СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Природа не прощает ошибок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом мероприятии рассматривается патриотизм через экологическое воспитание.Это мероприятие позволит повысить процент людей,для которых атриотизм *это  любовь к Родине,подкреплнная маленькими,но значимыми делами. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Природа не прощает ошибок»»

Республиканский конкурс «Педагог года Донецкой

Народной Республики» в 2024 году в номинации «Классный руководитель года», школьный этап









Духовно-нравственное направление

Классный час «Природа не прощает ошибок»













Автор: Ревенко Н.В.,

учитель английского языка,

МБОУ «Школа №87 г. Донецка»



Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия:

  1. Пояснительная записка

    1. Тематическое направление: духовно-нравственное

    2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Тема классного часа «Природа не прощает ошибок». В этом мероприятии, мы говорим о патриотизме через экологическое воспитание. Ведь патриотизм -это любовь к Родине, или действия на благо Родины. В большинстве случаев, люди просто не знают, где и как могут приложить усилия на благо дома, в котором живут, улицы, микрорайона. Я считаю, что с помощью этого мероприятия позволит повысить процент людей, для которых патриотизм – это любовь к Родине, подкреплённая маленькими, но значимыми делами.

    1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Ученики 11-12 лет, 6 класс.

    1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются учителя в школе - это создание условий для заинтересованности изучения детьми предметов. Практика показывает, целесообразно использовать для решения проблем экологического воспитания новые формы работы с детьми — это мероприятия в виде игровых занятий по экологии. Использование в воспитательной деятельности игровых (активных) форм работы позволяет формировать ответственность и самодисциплину; умение доводить любое дело до конца; ценностные ориентации; осознание значимости каждого объекта окружающего мира в общей экосистеме; нормы взаимодействия с людьми; основы здоровьесбережения.

    1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: создание условий для формирования экологической культуры и позитивного отношения детей к окружающей природной среде как одной из составляющих ответственного отношения к будущему своей страны.

Задачи

1. Актуализировать знания об экологической грамотности в повседневной жизни.

2. Способствовать осознанию сути глобальных проблем экологии, подготовка обучающихся к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции.

3. Активизация личностного выбора и участия школьников в решении актуальных экологических проблем, бережливом отношении к продуктам производственной деятельности человека с целью их повторного использования, правильной утилизации для сохранения экологии (приобретение опыта социальной деятельности, связанной с экологической тематикой).

4. Создать универсальный чек-листа с основными принципами экологичности классного коллектива как одной из составляющих ответственного отношения к будущему своей страны.

Планируемый результат. По завершении воспитательного события ученики класса создадут уникальный чек-лист экологичности класса, в который войдут основные пункты организации класса, нормы и правила поведения, традиции и система поощрения за выполнение каждого пункта чек-листа.

Член классного коллектива сможет:

– самостоятельно обосновать ценности экологического потребления материальных и нематериальных ресурсов;

– внести свои предложения в чек-лист экологичности класса;

– принять необходимость соблюдения экологических правил класса;

– прокачать навыки индивидуальной и групповой работы.


    1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Воспитательное мероприятие «Природа не прощает ошибок» разработано по формату классного часа. Эта форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, а классный руководитель становится значимым взрослым, несущим определенную ценную и полезную информацию.

Данный классный час несет определенные функции:

1) просветительскую – дает возможность расширить круг знаний учеников о разумном потреблении материальных и нематериальных ресурсов;

2) ориентирующую – способствует формированию отношения к окружающему миру, оценки своей экологической культуры;

3) направляющую – акцентирует внимание обсуждения в рамках реального опыта учащихся;

4) формирующую – формирует навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

    1. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые
      для достижения планируемых результатов.

Игровые технологии

На классном часе использованы игровые приемы и ситуации, выступающие как средство побуждения, стимулирования к деятельности. Игры соответствуют учебно-воспитательной цели и задачам мероприятия. Они доступны для учащихся данного возраста и уместны на этапах мероприятия.




