Классный час "Равнодушие – болезнь нашего века"
Подготовила учитель Андриенко Н.В.
Цель:
познакомить с понятием «равнодушие», развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.
Задачи:
1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
2.Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению.
3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
4. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.
Оформление:
на доске пословицы «Бойся равнодушных людей»;
два сердца: черное, красное,
два «лица»: сердитое и веселое,
солнышко с лучиками.
Оборудование: конверты с заданиями для проведения ролевых игр (продавец –покупатель и т.п.), цветные иллюстрации для решения ситуационных заданий, книга, цветок, изображение улыбки, письмо.
Подготовительная работа:
Детям заранее было предложено вместе с родителями поразмышлять над словом «равнодушие» и по желанию написать сочинение-миниатюру «Кто он, равнодушный человек?»
Подготовить стихотворения М. Скребцовой «Добро помни, а зло забывай», «Сердце живо милостью».
Ход классного часа
Организация класса.
Выход на проблему
- Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьёзную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнём мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется « ПЛОХО»
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
Основная часть. Размышление над проблемой
3.1 Беседа по содержанию
- Ещё раз скажите, как называется рассказ?
- И что же плохого сделали мальчики?
- Ведь они не напускали пса, они никого не били. ( Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? ( О равнодушии.)
- Тема нашего классного часа – «Равнодушие – болезнь нашего века». Нам стоит разобраться так ли это и что же будет «лекарством» от этой «болезни».
3.2 Чтение детьми сочинений на тему «Кто он, равнодушный человек?»
- Дома вы должны поразмышлять над смыслом слова «равнодушие» и написать сочинение на тему «Кто он, равнодушный человек?»
(Дети зачитывают свои работы).
Слово «равнодушие» я понимаю так: если человек равнодушный, он никогда никого не пожалеет. И ему все равно, если у человека какая-нибудь проблема. Этот человек не почувствует и не пожалеет в трудную минуту. Мне, кажется, что такой останется один в жизни.
Андриенко Егор
Равнодушие – это когда человек никого не любит и не уважает, не помогает товарищам в беде. Оставит, не поможет! У равнодушного человека глухое и слепое сердце.
Савицкая Вероника
Равнодушный человек – это человек , которому безразличны проблемы, беды и горе других людей. Этот человек не наделён чувством сострадания. Ещё о таких людях говорят, что у них нет сердца. Чаще всего равнодушные люди одиноки, ведь невозможно жить с таким человеком под одной крышей.
Карпова Виктория
Равнодушие – это состояние безучастия человека, лишённое интереса. Равнодушному человеку неважно происходящее вокруг. Этот человек не чувствует жалости, любви, не испытывает переживания за других людей.
Карпова Елизавета
3.3 Работа с пословицей «Бойся равнодушных людей!»
- Прочитайте пословицу.
- Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?
3.4 Работа с «лицами»
- Ребята, как вы думаете, какое из двух лиц, относится к равнодушному человеку и почему вы так решили?
- А каким может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его охарактеризуют.
Дети называют слова:
завистливый
черствый
бездушный
бессердечный
неулыбчивый
Затем чёрным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к сердитому лицу, составляя «портрет» равнодушного человека.
- Хорошо ли живется такому человеку среди людей?
- Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека?
(прикрепляем сердце чёрного цвета поверх слов, характеризующих бессердечного человека)
3.5 Работа по заметке «Достучаться до сердец»
- С равнодушием людям приходится сталкиваться очень часто. Вот такую заметку я нашла, готовясь к классному часу.
«Несколько лет назад мы с мамой шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просим мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка я оглянулась посмотреть на оставленного на аллее инвалида. Он плакал…».
(Пауза... Дети осмысливают услышанное.)
- Заметка называется «Достучаться до сердец». Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо?
(Рассуждения детей)
- Случалось ли вам видеть подобные ситуации?
- Как бы вы поступили в таком случае? (Рассуждения детей)
- У кого из прохожих сердце было другого цвета?
- У девочки, её мамы, студентов
- Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце?
