СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Путешествие по планете Земля"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дан сценарий классного часа по географии для 7-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Путешествие по планете Земля"»

Классный час на тему:

«Путешествие по планете Земля».


Цель: расширить кругозор учащихся по курсу физической географии, показать многообразие природы и того, что создано людьми разных стран мира, научить бережному отношению к природе.

(Некоторые фрагменты классного часа могут быть использованы на уроках географии для повышения интереса учащихся при изучении предмета).


Тип кл. часа: комбинированный.


Метод проведения: научно-познавательная игра по географии.


Оборудование кабинета: карта мира или глобус, карточки с заданиями.


Ход проведения классного часа


Учитель:

Нам под ответственность дана

И вся Земля, и вся Вода,

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семеновых-Тянь-Шанских,

Пржевальских, Миклухо-Маклайских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя.

(Ю. Ефремов)


Человека всегда манили дальние страны. Так случилось среди людей, что какая-то беспокойная душа не выдерживала однообразного пребывания на месте и устремлялась на поиски неведомого. В давние времена каждое путешествие становилось событием. Имя отважного землепроходца оставалось в истории и обрастало легендами. Долгие годы их рассказывали детям старики, и не было ничего интереснее для людей, чем слушать о хождении в другие земли, к чужим народам. И наша географическая игра будет посвящена путешествиям в дальние страны.

В игре участвуют две команды. Путешествуя по морям и океанам, по горам и равнинам, мы узнаем много нового и необычного о странах и людях, их населяющих, о важных открытиях, об удивительных природных явлениях. Оценивать нашу игру будет многоуважаемое жюри… (представить жюри ).

Итак, в путь. Всем нам хорошо известно, что XV – XVIII столетия – эпоха Великих географических открытий.

А как вы считаете, кем были по профессии самые древние странствователи и путешественники? (Ответы учащихся.) Скорее всего, это были купцы и торговцы. Вспомните имя самого смелого тверского купца, жившего пять веков назад, совершившего трёхлетнее странствие в Индию и подробно рассказавшего о своём путешествии. Как называется этот замечательный памятник русской литературы о путешествиях и кто его автор? (Афанасий Никитин. Хождение за три моря.)

Нелёгкими был у древних купцов-путешественников торговые пути: трудными и опасными. Но страшнее всего – лихие люди. Налетят разбойники: товары разграбят, купцов в плен уведут и – наутёк. Надо и от погони уйти и награбленное спрятать. Далеко уходили разбойники в неведомые края, открывали необитаемые острова и новые земли. Буйные морские разбойники бывали в чужих странах не меньше мирных купцов. По-разному их называли. Вот команды и должны вспомнить как можно больше названий морских разбойников. (Норманны, викинги, варяги, пираты, корсары, флибустьеры, буканьеры, каперы, приватиры, рейдеры.)

А теперь, после того как вы вспомнили названия почти всех разбойников, попробуйте ответить на такие вопросы. За правильные ответы команды получают по 1 баллу.

Вопрос первой команде:

-- Есть ли различия между норманнами, викингами и варягами? (Различий нет. Норманнами называли морских разбойников в странах Европы, в самой Скандинавии – викингами, а на Руси – варягами.)


Вопрос второй команде:

-- Есть ли различия между корсаром и флибустьером? (Различий нет. Корсар - от итальянского – морской разбойник. Первоначально корсарами называли морских разбойников Северной Африки. Флибустьеры – от французского – морской разбойник, грабившие в XVII веке испанские суда. Флибустьерами называли авантюристов, совершивших нападения на государства Южной и Центральной Америки.)


Морских разбойников, как ни называй, это не меняет их варварской сути, всё равно разбойники – пираты. А раз хозяйничали они на морях и океанах, то и речь у нас пойдёт о водной стихии.


Командам по очереди задаются вопросы: (правильный ответ оценивается в 1 балл).

1. Древние называли это море Понтийским. На его восточном берегу расположена страна Колхида, именно в эту легендарную страну, по преданию, отправились греческие аргонавты под предводительством Ясона за золотым руном. О каком море идёт речь? Назовите современное название этой страны. (О Черном. Колхидонское царство – часть современной Грузии)

2. Это море, входя в состав Атлантического океана, не имея берегов, получило своё название по имени плавающих водорослей. В тихую погоду поверхность моря, сплошь покрытая оливково-зелёными водорослями, напоминает зелёные поля. Много страшных легенд бытует среди моряков об этом море, о непроходимых скоплениях водорослей, о затонувших кораблях. Были случаи, когда цепкие водоросли густой сетью оплетали подводную часть корабля и его руль. Такой корабль становился пленником моря. О каком море идёт речь? (О Саргассовом.)