Здоровьесберегающие технологии

На мероприятии обеспечено социально-психологическое благополучие ребенка. Занятие построено с учетом достаточной двигательной активности школьников и необходимой сменой видов деятельности.

Технология развивающего обучения

Под руководством классного руководителя ребенок определяет цель и задачи мероприятия и творчески пытается достичь их. Идёт развитие личности и таких качеств, как целеустремленность, честь и достоинство, самостоятельность и организованность, творчество и оценка.

    1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Визуально-графические

Видеоматериалы интервью Николая Дроздова в рамках Всероссийского проекта «Классные встречи РДШ», карточки для индивидуальной работы.

Мультфильм «Дружба человека и земли».

Материально-технические

Командные творческие боксы (фломастеры, бумага, клей, ножницы), листы ватмана, карточки для составления чек-листа.

Методические

Классному руководителю необходимо освоить понятийный аппарат современного экологического образования, познакомиться с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития.

    1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данную разработку можно изменить под каждого учителя. Если нет возможности выполнять определенные задания, можно подготовить мультфильм, а также провести викторину или тест на закрепление.

  1. Основная часть

    1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Для проведения классного часа «Природа не прощает ошибок» необходимо подготовить классный кабинет к групповой работе обучающихся. Заранее подготовить и разрезать карточки - примеры челленджей для разработки экологичного чек-листа класса.

Приготовить карточки для индивидуальной работы учеников.

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)





































Природа не прощает ошибок

Цель классного часа: формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание; побудить интерес к судьбе нашей планеты, воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

Задачи

Личностные:

- формировать у учащихся ответственность за состояние окружающей среды, активное участие в деле защиты окружающей среды.

Предметные:

- расширить представление детей об экологических законах.

Регулятивные:

- уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- уметь настраивать себя на продуктивную работу;

- уметь регулировать свою собственную деятельность;

- уметь проводить рефлексию собственной деятельности.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

- умение высказывать свою точку зрения

- умение оформлять свои мысли в устной форме

- умение слушать и понимать речь других.



Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!



Миллионы лет назад на границе каменной тверди нашей планеты и окружающего её воздушного океана возникла тонкая оболочка, в которой существует жизнь. Она сравнительно невелика – составляет не более 1% от размеров Земли, но именно здесь мерно колышутся волны океанов, идут дожди, текут реки, здесь находятся высокие горы и глубокие впадины, сверкают ледники и дышат зноем пустыни. Эта уникальная оболочка такая хрупкая и такая беззащитная! Сохранить её – вот главная задача всего человечества.

Здравствуйте, ребята. Предлагаю посмотреть видеоролик с Николаем Дроздовым - доктором биологических наук, профессором, ведущим телепередачи «В мире животных». Догадались ли вы, о чем сегодня будет наш с вами разговор? https://vk.com/video-182619262_456239043

(Дети предлагают свои варианты, определяют тему нашей встречи)

Радует, что вы точно определили тематику нашей встречи. Это – экология - глобальная проблема человечества. Тема нашей сегодняшней встрече называется «Природа не прощает ошибок». Мировые лидеры уже сегодня ищут способ спасти планету. Мы можем стать участниками в решениях этих вопросов на своем уровне. Вы согласитесь, что основной фразой в ответе Николая Дроздова является: «Если человек не заботиться о природной среде, она превращается в окружающую среду». А вы как думаете, что значит заботиться о природной среде?

(Дети предлагают свои варианты, обосновывая их, приводят примеры из жизни)

Да, еще Маленький Принц сказал: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». А что реально, сейчас, может ежедневно делать каждый из нас?

(Ответы учеников)

Давайте, посмотрим мультфильм «Дружба человека и земли», и послушаем, что говорит об этом наша планета. (https://yandex.by/video/preview/852091190345605042 )

Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»


Давайте, попробуем разобрать проблемную ситуацию. Прослушайте рассказ.

 Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему местный - житель тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Старик, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманную рыбу и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

- Какой же экологический урок дал старик рыбаку?

(Ответы учеников)

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе все находится в равновесии, все связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

- А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

(ответы детей)

 В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, нашу планету. А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

            Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать. Природа живет по своим законам. Эти законы не в силах отменить и изменить ни одно правительство мира. Мы можем только учитывать их, уважать и использовать.

Информационный блок «Законы экологии»

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Суть этого за­кона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или ве­ществом, как его можно использовать, это не значит, что дан­ное явление или вещество бесполезно. Человек еще не «до­рос» до полного понимания всех природных процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа – единое целое.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Работа в группах «Обращение от имени природы»

Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа напишет ученикам нашей школы.

(Представители групп, читают обращения).

А, сейчас выберите из предложенного подходящее понятие к теме нашей беседы и обоснуйте свой выбор.

Пример понятий: «Пить воду из многоразовой бутылки»,

«Не засорять свою речь»,

«Ходить в магазин с сумкой-шоппером»,

«Сортировать мусор»,

«Выключать свет, выходя из…»,

"Купить банан, который не в связке".

Вы видите, что экологично это не только про защиту и охрану живой природы. Но и о жизни каждого человека на нашей Земле, как пространства своего личного, времени и чистоты своего языка. Это, конечно, здорово вершить судьбу всего мира, но важно здесь и сейчас понять себя и решить, как мы, 6 «А» класс, уже сегодня можем помочь окружающей природе остаться такой же и для будущих поколений.

Прошу вас заполнить карточку, вписав пять дел, которые вы готовы начать делать уже завтра, для того чтобы ваша жизнь стала экологичнее.

Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Сейчас мы проведём рейд по улицам города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Следующая ситуация: в цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Хочу предложить вам, создать экологичный классный чек-лист!

Что такое чек-лист?

(ответы детей)

«Чек-лист» переводится как «проверочный/контрольный список». Стандартно это перечень пунктов, напротив которых ставятся галочки — когда тот или иной будет выполнен. Так легко отследить, что и в каком объёме осталось сделать).

У вас на столе есть бокс (коробка), в котором вы найдете все необходимые материалы для изготовления экологичного чек-листа. Обратите внимание, что вы должны выбрать только 5 вариантов челленджей для включения их в наш чек-лист. У вас есть 5 минут на выбор челленджей и оформление чек-листа.

Примеры экологичных челленджей:

«00 дней чистого языка в классе»,

«__ новых слов мы узнали»,

«___ крышечек мы собрали»,

«___ минут мы сэкономили электричества»,

«Не используем целлофан»,

«___ личных бутылок для воды в классе»,

«Создай шедевр из вторичного материала…..»;

Ребята, давайте посмотрим на ваши ответы. Вы видите, что несмотря на уникальность работ, ваши челленджи совпадают. Это радует! Вы услышали мнения, посмотрите свой чек-лист.  Предлагаю составить общий чек-лист. Вы называете челлендж, а мы голосуем и на протяжении месяца соблюдаем и выполняем условия участия в совместном эксперименте.

(Дети голосуют)

Благодарю каждого из вас за ваше осознанное принятие решения и поздравляю, что с этого дня наш класс участвует в уникальном эксперименте, которым мы разработали сами и приняли правила его реализации. Поздравим друг друга! Аплодисменты!

Наш классный час завершается, и в заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Давайте вместе сделаем шаг навстречу природе. Перед вами дерево, символизирующее отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в жизни природы, возьмите листок и прикрепите его на дерево.

(Ученики прикрепляют листики)

Посмотрите, каким нарядным, красивым стало наше дерево! Вот так и наша планета пусть будет такой же красивой, неповторимой, жизнерадостной. А это зависит от каждого из нас. Мы хранители нашего общего дома под названием Земля! Всё в наших руках!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!