Классный час на тему « Нет - террору!»
Цели:
Акцентировать внимание обучающихся на необходимость проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов.
Содействовать формированию толерантности, предупреждению межнациональной розни и нетерпимости.
Проявлять чувство милосердия к жертвам терактов (на примере г. Беслан).
Ознакомить обучающихся с основными правилами поведения в условиях теракта и захвата в заложники (памятка каждой семье).
Задачи:
Показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления;
Обсудить, возможны ли пути защиты от терроризма; убедиться, могут ли учащиеся ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах; продумать пути выхода из критических ситуаций, связанных с террористическими актами;
Развитие у учащихся навыков ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; выработка умения делать выводы.
Аудитория:11 класс.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Оборудование: видеоролики, электронная презентация, фоновая музыка, памятки.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
Теракты омерзительны и гадки,
Тупые выходки трусливых подлецов.
Больных людей змеиные припадки,
Разносчиков воинственных грехов.
Организационный момент.
Здравствуйте, присаживайтесь.
Разве так должно быть. Рушатся дома.
Слёз людских и крови протекла река.
Стало очень страшно в нашем мире жить.
Но подлым террористам нас не погубить.
Все должны на свете очень мирно жить.
Нужно научиться счастьем дорожить.
Нужно научится мир наш защищать.
И тогда террору в мире не бывать.
Ребята, как вы поняли, о чем мы будем сегодня говорить о самом страшном, о самом жестоком явлении – терроризме.? Ответы обучающихся. Верно, сегодня мы будем говорить о международном терроризме, о «Чуме 21 века». Терроризм – враг № 1 современного общества. Он силен и опасен, жесток и коварен. Пока он не будет побежден, никто и нигде не сможет чувствовать себя в полной безопасности.
Основная часть.
Терроризм – слово, которое мы слышим очень часто. Вы тоже не раз слышали, как его обсуждают между собой родители, учителя и прохожие. По телевидению беспрестанно говорят о террористических актах. Террористов показывают в кино и пишут о них в книгах и газетах. Все нас очень волнует эта тема.
А как вы думаете, какова цель действий террористов.
1 ученик: - Мне кажется, цель террористов это изменение политического режима и общественного устройства страны; подрыв демократических преобразований или их затруднение.
2 ученик: - я думаю, что цель террористов это подрыв авторитета власти и веры населения в ее способности защищать его законные права и интересы.
3 ученик. Их цель, мне кажется, дестабилизация внутриполитической обстановки, обстановки в стране.
4 ученик: -Целью террористов может быть провоцирование государственной власти на совершение действий, которые могут скомпрометироваться ее в глазах населения или поднять авторитет террористов.
5 ученик: А мне кажется, что это может быть срыв определенных мероприятий органов власти и управления.
6 урок: А я думаю, что целью действий террористов может быть получение материальных средств для продолжения деятельности их террористической организации, или же освобождение отдельных отбывающих наказание террористов.
Учитель: Вы правы
Терроризм - не стихийное бедствие, за ним стоят вполне конкретные люди, главная цель которых - поссорить между собой наши народы, разделить Россию на отдельные слабые территории, захватить в последующем в них власть. Сделать это политическим или военным путем им не под силу. И тогда они прибегают к самому низкому, подлому средству – терроризму. Терроризмом мы называем те деяния, когда бандиты взрывают, убивают, захватывают в заложники и запугивают мирных невинных граждан, издеваются над ними для достижения своих преступных целей, всем этим приносят огромный вред обществу и государству. Главная задача террористов - сделать так, чтобы, в сердцах людей посилился ужас, страх, чтоб они стали сомневаться в своей защите и согласились бы выполнять все их требования.
