СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Почему мы так говорим?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой сценарий тематического классного часа о чистоте русского языка. Данное мероприятие способствует повышению культуры речевого общения, обогащению словарного запаса учащихся, побуждает к нравственному самосовершенствованию. Учащиеся 2 класса в игровой форме углубят знания о русском языке.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Почему мы так говорим?"»

Классный час для учащихся 2 класса на тему «Почему мы так говорим?» (о «грязных» словах и жаргонизмах)

Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку как к культурному достоянию народа.

Задачи:

- побуждать к нравственному самосовершенствованию;

- углубить познания о языке;

- повысить речевую культуру учащихся;

- обогатить речь учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, плакаты о родном языке.

Ход мероприятия.

  1. Слово учителя.

- Ребята, сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.

Дети смотрят сюжет из «Ералаша» «Красивые слова»

Автор и режиссер – С.Морозов

В ролях – Настя Шалонько, Д.Повереннова, Б.Химичев.

Хронометраж – 2,21 мин.

- Над чем вы сейчас смеялись?

- Ну и что, может, так разговаривать тоже можно? Что здесь плохого?

(Так говорить нельзя, это некрасиво, бескультурно, непонятно. Так разговаривают необразованные, невоспитанные люди. С таким собеседником неприятно разговаривать.)

- Что бы вы посоветовали девочке, чтобы её речь изменилась? (Ей нужно учиться правильно и красиво говорить)

- А вам нужно этому учиться, или вы уже научились правильной и красивой речи?

2. Сообщение темы, постановка цели.

- Наш классный час мы посвящаем чистоте русского языка. Для каждого из нас русский язык является родным, поэтому мы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

- Послушайте выступления своих товарищей.

1 ученик:

Не счесть на Земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

И каждый из нас к нему с детства привык.

2 ученик.

Нам сказки читали и песенки пели,

Когда мы лежали ещё в колыбели,

А в школе мы с первых страниц Букваря

Учились читать с буквы А и до Я.

3 ученик.

Но вот незадача: мы русские вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

4 ученик читает стихотворение «Я схожу с ума, наверно!»

Я схожу с ума, наверно-

Друга не могу понять!

Говорит: «Мне параллельно!» -

Это как расшифровать?

Параллельные прямые

В геометрии живут!

Подскажите, дорогие,

Как мне разобраться тут!?

И ещё друг заявил:

«Мне всё фиолетово!»,

Когда двойку получил

За два дня до этого.

Что не нравится ему,

Он одобрить словом «жесть»…

Не пойму я, почему,

Ведь слова другие есть!

К его «клёво» я привыкла,

У него в ходу оно,

В общем так: без заковырок

Другу речи не дано!

Подскажите, как мне быть

В ситуации такой?

Как мне друга отучить

От привычки от дурной?

Все вместе:

Ты будь с языком осторожней, мой друг,

И вслушайся в речи друзей и подруг.

Справка о русском языке. Знаете ли вы, что…

Слайд 1. Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На нем говорят около 254 млн.человек

Слайд 2. А.Н.Толстой о русском языке сказал: «русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песни над колыбелью».

Слайд 3. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К. Паустовский)

Учитель: Мудрость народа отразилась в пословицах и поговорках. Они делают нашу речь меткой, красочной! Недаром говорится: «Пословица не на ветер молвится».

Слайд 4. Писатель М. Горький справедливо говорил: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

  1. Игра – практикум (проводится в парах):

  1. - Проявите смекалку и сообразительность, соберите пословицы и поговорки из слов.

Сделал дело – гуляй смело.

Шило в мешке не утаишь.

Худ обед, коли хлеба нет.

Проверка на слайде 5.

  1. Расставьте ударение в следующих словах:

Торты, морковь, туфля, щавель, километр, магазин, банты, звонит.

Проверка на слайде 6.

Слово учителя:

- Но проблема чистоты языка не только с ударением. В наше время это обилие в речи иностранных слов, которые порой вовсе не понятны большинству людей. С чужеземными словами нужно обращаться осторожно, не употребляя их наобум.

Слайд 7. Как это по – русски? Подберите русский синоним к иностранным словам: Имидж – образ, менеджер – руководитель, шоу – зрелище, представление, шопинг – делать покупки, лайфхак – полезный совет, чилить – получать удовольствие, креативный – творческий.

Учитель:

- К сожалению, приходится сталкиваться и с бранными выражениями и нецензурной лексикой, проще говоря, матом. Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского доказала, что бранные выражения плохо влияют на здоровье тех, кто ругается, и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. И словом можно исцелить больного. Вот такая сила у слова!

- Давайте проведем небольшой эксперимент. Произнесите ласковые, приятные слова своим одноклассникам. Когда слышишь приветливые слова, сказанные с улыбкой, то стразу становится теплее.(дети говорят ласковые слова друг другу)

Учитель:

- Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

Не бросай свои слова на ветер,

Будь за каждое слово в ответе.

  1. Подведение итогов.

- Итак, сегодня мы с вами обсудили такую серьёзную проблему, как сохранение русской речи. Я хочу вручить вам памятки для говорящего. Постарайтесь запомнить эти правила и следовать им в общении с людьми. Спасибо всем за участие в нашем мероприятии.

Правила для говорящего:

  1. Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

  2. Хорошо продумывай свою будущую речь.

  3. Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.

  4. Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.





Правила для говорящего:

  1. Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

  2. Хорошо продумывай свою будущую речь.

  3. Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.

  4. Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.





Правила для говорящего:

  1. Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

  2. Хорошо продумывай свою будущую речь.

  3. Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.

  4. Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.





Правила для говорящего:

  1. Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

  2. Хорошо продумывай свою будущую речь.

  3. Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.

  4. Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.





Правила для говорящего:

  1. Осторожно обращайся со словом. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

  2. Хорошо продумывай свою будущую речь.

  3. Будь тактичен в разговоре, следи за интонацией.

  4. Доказывая своё мнение и опровергая другое, будь сдержан как в словах, так и жестах.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!