3. Это море служит огромным источником ценного химического сырья. Жители Иудеи называли его «солёным», а арабы – «зловонным» морем. Плотность воды в нём велика настолько, что купающийся в море человек не погружается в воду, а держится на поверхности, как пробка. Рыба, попадающая в это море, быстро погибает. О каком море идёт речь? (О Мёртвом.)

4. Вода в этом море мутная, зеленоватого оттенка. Древние греки называли его «Меотийским болотом», так как оно небольшое и мелкое. Но именно поэтому здесь зимой бушуют свирепые штормы. Волне в этом море негде разгуляться, поэтому она такая «злая». Моряки боятся её не меньше океанской. Это море – один из самых богатых и продуктивных водоёмов мира, естественный своеобразный рыбный питомник. О каком море идёт речь? (Об Азовском.)

5. Это большое озеро называют морем. Совсем недавно оно занимало четвёртое по площади место среди всех озер мира. Правда, оно всегда было неглубокое (средняя глубина 16 метров) и воды в нём в 20 раз меньше, чем в Байкале. Однако оно считалось всё-таки морем – с портовыми городами на берегу, развитым судоходством и богатыми рыбными ресурсами. Теперь корабли и портовые сооружения удалены от берега моря на несколько десятков километров, а с осушённого дна ветер вздымает миллионы тонн соли, разнося её на сотни и тысячи километров. И всё это произошло по вине людей. Гибель этого моря – результат непродуманной хозяйственной деятельности человека, нежелания учитывать законы природы. О каком гибнущем море идёт речь? (Об Аральском.)

6. По библейскому преданию, пророк Моисей, спасая иудеев из египетского рабства, провёл их по дну этого моря. По воле Бога море расступилось переел Моисеем, пропустив его со спутниками, и закрылось вновь перед преследователями – войсками фараона. О каком море идёт речь? (О Красном.)

7. Известен знаменитый путь «из варяг в греки». Путь из какого моря в какое? (Из Балтийского в Черное.)

8. Это озеро находится в Восточной Африке, названо в честь английской королевы и означает «победа». Как оно называется? (Озеро Виктория.)

9. Это озеро называют «жемчужиной Киргизии». Путешественник XVII века сообщает об этом удивительном озере: «Драконы и рыбы обитают в нём вместе, а иногда из недр его появляются необыкновенные чудовища». В это озеро впадает более сотни рек, но из него не вытекает ни малейшего ручейка. За последние сто лет уровень этого озера понизился на 7 метров. Это чудо-озеро находится среди пустынь. В переводе с киргизского название озера звучит как «горячий», «тёплый». Оно не замерзает круглый год. Ходят легенды о городах на дне озера, затопленных в результате сильнейших землетрясений. Назовите это озеро? (Иссык-Куль.)

10. Это озеро за свою долгую историю имело более 50 названий. Оно было Белым и Зелёным, Западным и Северным, Персидским и Астраханским, Хазарским и Хвалынским, Хорасанским и Георгиевым. До наших дней дошли названия, данные ему по имени народов, живущих на его берегах в далёком прошлом. За огромные размеры его называют морем, но в результате непродуманной, расточительной деятельности человека водная поверхность всего за несколько десятков лет сократилась на площадь, равную Азовского моря. Назовите это озеро? (Каспийское.)


Жюри:

Подведение итогов за первые два конкурса.


Учитель:

А теперь давайте проведём конкурс «Пойми меня».

Каждая команда выделяет по одному участнику. Один из них выбирает карточку для себя – другая достаётся сопернику. На обратной стороне каждой карточки написаны слова или фразы, и участник игры должен, жестикулируя, объяснить их своей команде, не произнося ни одного слова вслух.


Первое задание: на карточках написаны следующие слова: залив, остров, горизонт, айсберг, джунгли, болото, оазис, почва, тайга, гейзер. За каждое правильно угаданное слово команда получает один балл.

Второе задание: на карточках написаны названия природных явлений: извержение вулкана, наводнение, ураган, землетрясение. Если команда угадала правильно – она получает два балла.

