Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П.Жданова»
КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ
«ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЗВЕЗДАМ»
Подготовила и провела
учитель физики
Пушкова О.П.
г. Братск
«Человечество не останется вечно на Земле,
оно в погоне за светом и пространством
сначала робко проникнет за пределы
атмосферы, а затем завоюет себе
все околосолнечное пространство»
К.Э.Циолковский
Цель: показать, что человеческая мысль преодолевает любые преграды; воспитывать чувство гордости за вклад нашей страны в освоение космоса; пополнить знания учащихся новыми сведениями о космосе; повысить интерес к учебным предметам, которые связаны с содержанием классного часа.
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня мы проведем классный час, посвященный Дню космонавтики. Утром 12 апреля много лет назад был совершен первый полет человека в космос Ю.А.Гагариным. А вы хотели бы побывать в космосе?
Я хочу представить вам четыре экипажа космонавтов, готовившихся к полету в космос. Вы будете сегодня биться за право быть избранными для этой цели.
Сейчас, в течение минуты придумайте название своему экипажу и объясните, почему вы так его назвали.
Представление команд.
Для полета будет выбран самый сплоченный, находчивый и собранный экипаж. И сейчас вы должны пройти несколько испытаний.
Испытание №1 «Освоение космоса»
Вопросы – ответы:
Когда и кем был совершен первый в мире космический полет?
12. 04.1961г., Ю.А.Гагарин,
корабль «Восток» с космодрома Байконур,
на орбите находился 108 минут,
приземлился в Саратовской области.
Какие живые существа совершили первый орбитальный полет в космос?
Собаки Белка и Стрелка, 40 мышей, 2 крысы и растения
Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов?
К.Э.Циолковский
4. Первые женщины космонавты.
Валентина Терешкова – корабль «Восток -6»,
16 июня 1963 г., полет продолжался 70ч.41мин., за это
время было сделано 48 оборотов вокруг Земли
Светлана Савицкая – 25 июля 1984г. вышла в открытый космос
Академик, дважды Герой Социалистического труда, главный конструктор ракетно-космических систем, родившийся в Сибири, в честь него названа одна из улиц г. Братска.
Михаил Кузьмич Янгель, родился в 1911г.
в с.Зыряново Нижнеилимского района
Какие животные существа находились на борту автоматической межпланетной станции «Зонд – 5», которая 15 сентября 1968 г. была выведена на окололунную орбиту? В этом полете впервые в мире было осуществлено возвращение на Землю космического аппарата после облета Луны со второй космической скоростью.
Черепахи
Назовите имя космонавта – нашего земляка.
Александр Полещук
Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?
4 октября 1957г. – начало космической эры
Кто и когда совершил первый выход из корабля в космическое пространство?
Алексей Леонов – 18 марта 1965 г. на корабле «Восход – 2»
Кто из основоположников космонавтики был учителем?
К.Э.Циолковский – ученый самоучка,
из-за глухоты не смог учиться в школе
Им созданы первый советский ракетный планер, первая советская крылатая ракета, ракетные ускорители для самолетов.
Сергей Павлович Королев
Кто и когда создал первый в мире телескоп?
Галилео Галилей в 1609г.
Испытание №2 «Авария»
Космонавт потерпел аварию на теневой стороне Луны в 300 км от базы. С ним выпали следующие предметы: коробка спичек, пищевые концентраты, 20м нейлонового шнура, кислородные баллоны (2 шт. по 50 кг), звездная карта лунного небосклона, магнитный компас, 25 л. воды в сосуде, сигнальная ракета, аптечка первой помощи, приемопередатчик на солнечных батареях. Расположить все предметы в порядке их значимости.
коробка спичек -10
пищевые концентраты - 4
20м нейлонового шнура - 6
кислородные баллоны (2 шт. по 50 кг) - 1
звездная карта лунного небосклона - 3
магнитный компас - 9
25 л. воды в сосуде - 2
сигнальная ракета - 8
аптечка первой помощи - 7
приемопередатчик на солнечных батареях – 5
Испытание №3 «Салон космического снаряжения»
Так как условия в космосе необычные, то и космическое снаряжение тоже необычное. Каждый предмет имеет свое назначение. Экипажи получают карточку с названием прибора и кратким его описанием, обсуждают и высказывают свое мнение о его назначении и принципе действия.
