СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Поэзия Донбаса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час Поэзия Донбаса»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Современная поэзия»






2 021


Методическая разработка воспитательного направления «Современная поэзия». – Донецк: ГПОУ ДПК, 2021. – 15 с.





Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий политехнический колледж»






Составители:

Борисенко И.В – преподаватель комиссии электротехники и автоматики, квалификационной категории «Специалист высшей категории» ГПОУ «Донецкого политехнического колледжа».

Моргун Л.В. – преподаватель квалификационной категории «Специалист высшей категории» ГПОУ «Донецкого политехнического колледжа»





Методическая разработка воспитательного направления предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия, посвященного современной поэзии. Методическая разработка содержит сценарий мероприятия и приложение – видеоролики, сопровождающие проведение мероприятия.


Рецензенты:

Преподаватель комиссии специальных технологических и технических дисциплин «Специалист высшей категории» ГПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики» Надеева Е.А.

Преподаватель комиссии электротехники и автоматики, квалификационной категории «специалист высшей категории» ГПОУ «Донецкий политехнический колледж» Бурьянова В.А.





Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии электротехники и автоматики Протокол от ____________________

Председатель комиссии __________ В.Ю.Омельченко


Содержание

  1. Пояснительная записка 4

  2. План занятия 5

  3. Структура занятия 6

  4. Ход занятия 7

    1. Вступительное слово 7

    2. Изложение материала 7

    3. Заключительное слово 11

Используемые источники………………………………………………………….12





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthesis – ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Как не возможно представить себе человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить культурного человека без развитых эстетических взглядов.

Система эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя и в окружающей действительности, и она должна быть прежде всего единой, объединяющей все средства искусства.

Художественно-творческое начало в социально однородной студенческой среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое воспитание глубоко проникает в учёбу, исследовательскую деятельность, художественную самодеятельность, в отношения друг с другом.

В этих условиях эстетическое влияние среды и планомерно организуемое эстетическое воспитание действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. Формы и методы эстетического воспитания, созданные на базе Адыгейского педагогического колледжа, создают такую среду.

Одна из функций среднего профессионального образования (СПО) передача молодому поколению ценностей духовной культуры. Практика подготовки специалиста последних лет показала недооценку задач общекультурного развития студентов.

Таким образом, колледж позволяет студенту осознать себя субъектом, добровольным участником процесса: ему предоставляется возможность определить круг изучаемых предметов, спецкурсов эстетического образования, выбрать форму своего участия в художественно

Система аудиторной и внеаудиторной деятельности позволила повысить интерес к эстетическим ценностям, формировать потребность в получении соответствующего образования и воспитания.

Опыт практической работы показал, что система аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов по эстетическому воспитанию основывается на единстве интеллектуального и чувственно-эмоционального компонентов эстетического воспитания, выражением, которого является готовность студента к включению в эстетическую деятельность, формированию созидания своего «я».

Организованное таким образом эстетическое воспитание формирует имидж студента колледжа, изменяет его личные качества. Это происходит благодаря участию студентов в научных конкурсах, олимпиадах, конкурсах художественной самодеятельности, спортивных состязаниях.

Эстетическое воспитание студентов рассматривается нами как развитие эстетических качеств личности: восприятия, чувства, переживания, эстетического вкуса, формирование потребности в эстетическом освоении действительности, активизация деятельности «по законам красоты». Воспитательно-образовательный процесс колледжа создаёт реальные условия для развития у студента эстетического сознания и отношения к действительности, формирования потребности в эстетическом преобразовании своего «я» и окружающей действительности.

Процессы обучения и воспитания в колледже неразделимы. Придать им необходимую эффективность можно лишь, действуя целеустремлённо и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей жизни колледжа. Платон писал: «... самым важным в обучении мы признаём надлежащее воспитание». В нашей работе мы подтверждаем правильность этой позиции.

В рамках эстетического воспитания проводится внеаудиторное мероприятие «Современная поэзия». В целях улучшения образности восприятия материала все песни и фрагменты биографии поэта дополнены видеороликами.

Методическая разработка «Современная поэзия» будет полезна преподавателям литературы, мировой художественной культуры и классным руководителям при подготовке внеклассного мероприятия эстетической направленности, посвященного творчеству поэта.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Современная поэзия»


Цель занятия:

1. Методическая
    • показать методику проведения внеаудиторного массового мероприятия эстетической направленности;

2. Дидактичная

    • расширить знания о жизни и творчестве современных поэтов;

    • узнать стихотворения современных поэтов, положенные на музыку, используемые в фильмах.

3. Воспитательная

  • прививать студентам любовь к поэзии, искусству;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, русской природе;
  • воспитывать эстетическую культуру.