Учитель:

Пока выдвинутые от команд участники обдумывают свои задания, наступил не менее ответственный этап игры – блицтурнир. Блиц означает – быстрый. Задача команд – дать правильные ответы на максимально большее количество вопросов.


Вопросы I команде:

1. Какую форму имеет планета Земля? (Форму шара, приплюснутого у полюсов и растянутого вдоль экватора, – геоид. Причём с Северного полюса сжатие сильнее, чем с Южного.)

2. Как называется «страна ковров»? (Иран.)

3. Страна, родина чая? (Китай.)

4. Какой город называют «мать городов русских»? (Киев.)

5. Остров, у берегов которого, согласно легенде, из морской пены вышла богиня красоты Афродита? (Кипр.)

6. Название какого города в Ферганской долине напоминает о передвижении людей и животных по пустыне? (Караван.)

7. Штат, в котором проводятся испытания ядерного оружия США? (Штат Невада.)

8. В какой стране самое большое население? (Китай.)

9. Какая страна самая многонациональная? (Индия. Здесь насчитывается несколько сотен наций, народностей и племенных групп, говорящих на различных языках. В переписи 1199511 года в Индии было выделено 845 языков и диалектов.)

10. Северная часть Индийского океана холодная или тёплая? (Тёплая.)

11. Как называется подвиг самурая? (Харакири.)

12. Город, который парит в облаках? (Орёл.)

13. Сколько у Земли материков? (Шесть. Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.)

14. Как называется наука о погоде? (Метеорология.)

15. На каком языке говорят в Индии? (Хинди.)

16. Как называется горячий фонтан, бьющий из земли? (Гейзер.)

17. Самое большое озеро в мире? (Каспийское.)

18. Наука, занимающаяся изучением пещер? (Спелеология.)

19. Как называется крайняя форма расовой дискриминации? (Апартеид.)

20. Страна с самой высокой в мире рождаемостью? (Кения.)

21. Что называют «голубыми глазами» Земли? (Озёра.)

22. Столица Швеции? (Стокгольм.)


Вопросы II команде:

  1. Как называется модель земного шара? (Глобус.)

  2. Дробное число, показывающее, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении его на карте? (Масштаб.)

  3. Как называется река «Американская Волга»? (Миссисипи.)

  4. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас.)

  5. Остров, на котором, по приданию, обитало чудовище Минотавр? (Крит.)

  6. Из какого штата родом девочка Элли, главная героиня сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города»? (Канзас.)

  7. Как называется искусственное орошение полей? (Ирригация.)

  8. Столица Белоруссии? (Минск.)

  9. Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь.)

10. В какой из трёх стран мужчин больше, чем женщин? Индия, Китай, Япония. (Индия.)

11. На флаге какой страны изображено солнце? (Япония.)

12. В чём различие сталактитов и сталагмитов? («Каменные сосульки» сталактиты – свисают с потолка, а сталагмиты «растут» со дна пещер.)

13. В какой стране принят закон, запрещающий иметь более одного ребёнка? (Китай.)

14. Как называется вид местности? (Ландшафт.)

15. Страна, занимающая по площади целый континент? (Австралия.)

16. Азиатские страны, не имеющие выхода к морю? (Монголия, Непал)

17. Искусство создавать букеты? (Икебана.)

18. Конусообразная гора с отверстием на вершине? (Вулкан.)

19. Какие самые высокие горы Земли? (Гималаи с высочайшей вершиной мира Эверестом, или, как её ещё называют, Джомолунгма. 8848 метров.)

20. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал. Средняя глубина 730 метров, максимальная в средней части озера 11620 метров.)

21. Самая высокая гора Японии» (Фудзияма. 3776 метров.)

22. Искусство выращивания карликовых деревьев? (Бонсай.)


Пока жюри подсчитывают баллы, мы возвращаемся к игре «Пойми меня». У участников было время для подготовки.

(Ответы участников конкурса «Пойми меня».)


Жюри:

Сообщение результатов за конкурсы: «пойми меня» и блицтурнир. Сообщение общего результата.


Учитель:

Удивительна и прекрасна наша «маленькая», с точки зрения современного человека, планета Земля. Но сколько волнующих тайн и загадок она нам ещё не открыла. Многочисленные народы, населяющие Землю, хранят различные предания, сказания и легенды о тех местах, где им пришлось родиться. В следующем конкурсе, который называется «Угадай по описанию», вы должны назвать либо страну, либо животное, либо растение, либо город, либо реку, либо творение рук человеческих.


