит, что мы опять стоим на пороге нового учебного года. Для многих из вас это будет последний год в школе, поэтому он очень важен и ответственен. Тема нашего первого классного часа в этом году тоже очень важна, как вы оцениваете перспективы своего будущего, так и наша страна нацелена вперед.

Перед вами подборка материала, каким одним словом можно объединить все увиденное?

Правильно: Россия, Родина.

- Тема нашей беседы сегодня «Россия, устремленная в будущее». Сегодня на эту тему пройдут уроки мира в каждом классе каждой школы нашей страны.

Основание Древнерусского государства связано с именем князя Олега и 862 годом, когда он объединил Новгород и Киев.



А когда начинается исторический отсчет современной Российской Федерации?

Правильно: дата основания Российской Федерации 25 декабря 1991 года


II Основная часть

Давайте немного вспомним о нашей стране

- Все знают, что Россия – самое большое государство на Земле. Но наша страна в планетарных космических масштабах не уступает целой планете – Плутону. При этом Россия занимает на земном шаре площадь 17 млн. кв. км, а планета – даже меньше, около 16,6 кв. км.

- Возможно вы уже знаете, что Россия единственная в мире омывается сразу 12-ю морями!

- А что многие иностранцы думают о нашем климате?

Правильно: Многие иностранцы искренне считают, что в России очень холодно.

- А что вы можете на это сказать?

(Ответы учащихся) Конечно, на нашей огромной территории есть места абсолютного холода, но большая часть территории находится в умеренном климате, а некоторые территории даже в субтропиках.

- Если речь зашла о географии, то необходимо вспомнить и о природных ресурсах нашей страны.  Россия является богатейшей страной в мире. Она лидирует среди всех стран мира по количеству запасов природного газа и древесины. Огромные размеры страны является одновременно ее благословением и проклятием, так как построение трубопроводов для транспортировки газа, а так же железных дорог для перевозок древесины обходятся в баснословные суммы и наносят вред экологии.

- с какими экологическими проблемами в последнее время сталкивается наша страна и вы сами?

(Ответы учащихся). Конечно, решение экологических проблем еще одна задача нашей страны.


- Наша страна самая многонациональная страна в мире. Русский язык – один из крупнейших языков мира.

- Нашей стране есть чем гордиться, на стенде представлено Семь чудес России, но, конечно, каждый из вас хотел бы добавить сюда что-то еще. Давайте посмотрим на эти места и скажите, чего по-вашему еще не хватает в этом списке?

Семь чудес России:

озеро Байкал, самое глубокое на Земле; долина гейзеров в камчатском заповеднике;

знаменитый Петергоф с его чудесными фонтанами; Собор Василия Блаженного;

Мамаев курган, известный своей древней историей; Эльбрус ;

столбы выветривания на Урале, в республике Коми.

- На сегодняшний день в мире, где есть практически все, что человек может пожелать. И во многом это заслуга российских ученых и изобретателей.

- Какие достижения России вы могли бы назвать? Имена, каких выдающихся граждан нашей страны вы знаете? Чем мы, россияне, можем гордиться?

  • (Ответы учащихся) Радио А.С. Попова. Первооткрыватель космоса С.П.Королев, первый космонавт Ю.А.Гагарин, Первая в мире АЭС И.В. Курчатова, Первый в мире автомат В.Г. Федорова, Первый в мире гипс, наркоз и многое другое Н.И. Пирогова, Создание науки о высшей нервной деятельности И.П. Павловым, Открытие Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым и многое другое.



- На современном этапе российская наука тоже совершает прорывы, вот только несколько значимых достижений России за последнее время:

1. Учеными из Петербурга разработан уникальный снаряд-генератор плазмы, который произвел настоящий фурор в нефтяном бизнесе всего мира.

2. Новое дизельное топливо, которое разработали российские ученые для военных, отличается морозоустойчивостью (аналогов с такими показателями в мире еще нет).

3. Ученые Санкт-Петербурга разработали портативный прибор для восстановления кровообращения в организме. Принцип действия аналогичен работе искусственного сердца. Этот уникальный в своем роде прибор будет установлен в машинах скорой помощи и спасет миллионы жизней.



- Итак, как вы думаете, какое же самое главное достижение России?

Это очевидно. Самое главное достижение России, её гордость и сила – талантливые, любящие свою страну, самоотверженные люди.



