СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час о восточной мудрости

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о восточной мудрости, на котором ученики узнали про Омара Хайяма.

Просмотр содержимого документа
«Классный час о восточной мудрости»

Урок по литературе

(7 класс)

Тема: «Человек, словно в зеркале мир – многолик»

(по творчеству Омара Хайяма)

Тип урока: Урок внеклассного чтения.

Цели и задачи: 1. Познакомить обучающихся с биографией и творчеством великого восточного мыслителя. Раскрыть особенности художественного мира поэта.

2. Показать, какие жизненные ценности исповедует поэт в своих рубаи.

3.Способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Оборудование: 1. Портрет Омара Хайяма; 2. Выставка книг восточных мудрецов; 3. Выставка рисунков, посвященных рубаи; 4. Презентация, подготовленная обучающимися.

Ход урока:

Слово учителя: К сегодняшнему классному часу готовились многие ребята из класса: репетировали сценки, готовили презентацию. Все вы знаете что сегодняшний классный час будет посвящен знаменитому восточному мудрецу Омару Хайяму, прославившему такой жанр поэзии, как рубаи.

Образ великого представителя литературы Востока овеян легендами, география полна тайн и загадок. Его полное имя едва ли уместится в одну строку: Гияс-ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапуре. Много слогов и слов имеет имя Хайяма, но еще больше граний у его необыкновенного таланта.

1.Ученик: (презентация. Материал на интерактивной доске).

Творческое наследие поэта широко известно во всем мире. Дату рождения Хайяма (18 мая 1048г.) удалось установить недавно, расшифровав один из его составленных для него гороскопов. Любопытно, что многие ученые считают, что гороскоп мог составить и сам поэт, который увлекаясь астрономией. Место рождения Хайяма угадывается из его полного имени это город Нишапур – один из главных культурных центров древнего Ирана. (на карте учение должен показать родину поэта, отметив так же города Исфахан, Бухару, Самарканд, связанный с его пребыванием)

2. Ученик: Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь, как выдающегося ученого-математика, физика, астронома, философа. Слава о его обширных и глубоких знаниях распространилась по всей Средней Азией. Многие восточные правители приглашали Хайяма стать придворным ученым. Расцвет его научной деятельности приходится на период пребывания в Исфахан, столице могущественного Сельджукского государства. Там Хайям написал серьезные труды по математике, физике, на основе глубоких астрономических наблюдениях, создал календарь, который, как утверждают специалисты точнее современного.

Сценка, подготовленная обучающимися, о жизни философа «Омар Хайям и его учитель визирь Низами»

В древнем мире повороты судьбы ученых и писателей во многом зависели от сильных мира сего. После смерти могущественного покровителя Омара Хайяма, сельджукского визиря Низами аль-Мулка, для поэта наступили нелёгкие времена, остаток жизни его прошел в странствиях и скитаниях, в постоянных заботах о хлебе насущном.

В 1112 году в Нишапуре перестало биться сердце великого сына Востока. Над его могилой возвышается мавзолей – символ признательности и уважения соотечественников.

Учитель: В современном мире Омар Хайям известен как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший, объединенных востоковедами-переводчиками в сборник «Рубайят».

Рубаи – одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи – 4 строки, 3 из которых, а одна и все 4 рифмуются между собой. Хайям – непревзойденный мастер этого жанра. В отличии от других поэтов Востока он был последовательным его приверженца.

  1. Ученик: В далеком прошлом рубаи пелись один за другим, разделяемые паузой, объединенные в тематические группы или сборники, эти четверостишия пелись как куплеты одной песни, в рамках которой происходило развитие лирического образа.



Учитель: Чем же привлекает нас, сегодняшних читателей Хайяма, его поэзия?

3. Ученик: Вероятнее всего тем, что его рубаи, проникнутые общечеловеческими идеями, органично вплетаются в основные жизненные структуры, лишены быстротечности и сиюминутной суетливости, привлекают своей необыкновенной музыкальностью, ритмичностью, изяществом отделки каждой поэтической фразы, глубиной философской мысли, яркими образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя.

Выразительное чтение рубаи: а) Прослушивание аудиозаписей. Б) Конкурс чтецов.

Анализ стихов: (комментированное чтение рубаи).

Учитель: Приступая к идейно-тематическому анализу лирики Хайяма, необходимо подчеркнуть что в основе её лежит философская мысль. Утверждение права человека на радость бытия.

Рубаи:

Прощалась капля с морем – вся в слезах!

Смеялась вольно море – всё в лучах:

«Взлетай на небо, упадай на землю-

Конец один – в моих волнах».

-Независимое научное умонастроение проявилось в бунтарской форме и нравственном величии, выраженном в общечеловеческих категориях, добродеятеле и справедливости.

Рубаи:

Если в прах ты, судьбой униженный, пал,

Если купол небесный тебя покарал,

Но и воду живую из рук подлецов

Не бери, хоть бы даже в огне ты сгорал

- В усладах здорового физического существования, увеселении духа видит поэт ценность человеческой жизни: каждый рожденный должный получить своё меру счастья.

Темой многих четверостиший Омара Хайяма является упоение жизнью, любование картинами земного рая: травинка на берегу ручья, розовым, взоры ласкающим кустом, нежностью возлюбленной.

Рубаи:

Травинки, те что у ручья, не мни.

Из уст красавиц выросли огни.

Ступай тихонько, их касайся нежно,

Тюльпаноликим и ведь с родни они.

-Значительная часть рубаи Омара Хайяма – это раздумья над Кораном. Легенда о небесном рае приводит поэта-ученого к справедливому выводу: человек устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен попытаться обрести его на земле. И надеяться он может только на себя самого:

Рубаи:

Ни к другу не взывай, ни к небесам

О помощи. В себе ищи бальзам.

Крепись в беде, желая кликнуть другу,

Перестрадай своё несчастье сам.

-Взлетом поэтического гения отмечены рубаи Хайяма, выражающий протест человеческого естества против смерти. По жестокому закону вечности всё живое превращается в прах. Здравый рассудок не позволяет поэту и ученому обольщаться иллюзиями о загробной жизни и воскресении из мертвых, а тем более окутывать ими сознание соотечественников. Условному собеседнику Хайям советует утешиться тем, что в вечной смене поколений – диалектика жизни, и надлежит мужественно это принимать. Иногда спор о вечных истинах поэт преподносит, как иронический диалог в вопросно-ответной форме.

Рубаи:

Рыба утку спросила: «Вернется ль вода,

Что вчера утекла? Если – да, то – когда?»

Утка ей отвечала: «Когда нас поджарят – разрешит все вопросы сковорода!»

Оживляем рубаи: (Сценки подготовленные обучающимися)

Девочки, одетые в восточные костюмы под арабскую музыку вносят подносы с фруктами и кувшины. На коврах сидят мудрецы в чалмах (четверо) и читают наизусть поочередно рубаи.

Рефлексия: (Итог классного часа)

  1. Что нового вы узнали на классном часе?

  2. Какую жизнь Омай Хайям называл мирной, счастливой и настоящей?

  3. Чем вам понравилось творчество Омара Хайяма?

  4. Какие рубаи вы запомнили?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!