Конкурс «Угадай по описанию»:

1. Существует придание, в котором говорится о том, как Бог создавал людей, чтобы разделить между ними свои владения – наделить каждый народ своим местом на земле. Пришли англичане, русские, французы, украинцы, шведы, латыши, итальянцы и выстроились в очередь. Каждый терпеливо дожидался своего часа. К концу дня, когда вся земля была уже поделена между собравшимися, подошли два статных молодых человека и попросили у Бога свою долю земли.

- Где же вы были до сих пор?

- Послушай нас, – сказал один из пришедших, – мы с приятелем опоздали немного. Когда пришли, здесь уже собралось столько народу, что нам стало скучно стоять в очереди и мы тут же неподалёку уселись в тени и, чтобы утолить жажду и скоротать время, начали пить вино.

- За твоё здоровье, Всевышний! – перебил приятеля другой. – Только за твоё здоровье пили!

- У нас просто дух захватывало от того, как ты мудро и справедливо вершишь свои дела, – подхватил первый. – Неужели ты нас отпустишь ни с чем? Мы же так надеялись на тебя.

- Хорошо! – сказал Всевышний. – Вижу, вы неплохие люди, хотя не очень терпеливы и усердны. Даю вам небольшой кусок земли. Это лучшее из всего, чем я располагал. Берите же эту землю и живите на здоровье! Только доброта моя пусть отзовётся в ваших сердцах таким же добрым отношением к людям.

-Что ты, что ты, – двери нашего дома всегда будут открыты для каждого гостя.

С тех пор земля та стала обитаема. Гостеприимство, щедрость и долголетие этой нации вошли в поговорку. Какая страна появилась на этой земле? Кем были последние просители? (Грузия. Грузины. Природа этой страны действительно благодатна. Недаром в Грузии говорят: «если воткнуть в землю палку, из неё вырастет дерево».)

2. Одно из толкований древнего названия этой страны Ямато – «Путь гор». И на самом деле это прежде всего страна гор. Для большинства жителей этой страны солнце всегда поднимается из-за моря и опускается за горы. Название «Путь гор» напоминает, что рельеф этой страны ещё не завершен. Вся дугообразная вереница островов, на которых она расположена, вздулась волдырями вулканов и без конца сотрясается от подземных толчков. Эта страна имеет и другое название, которое стало известно из книги Марко Поло, – Страна восходящего солнца. Как она называется и о каких внезапных вспышках необузданного гнева природы идёт речь? (Япония. Землетрясения)

3. Столицу этого государства называют «северной Венецией», так как город расположен на многочисленных островах. Назовите её. (Стокгольм.)

4. Это чудо света – самое длинное сооружение, построенное человеком. Единственное творение, видимое невооружённым глазом из космоса. Что это такое? (Великая Китайская стена, протяжённостью 60000 километров.)

5. О тропических лесах этой реки польский путешественник А. Фидлер писал, что человек, попавший в них, дважды испытывал радость: в первый день, когда, ослеплённый сказочным богатством этой реки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он наконец удирает из этого «зелёного ада». (Амазонка.)

6. Совершив кругосветное путешествие на корабле «Бигл», известный ученый Чарльз Дарвин написал об этих удивительных растениях следующее: «Я могу сравнить эти большие водяные леса только с наземными лесами тропической области. Но если бы в какой-либо стране был уничтожен тропический лес, я не думаю, что при этом бы погибло приблизительно столько же животных, сколько погибло бы здесь при уничтожении этих растений». О каких растениях пишет Ч. Дарвин? (О водорослях.)

7. Эта британская колония в 1997 году перестала существовать, воссоединившись со своей исторической родиной. А сейчас её называют третьей финансовой столицей мира, деловой столицей Азии. Как называется эта бывшая колония? (Гонконг.)

8. Этому городу чуть больше 50 лет, но он самый большой из всех заполярных городов мира. Это город вечной мерзлоты, полярной ночи и полярного дня. Расположен он как Мурманск, у моря, согретого Гольфстримом, а в зоне сурового континентального климата, сочетающего в себе большие морозы с сильными ветрами и метелями. Что это за город? (Норильск.)