- Красное (прикрепляем сердце красного цвета к улыбчивому лицу)
- Какие качества помогают быть неравнодушным?
(Дети называют слова:
любовь,
доброта,
вера в хорошее будущее
дружба
умение прощать
Затем красным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к улыбчивому лицу, составляя «портрет» неравнодушного человека. )
3.6 Физкультминутка
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Сели – встали, сели – встали,
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево потянитесь
И за парту вновь садитесь.
3.7 Работа с иллюстрациями
- Равнодушие проявляется по- разному.У меня на столе иллюстрации с изображением различных ситуаций, предлагаю, рассказать, что изображено, в чём проявляется равнодушие и неравнодушие.
Примеры иллюстраций:
1. подросток разрушает песочные поделки малышей;
2.мальчик вырезает своё имя на коре дерева;
3. девочка сидит в автобусе, рядом стоит бабушка:
4. ребёнок моет посуду, пока спит мама,
5. старший сын читает сказки младшим детям,
6. мальчик переводит через дорогу бабушку.
После рассказа дети прикрепляют иллюстрацию к равнодушному или неравнодушному лицу на доске.
3.8 Ролевая игра
- Сейчас мы с вами попробуем разыграть несколько жизненных ситуаций.
Дети делятся на пары и каждая получает роль:
врач – пациент покупатель – продавец.
Эти роли нужно сыграть дважды: как равнодушный и как неравнодушный человек.
(Идёт ролевая игра)
- Какая роль вам больше понравилось? Почему?
3.9 Решение ситуативных задач
-Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать тропинку - милосердия или равнодушия? Послушайте ситуации и расскажите, а как бы вы поступили?
Ситуация №1
Здравствуйте! Меня зовут кошка Муся. Я живу на городской свалке. Живу здесь уже четыре года. Моя мама умерла год тому назад от голода, а я стараюсь всеми силами выжить, но в последний год стала часто болеть. Недавно на окраине города, я повстречалась с одной кошечкой, которая живет в теплом доме. На ней была красивая, блестящая шубка. Много интересного она рассказала про свое жилье и о заботливых хозяевах. Я обо всем слушала внимательно, мне все было интересно, так как я никогда не заходила в жилище человека, и у меня не было доброго хозяина. Очень хочется, чтобы кто-нибудь взял меня к себе в теплый, уютный дом. Мне очень грустно без друзей, а так хочется ласки и доброго хозяина. Новый друг! Я очень жду тебя…. Ты только позови меня “Муся!”, и я тут же прибегу к тебе.
Убедительная просьба – не выкидывайте нас на улицу – нам здесь так плохо, одиноко и страшно!
Ситуация №2
По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.
- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:
-Это твоя бабушка?
-Нет! — ответил мальчик.
-Мама? — удивилась подружка!
-Нет.
-Ну, тетя или знакомая?
-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.
Ситуация №3
Брат с сестрой гуляют вместе с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинает с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама, радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний.
-Что можно посоветовать маме и детям?
- По отношению к чему здесь надо проявить милосердие?
Ситуация №4.
Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело.
- Чему надо научить этих детей?
Рефлексия
Чтение стихотворений детьми
- Действительно ли равнодушие – это болезнь?
- Чем же её лечить?
- Давайте послушаем стихотворения М. Скребцовой, которые приготовили нам ребята:
Добро помни, а зло забывай
Не надо зло копить в душе,
Оно и так вокруг уже.
Не отдавай ему себя,
Живи, прощая и любя.
Попробуй зло на миг забыть!
И сразу станет легче жить!
Мгновенно исчезает зло,
Когда мы помним про добро.
Сердце живо милостью
Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.
Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и понимания.
- Давайте «растопим » слово равнодушие теплыми словами.
(На лучиках солнца ребята записывают слова: доброта, дружба, любовь, мудрость, вера, сердечность, понимание, умение прощать и прикрепляют на доску)
- Мудрые и добрые сердце у вас, ребята. Люди с такими сердцами никогда не станут равнодушными.
5. Подведение итогов