Вид занятия: лекция с элементами видеопоказа

Форма проведения занятия: внеаудиторное мероприятие

Методическое обеспечение занятия
  • методическая разработка воспитательного направления на тему: «Современная поэзия»;

  • видеоролики и видеоклипы;

Технические средства:

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • компьютер;

  • микрофоны;

  • микшерский пульт;

  • звуковые колонки

Структура занятия


  1. Вступительное слово

  2. Изложение материала

Видео «Как создовался гимн днр»

Видео «Наталья Качура»

  1. Заключительное слово




ХОД ЗАНЯТИЯ

Если стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки


1 Вступительное слово.


Сегодня мы покажем литературную композицию, посвященную литературе нашего родного края. Мы изучаем великую русскую литературу, произведения зарубежных авторов, но, порой, совсем не знаем искусство того региона, в котором живем. А литература Донецкого края так же интересна и трагична, как и его история. Мы предлагаем не только прослушать стихотворения донецких авторов, но и почувствовать ту любовь, с которой они пишут о родной земле. Почувствовать и еще больше полюбить свою малую родину. Эту прекрасную землю и мужественных людей, населяющих ее.


2 Изложение материала

Владислав Адольфович Русанов

Родился 12 июня 1966 г. в Донецке. В 1983 году окончил среднюю школу и поступил в Донецкий политехнический институт. В 1988 году получил диплом по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых». В августе 1988 года начал работать в Отраслевой научно-исследовательской лаборатории морского бурения при Донецком политехническом институте. В составе коллектива лаборатории занимался поисково-съёмочными работами на шельфе северной части Черного моря.

В 1990 году перешел на кафедру технологии и техники геологоразведочных работ, где работает до сих пор. В 1997 году окончил очную аспирантуру при Донецком политехническом институте, а в 1999 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме: «Обоснование рациональных технологических режимов ударно-вибрационного бурения подводных скважин». В 2003 году решением Аттестационной коллегии Министерства образования и науки Украины Русанову В. А. присвоено учёное звание доцента.

Свой первый рассказ Русанов написал в 1993 году. Первая публикация состоялась в ноябре 2002 года в журнале «Искатель». В 2005 году в издательстве «Крылов» (Санкт-Петербург) вышел роман «Рассветный шквал» — первая часть трилогии «Горячие ветры севера». В настоящий момент вышло девятнадцать книг и два десятка рассказов в периодических изданиях (таких, как «Человек и наука», «Химия и жизнь», «Порог», «Просто фантастика», «Искатель»).

По опросу газеты «Донецкие новости» в 2009 году Русанов В. А. вошел в список «100 известных донецких».

В 2013 году В. А. Русанов выдвигался на номинацию «Лучший переводчик» на Евроконе, проходившем в Киеве, от Украины.

В 2014 году поддержал создание ДНР, в ноябре стал одним из организаторов Союза писателей ДНР.

Редактор-составитель сборника гражданской поэзии Донбасса «Час мужества» (обладатель специальной премии в номинации "Поэзия" Московской международной книжной ярмарки 2015 года).

В 2015 году получил премию «Лунная радуга» в номинации «В области литературы» за трилогию «Клинки Порубежья».

С 1 ноября 2017 года член Союза писателей России.

11 ноября 2018 года стал депутатом Народного совета ДНР.


«ВАЛЬС ОБРЕЧЁННЫХ »

Мальчики с улиц и девочки книжные…

Осень кружится в кварталах расстрелянных.

Знают лишь ангелы срок, нам отмеренный,

Только молчат, а мы всё-таки выживем.

Не голосите, холёно-престижные,

Будто мы сами во всём виноватые.

На небе облако белою ватою

Мчит в никуда, а мы всё-таки выживем.

Не разобраться, что лучше, что ближе нам?


Анна Николаевна Ревякина

Родилась в Донецке 22 сентября 1983 года. Училась в школе № 147, Учебно-воспитательном комплексе № 1 города Донецка. В 1998 году окончила музыкальную школу № 1 имени Леонтовича, в 2000 году — технический колледж, затем — национальный университет, факультет экономики (с отличием). В 2004 году окончила факультет дополнительных профессий Донецкого университета по специальности «Журналистика», квалификация: журналист печатных СМИ. Училась в аспирантуре (2005—2009), защитила кандидатскую диссертацию. Работала старшим преподавателем, заместителем декана по воспитательной и социальной работе со студентами экономического факультета (2014—2016), с 2012 года — на должности доцента кафедры «Международная экономика» Донецкого национального университета.