9. Известный русский учёный, исследователь Азии, Пржевальский, писал, что зрение этих животных очень острое, нюх весьма тонкий, бегают они быстро, на большие расстояния, лазают по горам. Добавлю, что домашние потомки этих животных хорошо переносят жару, недостаток воды и сопровождают путешественников в пустынях. О каком животном писал Пржевальский? (О диком верблюде.)

10. Этот одомашненный зверь имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козы, рога быка и ко всему этому хрюкает, как свинья. В конце XIII века венецианец Марко Поло писал об этом звере: «Есть тут дикие быки (со слона) на вид очень красивые. Шерсть у них повсюду, только не на спине; бывают черные и белые, а шерсть у них длинная, пяди в три, и тоньше и белее шёлка. Любо смотреть, как они хороши! Есть и ручные; ловят диких и пускают их на племя, и наплодилось их много; на них и вьюки возят, и пашут, они и сильны и работают вдвое». Что это за зверь? (Як.)

Учитель:

Наше удивительное путешествие по материкам и странам подходит к концу. Мы, как настоящие путешественники, очень много рассказали друг другу. Конечно, у того, кто ничем не интересуется, и вопросов никаких не бывает. Он или совсем ничему не верит или верит всему подряд, даже самым нелепым выдумкам. Вот к примеру, в Индии, по рассказам вралей, жили люди с собачьими головами, с лошадиными ногами и даже несчастные создания, лишённые рта. Блуждая по берегам великого Ганга, безротые питались только запахами. Каких только «чудес» не насочиняют врали! А у нас с вами последний конкурс – «конкурс вралей». Вы должны отличить правду ото лжи.


Конкурс вралей:

1. Верите ли вы в то, что есть карты, которые создаются каждые три часа? (Да. Карты погоды.)

2. Верите ли вы в то, что древнегреческий философ Аристотель, учитель великого полководца Александра Македонского, погружался под воду и в примитивной подводной лодке? (Нет. Аристотель оставил после себя сочинение, посвящённое проблемам погружения под воду. А по преданию, его ученик А. Македонский спустился под воду с помощью специально изготовленного для этой цели и наполненного воздухом бочонка. Это приспособление иногда применяется и по сей день, а называется оно «водолазный колокол».)

3. Бывают ли стоячие волны на воде, которые стоят по нескольку часов на одном месте? (Да. Их называют сейшами. Сейши возникают в водоёмах, окружённых со всех сторон сушей. Стоячими эти волны называют потому, что обычно в пределах берегов образуются две или три волны, между которыми возникают как бы узлы – точки, где уровень воды остаётся неизменным – стоит на месте. Высота же самой волны достигает нескольких метров. Например, в Женевском озере волны-сейши вздымаются на два метра примерно через каждый час, в Азовском море – на 10-20 сантиметров раз в сутки.)

4. Верите ли вы, что на земном шаре есть места, где грибы растут выше деревьев? (Да. В тундре.)

5. Верите ли вы, что в Париже жителей становится всё больше и больше, а население сельских районов сокращается? (Нет. В Париже и других больших городах Франции население уменьшается, малоимущим французам столица сегодня не по карману.)

6. Верите ли вы в то, что китайцы предпочитают пить водку, в которой плавают скорпионы, черепахи и змеи? (Да. Китайцы настаивают водку на травах и живых существах, от этого у неё сильный, довольно неприятный для европейца запах. Водка будет тем дороже, чем больше компонентов использовано при её приготовлении.)

7. Согласны ли вы с тем, что здравомыслящий японец не будет есть ядовитую рыбу? (Нет, будет. Японская «собака-рыба (фигу, или иглобрюх) смертельно ядовита, но её едят, извлекая яд. Этим занимаются специально обученные повара. В некоторых ресторанах висит даже шутливая надпись: «Администрация не несёт ответственность за жизнь клиента».)

8. Верите ли вы, что азиатский город Сингапур довольно грязный? (Нет. В Сингапуре на каждом шагу урны. Плевок на тротуаре может стоить плевальщику в 100 долларов США.)

9. Верите ли вы, что в Китае существуют «домовые комитеты», следящие за тем, чтобы их соседи не «плодили» детей? (Да, за «лишних» детей придется платить высокие налоги.)

10. Верите ли вы, что существует «красная книга» кораблей? (Да, в 1973 году агентство Ллойда выпустило «красную книгу» кораблей, пропавших без вести.)