- Потенциал России очень высок. Россия занимает лидирующие позиции в различных направлениях в области физики, химии, лазерной техники, науки и техники. А осознаете ли вы, что потенциал России также зависит и от вас. Вы являетесь будущим России, ведь именно вам предстоит жить в нашей стране через 10, 20, 30 лет!

Для вас Правительством России разрабатывается Стратегия долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года, направленная на промышленное развитие и конкурентоспособность экономики России. О самых интересных программах правительства вы уже слышали,, например, «Дальневосточный гектар». Уже совсем скоро нам всем вместе предстоит работать на благо своего государства.

А как вы считаете, какими качествами мы должны обладать , чтобы наши мечты о сильном государстве сбылись?

(Ответы учащихся)



III Заключение

Ребята, а знаете ли вы, что прямо сейчас, вы работаете над собой, а значит и над благом своей страны. Вы развиваете лучшие качества личности, занимаетесь спортом, пением, наукой. В этот год нам предстоит участвовать в школьных, муниципальных, во Всероссийских, даже, может быть, в Международных играх, конкурсах. Это в данный момент и является вашим вкладом в строительство сильного Российского государства. Вы и есть Россия, устремленная в будущее.

- Удачи в новом учебном году





Используемые источники:

http://lifeglobe.net/blogs/details?id=415

http://lawru.info/dok/2013/03/25/n13053.htm

http://womanadvice.ru/interesnye-fakty-o-rossii

https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/presentacii/klassnyi_chas_rossiia_ustriemliennaia_v_budushchieie

http://lidiatur.ru/otdykh-v-rossii/ekskursionnye-programmy/sankt-peterburg/petrovskiy-paradiz/

http://fishki.net/1269224-50-interesnyh-faktov-o-rossii.html

http://fb.ru/article/188149/glavnoe-dostijenie-rossii-velikie-nauchnyie-i-tehnicheskie-dostijeniya-rossii

«60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли» для обучающихся 5–9-х классов

Цель:

  • систематизировать и расширить представление учащихся о запуске первого искусственного спутника Земли.

Задачи:

  • расширить представление учащихся об освоении космического пространства;

  • познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека;

  • формировать чувство патриотизма через изучение великих свершений русских людей;

  • воспитание чувства сотрудничества.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель может варьировать содержание занятия.

Возможный сценарий проведения классного часа

Тема нашего классного часа – «60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли».

И начать его хочется словами основателя практической космонавтики в нашей стране Сергея Павловича Королёва:

«Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надёжный мост с земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звёздам открыта!»

Начало космической эре в истории человечества было положено 4 октября 1957 года, когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Кодовое обозначение спутника –ПС-1 (Простейший Спутник - 1).

Он был запущен с космодрома Байконур на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Давайте посмотрим видеофрагмент «Запуск спутника»

Полёт первого искусственного спутника Земли увидел весь мир.

Посылаемый спутником сигнал ловил любой радиолюбитель в любой точке земного шара.

Давайте прослушаем сигнал первого искусственного спутника Земли.

Над созданием искусственного спутника Земли трудились многие учёные.

Возглавлял эту работу Сергей Павлович Королёв – советский ученый, инженер-конструктор, основоположник практической космонавтики

Под руководством Сергея Павловича Королёва был осуществлен и запуск первого космонавта планеты. Давайте посмотрим видео о научной деятельности Сергея Павловича Королёва.

Просмотр и обсуждение видео о научной деятельности Сергея Павловича Королёва

Во время запуска первого искусственного спутника Земли ставились следующие задачи:

  • проверить правильность расчетов и технических решений, на которых основывался запуск;

  • определить данные плотности верхних слоев атмосферы по спускаемому торможению космического аппарата;

  • исследовать ионосферное распространение радиоволн, которые излучают передатчики спутника;

  • провести анализ условий для адекватной работы аппаратуры прочих летательных устройств.

Внешне спутник представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58 см, к которой были прикреплены крест-накрест две изогнутые антенны, позволяющие устройству равномерно и во всех направлениях распространять радиоизлучение.

Внутри сферы, сделанной из двух полусфер, скрепленных 36 болтами, располагались 50-килограммовые серебряно-цинковые аккумуляторы, радиопередатчик, вентилятор, термостат, датчики давления и температуры. Общая масса устройства составила 83,6 кг.

