Конспект классного часа, 9б классе.
Классный руководитель Кириллова Е.В.
Тема: «Правила толерантного поведения»
Цель: Создание условия для формирования толерантности учащихся.
Задачи: 1. Рассмотреть значение термина «толерантность». Познакомить учащихся с характерными чертами толерантной и интолерантной личности.
2.Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы. Формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
3.Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
Ход классного часа
1.Организационный момент
2.Вводное слово.
1. - Сегодня мы поговорим о толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
2. - Что же такое толерантность? (ответы учащихся)
3. - Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам,
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным,
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным,
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим,
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).
4. Какое из определений вам импонирует больше всего? (ответы)
Стать толерантным в одно мгновение невозможно. Каждый человек, конечно, начнет с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике.
- Классный час призван помочь нам:
* осознать необходимость применения принципов толерантности;
* осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки при восприятии различных людей;
* освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими разные стили поведения, разные типы характеров и т. д.;
* осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов воспитания толерантности.
- При обсуждении материала, соблюдаем правила толерантного общения в группе:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
2.Основная часть. - распределение учащихся на 2 группы- работа в группах по заданиям.
1. Групповая работа «Толерантный человек».
Дебаты
Цель: подвести учеников к осознанию того факта, что ни один человек не может быть на 100% толерантным, что есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.
Задание группе 1.
- Назовите качества, которые характеризуют человека как толерантную личность; выпишите их на листе бумаги.
- На шкале от 0% до 100% отметьте, насколько Вы считает себя толерантным.
- Выскажите свое мнение по поводу того, что вам способствует быть толерантным и что мешает быть толерантным.
- На каких уроках можно успешно формировать толерантность?
Задание группе 2.
- Назовите черты, присущие интолерантной личности, выпишите их на листе бумаги.
- Возможна ли «толерантность» в среде подростков?
- Как Вы понимаете слова: «Оценка человека и оценка его действия - не одно и то же»?
- Как сравнение человека с другими может привести к интолерантности?
Выступления групп.
Толерантная личность:
- Уважение мнения других
- Доброжелательность
- Желание что-либо делать вместе
- Понимание и принятие
- Чуткость, любознательность
- Снисходительность
- Доверие, гуманизм
Интолерантная личность:
- Непонимание
- Игнорирование
- Эгоизм
- Нетерпимость
- Выражение пренебрежения
- Равнодушие
- Цинизм
- Немотивированная агрессивность
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Согласно Э.Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, Я - о'кей, ты - не о'кей. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.
Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
3. Упражнение «Позитивное описание негативных феноменов».
Цель: научиться находить позитивные стороны в негативных феноменах.
Слева на лист тетради выписать эмоции, качества личности и аспекты поведения, традиционно воспринимаемые как негативные. Предлагается участникам найти позитивные стороны этих явлений и справа записать эти качества. Затем обсуждается выполненное задание. После выполнения задание может выглядеть, например, так:
Лень - дает возможность отказаться от явно завышенных потребностей.
Упрямство - дает возможность сказать «нет», возразить авторитетам.
Страх - дает возможность избегать угрожающих ситуаций и объектов.
Агрессивность - способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.
Ревность - способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.
Клептомания - способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.
4. Упpaжненue «Сильные стороны».
Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
1 этап упражнения. Группам предлагается вспомнить проблемную ситуацию из жизни.
2 этап упражнения. Рассказать другой группе о том затруднении или проблеме, которую определили участники первой группы.
3 этап упражнения. Участники второй группы, выслушав, должны проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны и рассказать о них. Потом группы меняются ролями.
сформулируем правила Правила толерантного поведения в школе:
Взаимное уважение.
Полное понимание и терпимость друг к другу.
Соблюдение «золотого правила нравственности»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Воспитывай в себе интеллигентность.
Умей слушать учителя.
Соблюдай порядок в кабинетах, где проходят занятия, уважая тем самым труд своих товарищей и сотрудников школы.
В столовой уступай место малышам.
Не забывай говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе, помня, что школа – для ученика, ученик в ней – хозяин, а хозяин должен быть приветливым.
Юноши должны вести себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.
Не допускай нецензурной лексики.
Правила толерантного общения:
Будь всегда внимательным.
Будь терпимым в споре, умей аргументировать свое мнение.
Будь гуманным и милосердным.
Не оскорбляй собеседника.
3. Заключение
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.
Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии. - Выбор за вами. Все в ваших руках.