11. Верите ли вы, что в скотоводческой Англии, где волки были настоящим бедствием для скота, сооружён памятник этому хищнику? (Да. На том месте, где, как полагали, убили последнего волка. Соорудили памятник. Официально считается, что это случилось в 1880 году в районе Кармантена. Однако англичане несколько поторопились: на самом деле последний волк был уничтожен спустя 63 года в Шотландии.)

12. Как известно, гусеницы сильно вредят сельскому хозяйству. Верите ли вы в то, что в Австралии стоит памятник вредной гусенице? (Да. В первой половине XIX века в Австралию был завезён из Южной Америки кактус, очень понравившийся фермерам, и они стали обсаживать им поля. В засушливые годы сочные стебли кактуса служили превосходным кормом для овец. Но к 1925 году неприхотливое растение уже занимало площадь 260 тысяч кв. км. Кактусы стали вырубать, жечь, вытаптывать, но это не помогло. Тогда, изучив более 150 видов садовых вредителей, учёные остановились на гусенице кактобласиса, которая в течение 10 лет уничтожила почти все кактусы. Признательные фермеры в честь такого события возвели памятник вредной гусенице, спасшей их от разорения.)

13. Верите ли вы в то, что богатый сицилийский король имел золотую карту обитаемого мира? (Нет, у него была серебряная карта. Сицилийский король Роджер II очень любил географию и гордился этим. Он приказал выгрести из своей сокровищницы всё серебро, переплавить и выковать из него большую пластину, какая только получится. На огромной круглой пластине изображались моря и реки, горы и пустыни разных стран. Но карта оказалась недолговечной. Скоро наследникам короля потребовались деньги, и серебряная карта исчезла.)

14. Возможно ли вернуть вчерашний день? Верите ли вы, что на суше может пройти на один день больше, чем на корабле? (Да, такой случай описан в истории первого кругосветного путешествия Магеллана. В течение всего плавания один из его участников, не пропуская ни одного дня, записывал всё, что видел. И вот по возвращении домой оказалось, что на суше прошло на один день больше, чем на корабле. На корабле среда, а на суше четверг. Испанцы были в ужасе, ведь они невольно передвинули дни праздников и постов. Этот загадочный случай стал понятен, когда на планете ввели часовые пояса. Среди часовых границ есть такая, при переходе через которую вместе с изменением времени на один час изменяется и дата. Условились, что эта линия проходит по 180- му меридиану между материками Азии и Северной Америки. Таким образом, день, а значит, и Новый год начинаются сначала на камчатке, потом в Сибири, затем в Европе, а ровно через сутки – на Аляске и в Америке. На корабле, пересекающем линию изменения даты в восточном направлении, одно и то же число месяца приписывается двум последовательным дням. Наоборот, при пересечении линии даты в западном направлении один день из счёта выбрасывается. Спутники Магеллана, совершая кругосветное путешествие, двигались всё время на запад, «потеряли» один день потому, что при пересечении 180-го меридиана они не выбросили один день; например, после 14 числа у них должно быть 16-е, после среды срезу пятница. Чукотка и Аляска расположены совсем рядом, и только там возможно испытать такое: встретить Новый год дважды, т.е. вернуть уже прошлый день.)


Жюри:

Сообщение оценок за конкурсы «угадай по описанию» и «конкурс вралей». Сообщение конечного результата. Определение победителя. Награждение команд.

Учитель:

Вот и подошла к концу наша познавательная игра. Я надеюсь, она была небесполезной. Ведь знания – это такое богатство, копить которое никому не стыдно и никогда не поздно. А закончить мне хочется последней загадкой. Когда-то охотник-промысловик Яков Санников увидел очертания неизвестной земли. По мнению академика А. Обручева, автора научно-фантастического романа «Земля Санникова», в северо-восточном районе моря Лаптевых должна лежать загадочная земля. Десятки ледоколов избороздили этот район. Полярные лётчики тщательно исследовали местность, но также ничего не обнаружили. Однако охотники и оленеводы говорят, что гуси летят в Северный Ледовитый океан. Куда же тогда летят гуси? (Современные исследования установили, что краснозобые казарки летят на гнездовья в Северную Америку через Северный Ледовитый океан. А так как они всегда летят вдоль береговой линии, значит, что в недавнем прошлом на их пути была земля, которая ушла под воду.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!