Классный час для учащихся 2 класса на тему «Почему мы так говорим?» (о «грязных» словах и жаргонизмах)
Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку как к культурному достоянию народа.
Задачи:
- побуждать к нравственному самосовершенствованию;
- углубить познания о языке;
- повысить речевую культуру учащихся;
- обогатить речь учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, плакаты о родном языке.
Ход мероприятия.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.
Дети смотрят сюжет из «Ералаша» «Красивые слова»
Автор и режиссер – С.Морозов
В ролях – Настя Шалонько, Д.Повереннова, Б.Химичев.
Хронометраж – 2,21 мин.
- Над чем вы сейчас смеялись?
- Ну и что, может, так разговаривать тоже можно? Что здесь плохого?
(Так говорить нельзя, это некрасиво, бескультурно, непонятно. Так разговаривают необразованные, невоспитанные люди. С таким собеседником неприятно разговаривать.)
- Что бы вы посоветовали девочке, чтобы её речь изменилась? (Ей нужно учиться правильно и красиво говорить)
- А вам нужно этому учиться, или вы уже научились правильной и красивой речи?
2. Сообщение темы, постановка цели.
- Наш классный час мы посвящаем чистоте русского языка. Для каждого из нас русский язык является родным, поэтому мы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.
- Послушайте выступления своих товарищей.
1 ученик:
Не счесть на Земле языков и наречий,
Они существуют, наверное, вечно.
Но нам всех дороже наш русский язык,
И каждый из нас к нему с детства привык.
2 ученик.
Нам сказки читали и песенки пели,
Когда мы лежали ещё в колыбели,
А в школе мы с первых страниц Букваря
Учились читать с буквы А и до Я.
3 ученик.
Но вот незадача: мы русские вроде,
Однако чего не услышишь в народе:
Слова искажают, коверкают речь.
Мы вас попытаемся предостеречь.
4 ученик читает стихотворение «Я схожу с ума, наверно!»
Я схожу с ума, наверно-
Друга не могу понять!
Говорит: «Мне параллельно!» -
Это как расшифровать?
Параллельные прямые
В геометрии живут!
Подскажите, дорогие,
Как мне разобраться тут!?
И ещё друг заявил:
«Мне всё фиолетово!»,
Когда двойку получил
За два дня до этого.
Что не нравится ему,
Он одобрить словом «жесть»…
Не пойму я, почему,
Ведь слова другие есть!
К его «клёво» я привыкла,
У него в ходу оно,
В общем так: без заковырок
Другу речи не дано!
Подскажите, как мне быть
В ситуации такой?
Как мне друга отучить
От привычки от дурной?
Все вместе:
Ты будь с языком осторожней, мой друг,
И вслушайся в речи друзей и подруг.
Справка о русском языке. Знаете ли вы, что…
Слайд 1. Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На нем говорят около 254 млн.человек
Слайд 2. А.Н.Толстой о русском языке сказал: «русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песни над колыбелью».
Слайд 3. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К. Паустовский)
Учитель: Мудрость народа отразилась в пословицах и поговорках. Они делают нашу речь меткой, красочной! Недаром говорится: «Пословица не на ветер молвится».
Слайд 4. Писатель М. Горький справедливо говорил: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Игра – практикум (проводится в парах):
- Проявите смекалку и сообразительность, соберите пословицы и поговорки из слов.
Сделал дело – гуляй смело.
Шило в мешке не утаишь.
Худ обед, коли хлеба нет.
Проверка на слайде 5.
Расставьте ударение в следующих словах:
Торты, морковь, туфля, щавель, километр, магазин, банты, звонит.
Проверка на слайде 6.
Слово учителя:
- Но проблема чистоты языка не только с ударением. В наше время это обилие в речи иностранных слов, которые порой вовсе не понятны большинству людей. С чужеземными словами нужно обращаться осторожно, не употребляя их наобум.
Слайд 7. Как это по – русски? Подберите русский синоним к иностранным словам: Имидж – образ, менеджер – руководитель, шоу – зрелище, представление, шопинг – делать покупки, лайфхак – полезный совет, чилить – получать удовольствие, креативный – творческий.
Учитель:
- К сожалению, приходится сталкиваться и с бранными выражениями и нецензурной лексикой, проще говоря, матом. Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского доказала, что бранные выражения плохо влияют на здоровье тех, кто ругается, и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. И словом можно исцелить больного. Вот такая сила у слова!
- Давайте проведем небольшой эксперимент. Произнесите ласковые, приятные слова своим одноклассникам. Когда слышишь приветливые слова, сказанные с улыбкой, то стразу становится теплее.(дети говорят ласковые слова друг другу)
Учитель:
- Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.
Не бросай свои слова на ветер,
Будь за каждое слово в ответе.
Подведение итогов.
- Итак, сегодня мы с вами обсудили такую серьёзную проблему, как сохранение русской речи. Я хочу вручить вам памятки для говорящего. Постарайтесь запомнить эти правила и следовать им в общении с людьми. Спасибо всем за участие в нашем мероприятии.
Правила для говорящего: Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Хорошо продумывай свою будущую речь. Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией. Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах. |
Правила для говорящего:
Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Хорошо продумывай свою будущую речь.
Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.
Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.
Правила для говорящего:
Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Хорошо продумывай свою будущую речь.
Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.
Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.
Правила для говорящего:
Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Хорошо продумывай свою будущую речь.
Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.
Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.
Правила для говорящего:
Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Хорошо продумывай свою будущую речь.
Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.
Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.