ПС-1 находился на орбите 92 дня и совершил за это время 1440 оборотов вокруг Земли, преодолев таким образом около 60 миллионов километров. Радиопередатчики спутника работали в течение двух недель после старта. Затем аппарат сгорел в верхних слоях атмосферы Земли.

Давайте посмотрим видеофрагмент «Параметры полёта спутника».

Новость о спутнике, выведенном на околоземную орбиту советскими учеными, мгновенно облетела весь мир. Запуск первого спутника Земли позволил получить не только важные технические данные, необходимые для дальнейшего развития космонавтики, но и ценные научные сведения.

Газеты выпускали статьи, посвященные первому искусственному спутнику Земли.

Выпускались почтовые марки к памятным датам запуска спутника.

Устанавливались памятники к памятным датам запуска ИСЗ

Современные искусственные спутники Земли выполняют множество задач и в зависимости от них подразделяются на несколько видов:

астрономические спутники используют для исследования космических объектов и явлений; по сути это мобильные обсерватории за пределами Земли;

разведывательные аппараты поставляют информацию военным ведомствам своих стран о расположении и перемещении стратегических объектов на исследуемой территории;

спутники связи необходимы для передачи радиосигнала между сильно отдалёнными точками на поверхности, находящимися вне зоны прямой видимости;

навигационные спутники обеспечивают работу системы глобального позиционирования GPS, что очень важно для определения местоположения транспортных средств;

 – метеорологические спутники незаменимы для изучения погоды и составления метеопрогнозов; – спутники дистанционного зондирования с помощью радиолокации и фотосъёмки поверхности Земли производят разведку месторождений полезных ископаемых, учёт расположения природных ресурсов, контроль за состоянием экологической системы;

– на биоспутниках производятся исследования живых организмов в космических условиях;

экспериментальные спутники запускают для испытания новых разработок.

Сейчас число искусственных объектов на земной орбите превышает 15,5 тысяч.

Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Спутники Земли».

Проведение викторины.

Викторина проводится по принципу телеигры «Своя игра».

В качестве завершения классного часа предлагается посмотреть съёмку Земли с борта Международной космической станции.

Правила проведения викторины

Для проведения викторины класс делится на две команды. Проводится жеребьевка, в ходе которой определяется, какая команда начинает игру. Представители команды выбирают вопросы. В случае правильного ответа на вопрос команда продолжает игру. В случае неправильного ответа в игру вступает другая команда. Победителем становится команда, набравшая наибольшее число очков.

Источники:

  1. История развития отечественных автоматических космических аппаратов // научный редактор И. В. Бармин. – М.: Столичная энциклопедия, 2015. – 752 с.

  2. https://www.youtube.com/watch?v=A1nyzzR_3yU

  3. https://www.youtube.com/watch?v=GxxhSqxms_4&t=7s

  4. https://www.youtube.com/watch?v=XHXl67mvxZo

  5. https://www.youtube.com/watch?v=ukG_mH5ISnw

  6. https://www.youtube.com/watch?v=IYWdX-paM8w

Презентация к классному часу 60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли.

Вверх по лестнице жизни

(тематический классный час в 8 классе)



Цель: формирование первоначальных представлений о понятии «нравственные ценности».



Задачи:

1) развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя истинные и мнимые ценности;

2) учить культуре общения, сотрудничества, культуре речи;

3) развивать познавательные способности детей;

4) формировать нравственные качества личности.



Ход занятия.

  • Чтобы начать разговор, мы попытаемся ответить на вопрос: «Что это такое – ценности? Какие ценности вы знаете?»



А теперь попробуйте продолжить такие фразы:

Преуспевающий человек – это человек, который…

Неудачник – это человек, который…

Человек в жизни состоялся, если он имеет…

Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…

Прочитайте получившиеся у вас высказывания. Осознанно или не совсем, но у нас получились 2 типа ценностей – материальные и нематериальные. Итоги подводить рано, но мы заострим на этом своё внимание.