Стихи сочиняла с раннего возраста. Первый поэтический сборник «Сердце» вышел в 2011 году. Публиковалась в «Литературной газете», в журналах «Юность», «Наш современник», «Лиффт», «Сибирские огни», «Нижний Новгород», «Родная Кубань», «Соты», «Гостиный Дворъ»; в альманахах и сборниках «День поэзии. XXI век», «Кузнецкая крепость» и др. Она соавтор сборника поэзии «Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014—2015 годов», получившего в 2015 году специальный приз Национального конкурса «Книга года». Соавтор сборника «Я — израненная земля» под общей редакцией Захара Прилепина.

В Донецке основала литературную студию «Кофе-кошка-Мандельштам». В 2015 году — участница общественно-литературного проекта «Слово о Новороссии», также принимала участие в литературном процессе России. В 2019 году участница конференции «Сотрудничество регионов России и Донбасса. Перспективы развития».

Евгений Евтушенко нравилась эмоциональность стихов Ревякиной, а Станислав Куняев удивлялся, как она [Ревякина] умудряется разглядеть в малом — великое.

В 2019 году в Москве вышла более полная книга Анны Ревякиной «Остров», которую составил поэт Карен Джангиров, презентация книги состоялась в ТД «Библио-Глобус».


Город мой. Тот, где с детства отсутствует море

и повсюду степь – невозможно рыжая с янтарём,

словно вечный рассвет, как картинка на мониторе,

словно юность отца, упакованная в альбом.

Не сдержаться, когда прикасаешься к камню,

когда трогаешь тёмную землю, что на крови.

Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно

в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли.


Дмитрий Трибушный 

родился 3 апреля 1975 года в Донецке. В 1997 году окончил филологический факультет Донецкого национального университета, в 2002 году – Одесскую духовную семинарию. Церковнослужитель. Автор книг стихов: «Под другим дождём» (2004), «Белая книга» (2010), «Облака ручной работы» (2013). Редактор донецкого епархиального журнала «Живой родник». Живёт в Донецке.


Над городом гуманитарный снег.

Патрульный ветер в подворотнях свищет.

«Убежище», – читает человек

На школе, превращённой в пепелище.

У всякой твари есть своя нора.

Сын человечий может жить в воронке.

Артиллеристы с самого утра

Друг другу посылают похоронки.

Ещё один обстрел – и Новый год.

Украсим ёлку льдом и стекловатой.

И Дед Мороз, наверное, придёт

На праздничные игры с автоматом.



Михаил Хохлов

Автор Гимна ДНР, гимнов городов Горловка и Иловайск Окончил Хмельницкое музыкальное училище по специальности «Дирижер хора». В Донецком национальном академическом украинском музыкально -драматическом театре работает с 2008 года. Автор музыки и музыкального оформления к спектаклям.


Видео «Как создовался гимн днр»



Наталья Качура

Исполнительница гимна города Горловка Окончила Луганскую академию культуры и искусств им. М. Матусовского и Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова по специальности - магистр музыкального искусства, концертный исполнитель, артист-вокалист. В Донецком государственном академическом музыкально-драматическом театре работает с 2016 года. Солистка в концертных программах.


Видео «Наталья Качура»



Татьяна Резник

МОЯ РОДИНА

Нарисую рассвет – в нем бесшумную гладь

Синих рек и полей твоих золото.

В нем лишь радость побед и великая стать,

В нем счастливая мирная молодость!

Попрошу у судьбы мир, в котором есть ты!

Солнца ясного под небосводами.

Я пою для тебя, я творю для тебя,

Я живу для тебя, моя Родина!

Все в тебе я люблю – суету городов,

И природы твоей прелесть давнюю!

Все в тебе сберегу – вместо тысячи слов,

Свой народ в этих строках прославлю я!

Попрошу у судьбы мир, в котором есть ты!

Солнца ясного под небосводами.

Я пою для тебя, я творю для тебя,

Я живу для тебя, моя Родина!

Нарисую я жизнь – в ней тебя и меня,

Детский смех и любовь, небо чистое!

Пронесу сквозь века и на все времена,

Я зову тебя гордо – Отчизною!

Донецкий край, в стихах воспетый 23

Попрошу у судьбы мир, в котором есть ты!

Солнца ясного под небосводами.

Я пою для тебя, я творю для тебя,

Я живу для тебя, моя Родина!



Людмила Лавриненко

ДОНЕЦКИЙ КРЯЖ

Осыпался август салютом зарниц

С высокого неба Донецкого кряжа.

Про запах полыни и пение птиц

Подсолнух на поле расскажет.

Здесь гости бывали из разных столиц,

Но всем полюбились (не верится даже)

Ветер с востока, простор без границ,

Неброская скромность степного пейзажа.