Космический молоток. Он внутри полый и частично заполнен дробью. (Используется для ремонтных работ. При ударе о деталь он будет стремиться отскочить обратно, но дробь, движущаяся внутри молотка по инерции, будет препятствовать отскакиванию.)
Автоматические датчики, которые прикрепляют к ногам, рукам и груди космонавта. (Это датчики – «доктора», которые свое медицинское заключение передают земным докторам в ЦУП.)
Реактивный пистолет, из которого космонавт может стрелять. (Стреляя в одну сторону, космонавт движется в противоположную в открытом космосе.)
Фал. (Это веревка, при помощи которой космонавт связан с кораблем при выходе в открытый космос.)
Кресло перед пультом управления, напоминающее сиденье в мягком автобусе. В спинке кресла спрятаны парашюты. (В кресле космонавт работает, отдыхает, спит, обедает, кресло – это летательный аппарат. Стоит космонавту подать команду, как отключается реактивный двигатель, который выбросит кресло из кабины корабля. В спинке кресла спрятан парашют. Как только кресло начинает падать на Землю, раскроется тормозной парашют и замедлит падение. Через некоторое время космонавт отделится от кресла. Одновременно раскрывается основной парашют, который плавно опустит космонавта на Землю.)
Глобус, находящийся на пульте управления, вращающийся когда корабль на орбите. ( Внешне он похож на школьный глобус. Когда корабль выходит на орбиту, глобус оживает и начинает поворачиваться с той же скоростью, с какой Земля проплывает под кораблем. Благодаря глобусу космонавт видит, где он пролетает в данный момент. При этом можно выбрать удобное место посадки.)
Скафандр. (Надежный космический дом для работы в открытом космосе.)
Набор «туалетный». Каждый человек должен умываться, принимать пищу 3 раза в сутки. Как это делается в космосе? (Для умывания – влажные салфетки. В меню входят – мясные блюда, суп, картофель, соки, кофе, какао, мед, горчица, лук, чеснок (в тубах). Каждый кусочек печенья и кекса обернут в тающую во рту пленку, чтобы не было крошек. Хлеб упакован в полиэтиленовые пакетики по 4,5 г – это столько человек может откусывать в один раз.)
Ранец – постоянно присутствует у космонавта. (В ранце находится все на случай аварии. В ранце радиопередатчик, который начинает работать при аварии. При аварии сигналы радиопередатчика ждут летчики, встречающие космонавтов при опускании на Землю.)
«Стадион». (Бегущая дорожка с упругими резиновыми лентами, велотренажер.)
«Космическая аптека». (Большинство лекарств имеет естественное происхождение: лимонник, женьшень, витамины.)
«Кислород». (Его получают прямо на станции, производя электролиз воды, т.е. разлагая ее на кислород и водород.)
Подведение итогов испытаний.
коробка спичек
пищевые концентраты
20м нейлонового шнура
кислородные баллоны (2 шт. по 50 кг)
звездная карта лунного небосклона
магнитный компас
25 л. воды в сосуде
сигнальная ракета
аптечка первой помощи
приемопередатчик на солнечных батареях
______________________________________________
коробка спичек
пищевые концентраты
20м нейлонового шнура
кислородные баллоны (2 шт. по 50 кг)
звездная карта лунного небосклона
магнитный компас
25 л. воды в сосуде
сигнальная ракета
аптечка первой помощи
приемопередатчик на солнечных батареях
Космический молоток. Он внутри полый и частично заполнен дробью.
Автоматические датчики, которые прикрепляют к ногам, рукам и груди космонавта.
«Кислород».
Реактивный пистолет, из которого космонавт может стрелять.
Скафандр.
Ранец – постоянно присутствует у космонавта.
Кресло перед пультом управления, напоминающее сиденье в мягком автобусе. В спинке кресла спрятаны парашюты.
Набор «туалетный». Каждый человек должен умываться, принимать пищу 3 раза в сутки. Как это делается в космосе?
Фал.
Глобус, находящийся на пульте управления, вращающийся когда корабль на орбите.
«Стадион».
«Космическая аптека».