  • У каждого из нас, людей, есть удивительная способность – мечтать. Мечтают все: и взрослые, и дети. Но взрослые, наверно, реже. Хотя, на мой взгляд, пока человек живёт – он мечтает. Мечтает о несбыточном, сказочном, мечтает о чём-то обыденном. Иногда мечты сбываются, становятся явью. Это происходит тогда, когда они становятся жизненной целью, которой человек достигает. На психологии вы представляли свою жизнь в виде отрезка. А теперь давайте с вами поэкспериментируем и представим себе вашу будущую жизнь в виде лестницы, по которой вы идёте во взрослую жизнь. Ваше право выбрать, какой будет эта лестница, большая она будет или маленькая, из скольких ступенек будет состоять. Может быть, каждая ступенька будет обозначать то, к чему вы стремитесь в жизни. Нарисуйте эту лестницу.



  • Попробуйте прокомментировать эту лестницу ваших желаний. Сразу хочу слушателей предостеречь от ошибки: если ваша «лестница» не похожа на чью-либо, это вовсе не значит, что она у вас хуже или лучше. Просто сейчас она другая.



Обратите внимание, что у многих, почти у всех лестница поднимается вверх. Это значит, что вы, как настоящие оптимисты, надеетесь, что в дальнейшем всё будет меняться только к лучшему. А если у кого-то лестница желаний почему-то направлена вниз, будем считать, что сегодня у вас не самое хорошее настроение, и пессимизм завтра исчезнет.



  • Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно: можем оступиться, устать от долгого подъёма, в конце концов, нам кто-то может помешать, столкнуть. В жизни тоже бывают трудности и препятствия. Попробуем представить, что может осложнить нам движение вперёд. А что может помочь нам двигаться увереннее?



Как хорошо вы рассуждаете, но все по-разному. Почему? Правильно, потому что каждый из вас – личность. Жизненные ценности человека, как считают учёные, разделяются на два класса: терминальные и инструментальные. Сегодня нас будут интересовать терминальные – это цели существования, приоритетные, значимые для личности. Перед вами список терминальных ценностей. Ваша задача - оценить их по степени значимости для вас как принципов жизни. Для этого распределите ценности по местам: на первом месте поставьте наиболее значимую, на последнем месте – наименее значимую ценность.



- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность

жизни);

- образование;

- здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

- красота природы и искусства;

-любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных

затруднений);

- наличие хороших и верных друзей;

- общественное признание (уважение окружающих, слава);

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора,

общей культуры, интеллектуальное развитие);

- общественная и политическая активность;

- приобщение к культуре и искусству (чтение, посещение музеев,

выставок, театров);

- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение);

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- счастливая семейная жизнь;

- счастье других ( развитие и совершенствование других людей,

милосердие, помощь нуждающимся);

- творчество (техническое, литературное, театральное, исполнительское);

- развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое

совершенствование).



Попробуем вместе проанализировать ваши тесты. Учитываются ценности, занявшие первые пять мест. По содержанию ценностей вы можете определить свой тип ценностных ориентаций.



  • Семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья).



  • Профессионально-творческая ориентация (работа, образование, творчество, развитие).



  • Эстетическая ориентация (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре).



  • Альтруистическая ориентация (любовь, счастье других, общение с другими).



  • Гедонистическая ориентация – направленная на удовольствия и развлечения в настоящем и отсутствие заботы о будущем (удовольствия, развлечения, здоровье, любовь, свобода)



  • Интеллектуальная ориентация (образование, познание, приобщение к культуре, развитие).



  • Общественная ориентация (общение, признание, общественно-политическая деятельность, активная, деятельная жизнь).



Обращаю ваше внимание, что в чистом виде данные типы встречаются редко, чаще всего – комбинированные варианты.



  • Попробуйте ответить на вопрос, что такое истинные и что такое мнимые ценности?



А теперь давайте вспомним историю, которую мы прочитали в этом году в учебнике риторики.



Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каковы были её жизненные ценности?

- Можно ли про неё сказать, что она состоялась как человек?



А ведь это вовсе не выдуманная история. Мы с вами видели по телевизору репортажи о восьмидесятилетней бабушке, которая делает сувенирные валенки, продаёт их, а на вырученные деньги покупает подарки в детский дом. Пожилой житель Кавказа сам ютится в маленькой неблагоустроенной комнатке, всю жизнь выращивает скот, продаёт – и на его деньги уже построена в селе новая современная школа, теперь очередь за спорткомплексом. Да и мало ли вокруг нас людей, которые живут по человеческим добрым законам, и которых кое-кто презирает и считает неудачниками. Просто у каждого своя система нравственных ценностей. И какой бы она ни была, очень бы хотелось, чтобы вы всегда оставались людьми, чтобы достигая свои цели, не забывали о тех, кто живёт рядом с вами, и если не помогали бы другим, то хотя бы не расталкивали локтями тех, кто оказался рядом с вами. Будьте людьми!