Террористы тратят огромные средства на то, чтобы найти этих преступников, вооружить их и организовать террористические акты. Именно по их злой воле звучат взрывы, падают самолеты, гибнут люди. Чтобы вселить ужас в сердца людей террористы придумали различные способы террористических актов:
1) Взрывы в местах скопления людей: жилых домах, самолетах, поездах, переходах и электричках в метро, автобусах т.д.;
2) захват людей в заложники;
3) убийство политических деятелей и других известных и значимых для страны людей;
4) захват самолетов для того, чтобы направлять их на города и использовать как огромные бомбы;
5) поджоги лесов, жилых домов, транспортных средств;
6) взрывы опасных объектов (например, атомных электростанций, плотин на водоемах, химических предприятий), способных привести к массовым болезням и гибели;
7) уничтожение жизненно важных объектов (линий электропередач, водопровода, связи), особо ценных памятников культуры (храмы, мечети, музеи).
События последних лет свидетельствуют о том, что наша цивилизация находится перед угрозой тяжелых испытаний. В наш общий дом жителей Земли в новом обличье вторгается и нагло обустраивается Зло, которое не признает государственных границ, попирает законы морали и права, игнорирует даже логику природных инстинктов. Это зло – терроризм.
Презентация.
Ученица: Шахидки носят взрывы на груди,
На талии и вместо бус на шее.
Всегда, чем больше трупов позади,
Тем стоимость живых еще дешевле.
Ученик: Очнитесь, люди,
Скажи, великий мой народ!
За кровь в двадцатом веке –
Фашист в ответе,
А кто в ответе – за нынешнюю кровь?
Кто, потеряв рассудок здравый?
Нарушает покой земли…
И почему в мир снова врывается «война»?
Кто виноват? Ответьте мне!.
И как набат звучат сегодня слова:
С терроризмом нужно бороться!
Терроризму скажем – НЕТ!»»
Учитель: Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Сегодня терроризм- подлинная угроза всему миру. Вы видели, что жертвы терроризма измеряются сотнями и даже тысячами.
Нельзя не вспомнить сегодня 1 сентября 2004 года. Это самое страшное, даже можно сказать чудовищное событие, которое произошло в городе Беслан на Северном Кавказе.
Забыть тот горький день мы никогда не сможем.
1 чтец: Мне не забыть тех страшных дней
Потоком кровь с телеэкрана
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана.
2 чтец: : Мне не забыть плач матерей.
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей.
С печалью горя и страданья.
3 чтец: Мне не забыть тех нелюдей.
Под маской дьявольского ухмыленья.
Прикрывшись мерзостью идей.
Свои творивших преступленья.
4 чтец: От рук бездушных палачей.
Детей загубленных безгрешных.
Теперь заменит свет свечей.
Но не излечит безутешных.
Учитель: В память о невинных детях, погибших от рук террористов в мире, давайте зажжём свечи. Пусть эти маленькие огоньки символизируют их вечную жизнь.
( зажигают свечи от одной свечи)
Прошу всех встать. Почтим память невинно убиенных минутой молчания.
(Презентация свеч с метрономом)
Прошу всех сесть.
Ученица: Видел ли кладбище ты у дороги
То, где не вянут в букетах цветы?..
Здесь похоронены жизни осколки,
Сжатые грузом гранитной плиты.
Матери там поседели от горя,
Головы спрятав под черную шаль.
Выпала матери страшная доля,
Спрятать под шалью не сможет печаль…
( под стих проходит ученик и собирает в чашу плавающие свечи, все это ставится на 1 парту у ангела.).
Ученик: Воду туда люди носят без устали,
В Тереке нет даже столько воды!
«Пейте ж родные, ведь этими мыслями,
Были заполнены ваши мечты».
Видел ли ангелов ты, улетавших,
С рук материнских в небесную даль?
Видел ли ты, те глаза, что без фальши,
Были чисты словно горный хрусталь?
Лучше б не видели этого вовсе,
Но почему же все это не сон?
О, почему же пришла эта осень,
Жизнь нашу сделав опавшим листом?
Память о Беслане живет в сердцах людей и монументах, установленных в разных городах и не только российских. Во Владикавказе, на территории Мемориала Славы, была установлена памятная стела, спроектированная по рисункам бесланских школьников.
