СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме:Правила толерантного поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 9 классе. Содержит упражнения для формирования микроклимата в классе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме:Правила толерантного поведения"»

Конспект классного часа, 9б классе.

Классный руководитель Кириллова Е.В.

Тема: «Правила толерантного поведения» 
Цель: Создание условия для формирования толерантности учащихся. 
Задачи: 1. Рассмотреть значение термина «толерантность». Познакомить учащихся с характерными чертами толерантной и интолерантной личности. 
2.Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы. Формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
3.Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
Ход классного часа

1.Организационный момент

2.Вводное слово.
1. - Сегодня мы поговорим о толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
2. - Что же такое толерантность? (ответы учащихся)
3. - Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам,
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным,
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным,
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим,
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).
4. Какое из определений вам импонирует больше всего? (ответы)
Стать толерантным в одно мгновение невозможно. Каждый человек, конечно, начнет с себя: с самоанализа, преодо­ления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцен­тризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толе­рантных форм взаимодействия на практике. 
- Классный час призван помочь нам: 
* осознать необходимость применения принципов толерантности; 
* осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки при восприятии различных людей; 
* освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имею­щими разные стили поведения, разные типы характеров и т. д.; 
* осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов воспитания толерантности. 

При обсуждении материала, соблюдаем правила толерантного общения в группе: 
1. Уважай собеседника. 
2. Старайся понять то, о чем говорят другие. 
3. Отстаивай свое мнение тактично. 
4. Ищи лучшие аргументы. 
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. 
6. Стремись учитывать интересы других. 

2.Основная часть. - распределение учащихся на 2 группы- работа в группах по заданиям.
1. Групповая работа «Толерантный человек». 
Дебаты
Цель: подвести учеников к осознанию того факта, что ни один человек не может быть на 100% толерантным, что есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.
Задание группе 1. 
- Назовите качества, которые характеризуют человека как толерантную личность; выпишите их на листе бумаги. 
- На шкале от 0% до 100% отметьте, насколько Вы счи­тает себя толерантным. 
- Выскажите свое мнение по поводу того, что вам способствует быть толерантным и что мешает быть толерантным. 
- На каких уроках можно успешно формировать толерантность?
Задание группе 2.
- Назовите черты, присущие интолерант­ной личности, выпишите их на листе бумаги. 
- Возможна ли «толерантность» в среде подростков? 
- Как Вы понимаете слова: «Оценка человека и оценка его действия - не одно и то же»? 
- Как сравнение человека с другими может привести к интолерантности?

Выступления групп.

Толерантная личность: 
- Уважение мнения других 
- Доброжелательность 
- Желание что-либо делать вместе 
- Понимание и принятие 
- Чуткость, любознательность 
- Снисходительность 
- Доверие, гуманизм 
Интолерантная личность:
- Непонимание 
- Игнорирование 
- Эгоизм 
- Нетерпимость 
- Выражение пренебрежения 
- Равнодушие 
- Цинизм 
- Немотивированная агрессивность 
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. 
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. 


Согласно Э.Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим: 
Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизи­рующая достойную жизнь, Я - о'кей, ты - не о'кей. Это позиция превос­ходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек счи­тает недостойным себя. 
Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. 
Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. 

3. Упражнение «Позитивное описание негативных феноменов». 
Цель: научиться находить позитивные стороны в негативных феноменах. 
Слева на лист тетради выписать эмоции, качества личности и аспекты поведения, традиционно воспринимаемые как негативные. Предлагается участникам найти по­зитивные стороны этих явлений и справа записать эти качества. Затем обсуждается выполненное задание. После выполне­ния задание может выглядеть, например, так: 
Лень - дает возможность отказаться от явно завышенных потребностей. 
Упрямство - дает возможность сказать «нет», возразить авторитетам. 
Страх - дает возможность избегать угрожающих ситуаций и объектов. 
Агрессивность - способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо. 
Ревность - способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили. 
Клептомания - способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял. 

4. Упpaжненue «Сильные стороны».
Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны. 
1 этап упражнения. Группам предлагается вспомнить проблемную ситуацию из жизни.
2 этап упражнения. Рассказать другой группе о том затруднении или проблеме, которую определили участники первой группы.
3 этап упражнения. Участники второй группы, выслушав, должны проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны и рассказать о них. Потом группы меняются ролями. 
сформулируем правила Правила толерантного поведения в школе:

Взаимное уважение.

Полное понимание и терпимость друг к другу.

Соблюдение «золотого правила нравственности»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Воспитывай в себе интеллигентность.

Умей слушать учителя.

Соблюдай порядок в кабинетах, где проходят занятия, уважая тем самым труд своих товарищей и сотрудников школы.

В столовой уступай место малышам.

Не забывай говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе, помня, что школа – для ученика, ученик в ней – хозяин, а хозяин должен быть приветливым.

Юноши должны вести себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.

Не допускай нецензурной лексики.


Правила толерантного общения:

Будь всегда внимательным.

Будь терпимым в споре, умей аргументировать свое мнение.

Будь гуманным и милосердным.

Не оскорбляй собеседника.


3. Заключение
Мы видим, что есть два пути развития личности - то­лерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, жела­нием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противополож­ных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии. 
Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувст­вующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии. - Выбор за вами. Все в ваших руках.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!