Литература.

1) Д.И.Архарова, Т.А.Долинина, А.П.Чудинов. Речь и культура общения. Екатеринбург, Сократ, 2006г.

2) Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко, И.С.Артюхова. Справочник классного руководителя. Москва, ВАКО, 2006 г.

3) Г.А.Карпова. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников. Екатеринбург, УГПУ, 2001 г.

































































Преуспевающий человек – это человек, который…





Неудачник – это человек, который…





Человек в жизни состоялся, если он имеет…





Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…































































активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)


образование



здоровье (физическое и психическое)



интересная работа



красота природы и искусства



любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)


наличие хороших и верных друзей



общественное признание (уважение окружающих, слава)


материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)


общественное признание (уважение окружающих, слава)


познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)


общественная и политическая активность



приобщение к культуре и искусству (чтение, посещение музеев, выставок, театров)


развлечения

(приятное, необременительное времяпрепровождение)


свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)


счастливая семейная жизнь



счастье других (развитие и

совершенствование других людей, милосердие, помощь нуждающимся)


творчество (техническое, литературное, театральное, исполнительское)


развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование)


Классный час «Блокада Ленинграда» (кл.рук. 9 «Б» кл. Карпова С.Г.)

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.
Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.


"Слава и тебе, великий город, 
Сливший воедино фронт и тыл. 
В небывалых трудностях который


Выстоял. Сражался. Победил"



Классный час “Добротой себя измерь”.



Тема: Доброта.

Цель: Сформировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи: Раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков.

Форма: Лаборатория нерешённых проблем.

Оборудование: Проектор, изобразительная наглядность (ворота в Царство доброты, изображения злого и доброго лиц, ключи с высказываниями, текст указа), карточки с ситуациями, жетоны-звёздочки, списки человеческих качеств (по числу групп), медали “Самому доброму человеку”, волшебный клубочек.

Подготовительная работа: Снять на видео или записать на магнитофон объяснение учащимися начальных классов слова “доброта”, как в передаче “Устами младенца”.

Ход мероприятия:



Слайд 1.

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Наш классный час сегодня пройдёт в форме лаборатории нерешённых проблем. И первая проблема: определите тему нашей встречи. Внимательно послушайте рассуждения ребят и догадайтесь, о чём идёт речь.

(Демонстрация аудиозаписи).

- О чём речь? Что должно быть у всех людей? За что мы любим наших близких?

Правильно!

Тема нашего классного часа: доброта, а называется он “Добротой себя измерь”. Как вы думаете, зачем нужно говорить о доброте? (Наводящими вопросами ведущий подводит детей к формулировка следующих задач: чтобы знать, что такое доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее.)



Слайд 2.

- Мы отправляемся с вами в Царство доброты. Перед нами волшебные ворота в это царство. Но попасть туда может только тот, кто выполнит следующий указ.



слайд 3.

Глашатай:

Всем! Всем! Всем! Слушайте!
Наш пресветлейший царь приказывает:
немедленно перестать всем быть злыми
и отныне иметь лишь доброе сердце!
Тот, кто ослушается приказа, будет
Изгнан из нашего царства!

Ведущий: - Выполним ли этот указ? Можно ли злого человека заставить быть добрым? (Ответы детей)

- К сожалению, вы правы, указ невыполним. Но как же нам пройти через ворота?! Нам поможет волшебный клубочек, ведь именно он указывает в сказках дорогу. А что это тут за него зацепилось? Какие-то ключи. Обсудите в группе высказывания. Помещённые на ключах и ответьте на два вопроса. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?

(Группам выдаются ключи из плотной бумаги, с написанными на них высказываниями о доброте.



“Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (М. Сервантес)

“Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Ж. Ж. Руссо)

“Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях” (Б. Паскаль)

“Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л. Толстой)

“Худо тому, кто добра не делает никому” (Народная мудрость)

После обсуждения в группе дети высказывают своё мнение.)

