Классный час с учащимися (9-й класс) "Путь к себе"
Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Форма проведения: час общения.
Ход классного часа
I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"
Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"
Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}
Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
Свои физические возможности, состояние здоровья.
Свои таланты, способности (умственные, творческие).
Свой характер, темперамент, волю.
Свои вкусы, привычки.
Свои сильные и слабые стороны.
Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Примерные ответы детей:
Узнать призвание, выбрать профессию.
Избежать ошибок и разочарований.
Правильно вести себя с окружающими.
Не браться за невыполнимые дела.
Правильно определить цель в жизни.
Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"
А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.
(В течение 3-5 минут дети работают.)
Время истекло, слушаем мнения групп.
(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)
(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)
Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года.
Я тоже постараюсь быть объективной.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
Записи на листках
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - "Как оценить себя?" (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы детей:
- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели. путь к себе.
На доске: эпиграф и таблица для заполнение в течение кл.часа по ответам учащихся:
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир.
Таблица:
Самооценка |
Завышенная | Заниженная | Объективная |
Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость | Высокомерие Нахальство Обидчивость Чувство собственного достоинства | Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость |
Как правильно оценить себя?
Судите о себе по делам.
Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
Тот, кто вас критикует - ваш друг.
Критикует один - задумайтесь.
Критикуют два - проанализируйте свое поведение.
Критикуют три - переделывайте себя.
Строго относитесь к себе и мягко - к другим.