СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Пётр Великий-царь и человек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе классного часа у обучающихся должен сформироваться  образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Пётр Великий-царь и человек"»

Классный час «Пётр Великий - царь и человек»

Цель:

Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления о времени правления Петра Ι, его реформах.

2. Развивающая – познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, развитие умений работать с источниками информации, умение ориентироваться в тексте, развитие речи, мышления, воображения.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово.

Россия – священная наша держава,

Россия – могучая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена…

- Что чувствуете вы, когда звучит гимн Российской Федерации?

(Ответы учащихся: гордость за свою страну, вспоминаю историю нашей страны, мурашки по коже)

- Когда слышишь слова гимна России, сердце переполняет чувство гордости, чувство любви к своей стране, к своему народу. У меня даже мурашки по коже, когда звучит гимн России. Чувствуешь себя частичкой этой великой и могучей державы, имя которой Россия.

-Сегодня мы будем говорить о династии Романовых, о каком царе будем говорить сегодня, попробуйте догадаться сами.

-Прочитайте строчки А. С. Пушкина.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. (С.4.)

- О ком же будем говорить сегодня? (Ответы детей.О Петре -1, Великом)

- Как вы догадались? Какие слова вам помогли? (Ответы детей . Мореплаватель, вечный работник)

-Это был единственный царь, который всё делал сам. Никогда не сидел без дела. Ему было всё интересно.

А) Детство Петра.

-Начнем с детства Петра. Перед вами листочки.

-Работать будете по группам. 2 группы. У каждой группы своё задание. Прочитайте сведения на листочках

(1 группа знакомится с предсказанием)

Предсказание.

1.- Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, по звездам предсказали царю Алексею, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко-засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. В честь святого Петра. (В этот день был праздник святого Петра.)

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.

(2 группа знакомится с жизнью маленького Петра)

Жизнь маленького Петра.

По обычаю до 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернуться, как малыша дома нет - убегал играть с дворовыми мальчишками. (Если бы он родился в наше время, то его назвали бы гиперактивным ребенком)

К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. Из дворовых мальчишек сделал он "потешное войско", которое вскоре станет настоящим. На реке Яузе построил "потешный флот". Скоро Петр станет строить настоящие корабли. У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой. Очень увлекало Петра военное дело. Детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение.

Когда царевичу исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. В «потешном войске» солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» - в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная армия. Из-за смерти отца Петр в годы обучения не получил тех знаний, которые обычно имели царевичи. Его образование было скромным. (С.6,7)



-Итак, проверим. Начнем с 1 группы, о каком предсказании вы прочитали?

-2 группа что интересного и необычного вы узнали из жизни маленького Петра.

Б) Годы царствования Петра.

Пётр был 14 ребенком у царя Алексея.13 детей было от первого брака. Первая жена умирает, Алексей сильно переживает. Его не узнают приближенные. Но Алексей встречает 19 –летнюю Наталью-влюбляется в нее. Она вернула его к жизни. А от второго брака Пётр был первым. И всю жизнь он был Первым!!!!!

Когда умирает Алексей. Петру было 4 года. На тот момент от 14 детей у Алексея осталось только 4; 3 от первого брака и один –Петр от второго. остальные умерли. В то время много детей умирали от различных болезней. На место Алексея встал старший сын-Федор. Очень умный, образованный, об этом постарался его отец. У него были прекрасные энциклопедические знания. знал несколько языков. У него было всё кроме здоровья. Очень любил лошадей. Однажды он упал и по нему проехала повозка. Страшная трагедия. У него была цинга. Несмотря на болезнь он взял себя в руки и стал править страной. У него было очень много идей, реформ, которые он хотел воплотить в жизнь, но болезнь не все их дала осуществить. Он влюбляется – женится, его это вдохновляет, он воспрял. Но жена при родах умирает, ребенок тоже. И его здоровье подрывается и он умирает. На троне он был 6 лет.

(С.8) После смерти Фёдора остается 16 летний брат Иван, но он болен и физически и духовно, был умственно-отсталым и совершеннолетняя сестра Софья,10-летний Пётр. Кому править? Женщинам в то время править было нельзя. Петр подавал большие надежды, но был несовершеннолетним. И всё же его провозглашают царем. Это не понравилось Софье. Она добилась, чтобы и Ивана провозгласили царем. Так и порешили. Были провозглашены два царя, но правила всеми делами Софья до совершеннолетия Петра.

Итак, когда Петру исполнилось 17 лет. Он хочет править Россией, но Софья не хотела отдавать власть.

Подговорила она стрельцов - царево войско - и пока Петр был в Голландии и осваивал западные науки, устроили бунт.
Рассвирепел Петр. Примчался в Россию и казнил заговорщиков.

А Софью заточил в монастырь, где она и провела остаток дней. Все поняли: в России появился новый царь, настоящий царь!

Итак, Пётр у власти. Много сделали его отец, дед, брат после смуты для страны. Но Пётр видел её по – другому.

(С.9) Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

С юных лет Пётр проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Там он увидел то , какой он хочет видеть свою страну. По возвращении из Европы , в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы

российского государства и общественного уклада. Поднял Россию на дыбы!. Когда он поехал в Европу он неловко себя чувствовал среди иностранцев. Он чувствовал, что ему не хватает образования. Помним, что в детстве оно у него было скромное. Отец его умер, а Софье не очень-то хотелось его обучать.

(С.10). Молодой царь хорошо понимал, что для решения реформ России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Он приглашал учителей из Европы, отправлял наших в Европу учиться.

(с.11,12.)Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.

В) Реформы (преобразования)

-Итак, следующий вопрос. Что же нового внес в жизнь страны Пётр-1?Какие реформы(преобразования) были в стране благодаря Петру? Скажите, а может быть вам знакомы какие-то преобразования Петра?

(Предполагаемые ответы: отмечать новый год первого января, отсчет лет вести от Рождества Христова. Наряжать ёлку на новый год; Морской флот, мощная регулярная армия, стриг бороды, одежда как в Европе)

(С.14)-Их было много. Они каснулись всех сфер. До сих пор в России не было такого правителя, который так много сделал для своей страны. Всю свою жизнь царь неустанно заботился о своём Отечестве.

- Посмотрите:

-Военная реформа-мощная армия и флот

-Экономические преобразования-расширение торговли

-Церковная реформа – подчинение церкви государству

-Реформа в области государственного управления (С.15) (Реформа центрального и местного управления)

-Государственная служба(С.16)

-Реформы в области культуры и быта(С.17,18)

- Санкт – Петербург (С.19,20)

16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь были болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа.

Г) Почему назвали Великим?

-Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России вПрибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне (которая длилась 21 год).Победа в этой войне дала России выход к Балтийскому морю, открыла путь в Европу (Прорубил окно в Европу).В 1721 году Сенат за эту победу и выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.- (С.21.)

4.Итог.

-Поработаем в группах.1 группа на листочках напишет какой человек был Пётр? 2- Какой царь? Какие преобразования сделал в России?

-Проверим.

-Какие бы вы хотели взять качества от Петра?

- И хочется мне закончить наше занятие следующими словами:



Жизнь моя, любовь моя, я Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной.

И счастливой вечно будь!

- Спасибо за совместную работу! На этом занятие закончено.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!