- Каким делает человека доброта? Кого называют добрым? Давайте попробуем составить словесный портрет доброго человека. Каждая группа получила список человеческих качеств. Посовещайтесь и назовите три качества доброго и три качества злого человека.

(Группы получают карточки со следующими качествами:

Заботливый, упрямый, справедливый, сварливый, неприветливый, владеющий собой, мстительный, обаятельный, красивый, грубый, щедрый, жадный, агрессивный, сострадающий и др.)

Обсудив в группе, ребята называю качества доброго и злого человека. На доске помещены два лица: одно доброе, другое злое. Учитель пишет мелом на доске называемые ребятами качества. Вокруг доброго лица – положительные качества в виде солнышка. Вокруг злого лица отрицательные качества в виде ёжика.



Слайд 4.





Ведущий: Посмотрите внимательно на то, что у нас получилось. Скажите, каков же добрый человек? На что он похож? А злой? Каков он? Хочется ли с ним общаться?

Правильно! Добрый человек как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся. Злого же человека избегают, чтобы “не уколол”.

А хотите узнать добрые ли вы? Давайте проведём небольшое исследование. Поднимите руку те, кто считает себя добрым. А теперь посовещайтесь в группе и назовите три самых добрых человека в нашем классе.

(Ответы детей. Каждый, кого называют, берёт себе жетон-звёздочку.)

- И так, давайте подведём итог нашего исследования. Кто получил больше всех звёзд?

(Вручение медалей “Самому доброму человеку” )

- Когда я спросила, кто из вас добрый, почти все подняли руки. Но вот звёздочки получили не все. Почему так вышло? Может, мы недостаточно умеем выражать доброту?

Давайте потренируемся выражать наши добрые чувства.



Игра-тренинг “Комплимент”. Скажите комплимент своему соседу справа, а теперь своему соседу слева.

Но можно выражать своё доброе отношение и без слов. Давайте попробуем.



Игра-тренинг “Взгляд” Учащиеся образуют два круга: внешний и внутренний. Играющие становятся так, чтобы игроки внешнего круга оказались лицом к лицу игроков внутреннего круга. Дети смотрят молча в глаза друг друга, стараясь выразить своё доброе отношение. По сигналу ведущего игроки внешнего круга передвигаются на шаг вправо. Происходит смена партнёров. Игра заканчивается, когда игроки внешнего круга вернутся на свои первоначальные места.



- А теперь очень важный момент: давайте попробуем осмыслить, что происходило. Как вы себя чувствовали? Все ли взгляды были добрыми? Удалось ли взглядом передать доброжелательность, симпатию? (Ответы детей)

- Сегодня мы говорили с вами о замечательном человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. К сожалению, мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми. Но каждый из нас, я думаю, начнёт с себя. Ну что же, нам пора покидать Царство доброты. А волшебный клубочек, который привел нас сюда, выведет нас обратно.



Тренинг “Связующая нить”. Сейчас клубочек покатится по рукам. Пока он у вас в руках, вы можете пожелать что-то одноклассникам, можете рассказать, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение. Если ничего не хотите сказать, просто передайте клубочек дальше, но ниточку из рук не выпускайте. (Учащиеся высказываются, когда клубочек возвращается к ведущему все оказываются связанными одной нитью.)

- А теперь закройте глаза, натяните ниточку, почувствуйте, что на том конце ваш друг, почувствуйте себя единым целым.

И в заключение нашего путешествия я хочу вам пожелать:



Слайд 5.

Есть люди необычной доброты
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.

Когда по склонам вечной суеты.
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты.
И радость помоги найти кому-то.



Караоке «Дорогою добра»










МОУ «СОШ № 3 г. Ржев Тверской области Классный час на тему:

«Блокада Ленинграда»

Подготовила классный руководитель 9 «Б» класса Карпова С.Г.

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

ПЕРВЫЕ ДНИ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

БЛОКАДА ЛЕНИНГАДА – БОЛЬ И СМЕРТЬ

ЖИЗНЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

ДОРОГА ЖИЗНИ – ПУЛЬС ОСАЖДЁННОГО ГОРОДА

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Слава и тебе, великий город,  Сливший воедино фронт и тыл.  В небывалых трудностях который Выстоял. Сражался. Победил!

Вера Инберг






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!