В парке, окружающем здание школы итальянского города Кастельново-ди-Сотто, установлен памятник жертвам теракта в Беслане работы скульптора Васко Монтекки.
Во Флоренции появилась площадь Девочек и мальчиков Беслана.
В Санкт-Петербурге 28 августа 2007 состоялось открытие памятника, который называется «Детям Беслана» (скульптор — Виктор Шувалов). В основание мемориала заложены капсулы с землёй, привезённой из Северной Осетии, с мемориального кладбища на территории школы № 1.
Монумент установлен в сквере Храма Успения Пресвятой Богородицы на Малоохтинском проспекте.
Работая над монументом, архитектор Виктор Шувалов создал сотни эскизов, и только потом в голове возник образ именно этого памятника. Разорванный крест — это одновременно и разрушенная стена бесланской школы, а женщина перед крестом — Богоматерь, которая спасает ребёнка.
«Создаётся впечатление, как будто бы крест немного накренился. Я хотел этим показать разрушение основ — убийство детей. Этот чудовищный акт просто не поддаётся объяснению» - объяснил свой замысел архитектор.
Учитель: Ребята, как вы поняли, к террористическому акту невозможно подготовиться заранее. Невозможно запомнить рекомендации на все случаи жизни. Важно понять общие принципы обеспечения безопасности своей жизни. Давайте вспомним и обобщим их: Ребята, перед вами лежат памятки, в которые вы всегда сможете заглянуть и принять правильное решение. (Приложение)
следует всегда быть наблюдательным и бдительным;
не общаться с чужими людьми, если они не нуждаются в немедленной помощи;
научиться замечать признаки подготовки террористического акта;
выучить наизусть номера телефонов экстренной помощи, иметь их в мобильном телефоне;
немедленно сообщать учителям, своим родителям, в милицию об опасных ситуациях.
Есть несколько практических советов, которые стоит запомнить и стараться соблюдать. Прежде всего это касается обнаружения подозрительных предметов. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Подросток, в силу наблюдательности, большого времени, которое он проводит на улице, в силу природной любопытности и тяги к необычным местам может обнаружить странные предметы. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?
Ответы обучающихся.
Помните! Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве маскировки взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п. Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. Были случаи, когда в руках взрывался найденный на улице мобильный телефон. Трогать предмет и перемещать его нельзя! Не стоит пытаться ткнуть предмет палкой или бросить в него камень – это все равно опасно.
Общественный транспорт в последнее время становится частой мишенью для атак террористов. Поэтому необходимо обращать внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы. В этом случае, об их обнаружении сообщайте водителю, дежурным по станции или милиционерам. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свои вещи без присмотра.
Когда вы играете во дворе или идете по улице, когда вы едете в транспорте, вокруг вас находится много людей. Некоторые могут показаться вам странными и подозрительными. Обратите внимание родителей, других знакомых взрослых, сотрудников милиции на таких лиц. Внимательно присмотритесь к людям, которые:
- одеты не по сезону, например, летом - в плащ или толстую куртку (под такой одеждой террористы прячут бомбы).
- находятся с большими сумками, баулами и чемоданами в непривычном месте (например, в кинотеатре или на празднике).
- с необычным выражением лица, чрезвычайно напряженным, с плотно сжатыми или медленно шевелящими губами.
Лучше всего держаться от таких людей подальше.
Постарайтесь запомнить несколько простых правил:
Если вдруг раздается вой сирен, появились вооруженные милиционеры и солдаты, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегите, чтобы Вас не приняли за противника.
Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.
Вывод: Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела, и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным. И мы с вами, да и все человечество в целом надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
3. Рефлексия. Активный метод «Клубок»
Уважаемые ребята! Я попрошу вас всех выйти и встать в круг. В руке у меня клубок ниток, представим, что это наши с вами эмоции и впечатления, полученные сегодня на нашем занятии. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Высказав их, я прошу, чтобы каждый из вас намотал нитку 1-2 витками себе на палец, а затем, закончив говорить, передал или перебросил клубок своему однокласснику.
Спасибо за внимание и активное участие.