Здесь нет богатых декораций –

Лишь готика привычных тополей

И графика рыцарей края – акаций:

Их родиной малой считаю своей,

Людей же – бесценным богатством!


Виктор Мостовой

***

Мне шахту не судить бы строго,

Умерив беспокойства пыл.

Но лёгкие в её чертогах

Я пылью угольной забил.

От сквозняков тех бесноватых

Порой так скрутит, что Бог весть

Какие выпалишь слова ты,

Когда тебе ни встать, ни сесть.

Томительна жара дневная,

Но после бани – не беда!

С волос, прохладой обдавая,

Стекает струйками вода.

Я расстегну свою рубашку.

Как дышится легко, свежо!

Подсолнух рыжую мордашку

Подставил солнцу – хорошо!

Мозолиста ладонь Донбасса.

Характер крут, но что с того!

Как ни было б, но жизни трасса

Всё ж пролегла через него.


Валентина Ермоленко

ЧАСОВНЯ НА САУР-МОГИЛЕ

Саур-Могила! В звоне колокольном

Ты слышишь голос павших сыновей…

Тот звон летит по всей степи раздольной.

О, вольный ветер, память в небо взвей!

Пролей дождем: обильным, плодородным –

Патриотизма он взрастит зерно,

Чтоб каждый, кто рожден в краю свободном,

Впитал, запомнил навсегда одно.

Донецкий край, в стихах воспетый 65

Что Родины дороже нет на свете –

Святой земли, где милый отчий дом.

Кто пал на ней, последний миг свой встретив,

Уж точно и не думал о другом!

Зайдем в часовню. Обратясь к иконам,

В молитвах память светлую почтим –

Всем в благодарность, ведь святым законам

Здесь поклонялся каждый побратим.

Их прах – в земле и здесь теперь навечно.

Они – герои наших дней с тобой.

Была в них совесть, честь и человечность,

Отважно шли они в последний бой.

За души их мы свечи будем ставить

И головы свои склонять к ногам.

Они – в раю и вечная им память!

Презрение – убившим их врагам.

А из руин: растерзанных, разбитых

(Наступит тот волнительный момент!) –

В честь всех героев павших здесь, убитых

Взметнется к небу новый монумент.

06.04.2016г.



БУЛЬВАР ПУШКИНА

Я – дончанка. Донецк свой люблю я.

Хорошел он на наших глазах.

И хожу я в погоду любую

Прогуляться по разным местам.

Здесь встречал меня милый с букетом,

Здесь сиренью меня осыпал,

И в тени тополей знойным летом

Он украдкой меня целовал.

Здесь тот сквер, где сынок наш затопал,

Здесь на лавке мой муж меня ждал,

Здесь наш младший в ладошки захлопал

И за голубем резво бежал.

Здесь поэту цветы приносили,

И стихи здесь звучали не раз,

И невест от него уносили,

Предвкушая в блаженстве экстаз.

Здесь однажды деревья срубили,

Оголили бульвар напоказ,

И дончане от горя застыли,

Лишь слезинки катились из глаз.

98 Донецкий край, в стихах воспетый

А потом всё опять зеленело,

Чтоб коврами цветы расстелить,

И магнолии нюхать хотелось,

И алмазы фонтанов ловить.

Жизнь моя, уж давно за полвека,

По любимым аллеям прошла,

И меня, просто как человека,

Наш бульвар покорил навсегда.

Я – дончанка, бульвар – часть Донецка,

Он – визитка для наших гостей,

Для меня же – любимый друг детства,

Самый преданный друг из друзей



3 Заключительное слово

Анна Сыромятникова

Цвети, Донбасс!


Цвети, Донбасс! Цвети и процветай!

Назло врагам, на зависть всем, кто предал,

Цвети, Донбасс – мой самый лучший край, —

И будет мир с салютами победы.


Цвети, Донбасс, для мира, для добра.

Живи в цветах, чтоб радоваться, верить,

Забыв, как сон, кровавые года,

Открыв в большое будущее двери.


Цвети, Донбасс! Влюбляйся, веселись,

Дари весну, сияй и в дождь, и в солнце,

Прославь в стихах и песнях свою жизнь,

Пусть каждый день в глазах твоих смеется.


Цветет Донбасс – мой край непобедим,

Он плоть и кровь великого народа.

Святою верой он, как сын, храним.

Донбасс – ребенок правды и свободы.


Используемые источники:


  1. https://ru.wikipedia.org/

  2. https://www.culture.ru/literature/persons/writer

  3. http://rupoem.ru/esenin/all.aspx

  4. http://yandex.ru/images/search?texthttp://www.litra.ru/biography/get/biid/00415691320921189648/

  5. http://festival.1september.ru/articles/631723/

  6. http://yandex.ru/yandsearch?text


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!