СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Права и обязанности школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности» воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания, формировать желание и готовность участвовать в нем. Развивать  умение называть свои права и анализировать поступки. Воспитывать уважение к другим людям.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Права и обязанности школьника»»

Тема: «Права и обязанности школьника»

Класс: 2

Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности» воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания, формировать желание и готовность участвовать в нем. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: словарь Ожегова; музыка для конкурса, презентация.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

Наш классный час мне бы хотелось начать строками из стихотворения:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить,

Иметь уютный дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любимым

Он на свете не один

Сегодня мы с вами поговорим о Конституции, а также правах человека и ребёнка. Праздник, посвященный Дню Конституции, который мы отмечаем 12 декабря, - это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей стране – России.

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны, это нормативно-правовой акт, который закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, ребята, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

- Верно! Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

- Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? Ответы детей.

- С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право.

- Что же такое право? Ответы детей. Право - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, учителя и многие др.

- Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Что означают слова «права» и «обязанности» ? (Выслушиваются ответы детей)

Из словаря Ожегова: «Право-охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять» Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д.» «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»

Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (ответы детей)

Ребята, вы знаете, что все люди и взрослые и дети имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и т.д.

А сейчас я вам расскажу какие права и обязанности имеют все дети.

1. Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права.

  1. Дети имеют право на воспитание в семейном кругу или находиться на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

  2. Каждый ребенок имеет право на полезное и качественное питание.

  3. Дети имеют право на медицинскую помощь и уход.

  4. Дети имеют право на досуг, имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

  5. Каждый ребенок имеет право на отдых

  6. Дети имеют право на бесплатное образование

  7. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. Право на защиту от физического и психологического насилия.

  8. Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы.

  9. Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

  10. Дети-инвалиды имеют право на заботу об их физическом и психологическом состоянии.

  11. Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Обязанности школьника.

  1. Каждый школьник обязан соблюдать устав своей школы

  2. Добросовестно учиться

  3. Бережно относится к имуществу школы

  4. Уважать честь и достоинство других школьников и работников школы.

  5. Выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

  6. Соблюдать правила поведения на уроке и перемене.

  7. Во время перемены навести порядок и чистоту на своем рабочем месте.

3.Викторина.

Предлагаю вам поиграть в игру « Разрешается-запрещается» Я буду говорить о праве, а вы отвечать: « Разрешается-запрещается»

1.Вот в углу мальчонка,

Плачет надрывается.

Бить, наказывать ребенка СТРОГО (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)

2.С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить- Это(РАЗРЕШАЕТСЯ)

3.Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают – Это (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)

4.Рисовать и петь, учится,

Если заболел – лечится, Это-(РАЗРЕШАЕТСЯ)

5. Этот трудиться ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются

В детстве тяжкая работа Это- (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)

6.Вместе дружно жить ,

С разными детьми дружить Это-(РАЗРЕШАЕТСЯ)

Конкурс «Песня о правах»

  1. «Чему учат в школе» - право на образование

  2. «Я служу России»- обязанность служить Родине

  3. «Песня бременских музыкантов»- право на свободу передвижения, мирных собраний

  4. «В каждом маленьком ребенке» - право на всестороннее развитие

  5. «Песенка мамонтенка» -право иметь семью

  6. «Чунга-чанга» -право на отдых

  7. «В траве сидел кузнечик» -право на жизнь

Молодцы, ребята! Все правильно ответили. Следующее задание тоже очень интересное закончить нужно предложение.


Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений

- В школе я должен…

-В школе я имею право…

-Дома я должен….

-Дома я имею право…

- На улице я должен…

- На улице я имею право…

Вывод: вот мы с вами уже сколько узнали и дальше будет еще интереснее……


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Ситуации из литературных произведений.

1. «Золушка» . Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх. Какие права нарушены?(право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в различных мероприятиях)

2. «Колобок». Убегая от волка, зайца Колобок все равно попадает к лисе и она его съела. Какие права нарушены? (право на жизнь, государство защищает жизнь ребенка от любых посягательств )

3.К. И. Чуковский «Доктор Айболит» . Помогает всем животным бесплатно. ( Право на укрепление и охрану здоровья)

4. С. Я. Маршак «Кошкин дом» Кошка с котом после пожара остались без дома. (Право на жилице, каждый ребенок имеет право на дом и семью)

5.Приключения Буратино. Попал в плохую компанию и не дошел до школы. (Право на образование)

6. Гадкий утенок. На птичьем дворе все его обижали. ( право на защиту чести и достоинства)

7. Три медведя. Маша зашла в чужой дом и начала там брать вещи ( право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь)

Правильно ребята! И с этим заданием мы справились. Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается так как жизнь человека или сказочного героя это самое дорогое что есть.

А сейчас ребята прочитают стихи которые подготовили к теме нашего урока.

Подведение итогов.

Представьте ситуацию, если бы не было этого закона, не было бы правил и норм?

Сейчас вы маленькие граждане России, но вы тоже обладаете правами, у вас тоже есть свои обязанности. Назовите их. А самые главные ваши обязанности- любить свою Родину, хорошо учиться, правильно вести себя в обществе. В заключении, послушаем стихотворение о правилах поведения (С. Маршак «Урок вежливости»)

Медведя лет пяти – шести

Учили, как себя вести:

-В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь.

И уступай прохожим путь.

И старых уважай.

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай.

Так мишку лет пяти- шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-

Лисицам и медведям,

знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес,

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти- шести

Учили, как себя вести.

Но, видно , воспитатели

Напрасно время тратили!

-О каких правилах говорится в этом стихотворении? (О правилах поведения в обществе)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!