СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час о словарях - сценарий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о словарях для учащихся 6 класса. Презентация и сценарий составлен на основе сценариев других учителей, проработан и использован для учащихся конкретного класса своей школы.  Мероприятие посвящено  Дню словарей.

Просмотр содержимого документа
«Классный час о словарях - сценарий»

«Словари – наши друзья»

Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.

Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».

Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко».


22 ноября в день рождения В.И.Даля отмечается день словарей.

Александр Трифонович Твардовский в стихотворении "Слово о словах" пишет об ответственности человека за свои слова: (Полина)


Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь - до дна.

Но их подмена словесами

Измене может быть равна.


Чтоб ограничить трату слов,

Чтоб сердце кровью их питало;

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало...


А великий Лев Николаевич Толстой когда-то писал: "Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти".

С.Я.Маршак. «Словарь» (Алина)

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руках свой потайной фонарь.


На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю – Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.


Век заедать, век заживать чужой...

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

---- Что такое словарь? (слайды)
--- Отрывок из сказки Дж.Даррела «Говорящий свёрток»....




- А сколько же слов в русском языке? (слайд) Обратимся к словарям русского языка.


1. В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57тысяч слов.

2. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более 85тысяч слов. Вплоть до середины 20 века он оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.

3.На смену этому словарю пришли два новых академических словаря:17-томный (более120 тысяч слов) и четырёхтомный.



4. Попытку собрать все слова предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Он был и хирургом, и писателем, и составителем словаря!

Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы овладеть ими, богатством такого развитого языка, как русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.»


Вопросы:

-Какие есть словари?

(Сообщения учащихся о разных видах словарей.

На столах всевозможные виды словарей и справочников.

Показываются слайды презентации)



В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, разным справочникам:

– "Энциклопедический словарь" (86 томов).

--"Большая энциклопедия" (20 томов).


- Посмотрите на словари, которые лежат перед вами. Кто их авторы, о чём можно узнать с помощью этих словарей?

- А часто ли мы обращаемся к словарю? Бережно ли обращаемся с бесценным нашим богатством – русской речью?


В.Шефнер. «Устная речь» (я)


Это так, а не иначе

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.


Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.


Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.


Сегодня мы и посоревнуемся в том, знаете ли вы словари, умеете ли вы ими пользоваться, как быстро можете натйи нужную информацию...

(Учащиеся делятся на две группы, за каждое правильно выполненное задание

команды получают карточки с буквой «А» и «Я» за не совсем правильный . «от А до Я» - что означает?).


Задания:
1) Игра «Русской речи государь по прозванию словарь».

Раздаются листы бумаги с написанными на ней словами и названиями словарей. Нужно определить, по какому словарю можно найти объяснение данных слов.


1.Дети, занятие, кисель, памятник.


2.Биржа, гороскоп, лира, сфинкс.


3.Атлас, Босфор, Ильмень, Эльбрус.


4.Гемоглобин, инертные газы, углеводы, щелочные металлы.


5.Витраж, дизайн, инкрустация,

мольберт.


6.Бактерии, динозавры, плауны, хвощи.

а) Энциклопедический словарь юного химика

б) Энциклопедический словарь юного художника.

в) С.Ожегов. Словарь русского языка.


г) Энциклопедический словарь юного биолога.

д) Словарь иностранных слов


е) Поспелов. Школьный топонимический словарь




2) А сейчас мы устроим разминку «Одним словом, или Словарь наоборот»:


1. Деятельный член какого-либо коллектива, общества (активист).

2. Человек, начинающий какое-либо важное дело (зачинатель, инициатор).

3. Тот, кто беседует с кем-нибудь (собеседник).

4. Тот, кто работает с кем-нибудь вместе (сотрудник).

5. Тот, кто учится с кем-нибудь вместе (одноклассник).

6. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик, спутник).

7. Участник восстания (повстанец).

8. Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела (формалист, бюрократ).

9. Человек, живущий за чужой счет, за счет чужого труда (тунеядец).

10. Тот, кто завидует другим (завистник).


- Какими словарями мы будем пользоваться, чтобы узнать значение слова?


- В каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю?


3) А что надо знать, чтобы быстро пользоваться любым словарём? (Алфавит!)
(По очереди — по 2 буквы, правильно называя. Если ошибаются — штраф... По результатам — получают карточку)


Команды получают задания

«Больше знай и умей — загляни в словарь скорей» (карточки в приложении)

- Пользуясь «Школьным этимологическим словарём», объясните происхождение слов:
«улитка», «солнце», «вулкан»

- Пользуясь «Школьным словообразовательным словарём», объясните, как образовались данные слова: пчела, игрушка, жалеть.

- Пользуясь «Грамматико-орфографическим словарём», объясните, из каких морфем состоят слова «общеобразовательный», «вспыльчивость», «небезызвестный»


- Пользуясь «Словарём иностранных слов», объясните значение слов: авеню, гравюра пикули.

- Как правильно произнести? твОрог или творОг? бАржа или баржА? срАвнить или сравнИть? Какие словари помогут вам ответить на этот вопрос?

- Как правильно образовать форму множественного числа? тортЫ или тортА, директорЫ или директорА, слесарИ или слесарЯ? Какие словари помогут вам ответить на этот вопрос?


4) Вам встретилось выражение
а) Учитель объясняет ученикам одно из правил написания сочинения:
«Ребята, в вашем сочинении тема должна проходить красной нитью». Что означает выделенное выражение? Какой словарь поможет вам?

б) Учитель истории на уроке сказал: «Ахиллесовой пятой Брежнева была страсть к орденам и медалям». Что означает выделенное выражение? Какой словарь поможет вам?


-Как вы понимаете фразеологические обороты: голова идёт кругом; хлопать глазами, одна нога здесь, другая там; зубы заговаривать;


- Фразеологические обороты. Шуточные вопросы:


*Из какого выражения марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а

больше? (бежать со всех ног)

*Есть ли ноги у газеты, у книги? (когда их держат вверх ногами)

*В каком выражении даже враги именуются друзьями? (они ненавидели друг друга)

*В каком фразеологическом обороте упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)

*Что общего в словах: дуга, бараний рог, три погибели? (они сочетаются с глаголом согнуть)

*Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)

*Говорят: искать по горячим следам. Может ли след быть холодным? (и след простыл)

*Есть ли глаза у опасности, у смерти, у правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)

*Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя)

*Ученые говорят, что количество пятен на Солнце увеличивается. А есть ли пятна на Земле, количество которых уменьшается? (белые пятна)
*Могут ли опыт и правда иметь вкус? (горький опыт, горькая правда)

*В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)

*В какой пословице утверждается, что можно определить цену и вес горя? (узнать почем фунт лиха)

*Из какой поговорки можно узнать, что дрова заготавливаются не в лесу? (кто в лес, кто по дрова)

*Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет)



- Поэты говорят, что в словарях накоплено богатство – сотни метких, ярких слов, которые ждут, чтобы запеть, зазвучать на свободе...


Я.Яшин. «В несметном нашем богатстве...»


В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

ОТЕЧЕСТВО, ВЕРНОСТЬ, БРАТСТВО,

А есть еще: СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ...


Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова.



Я.Козловский. «Душа, чело и вечность...»


Душа, чело и вечность...

Прислушайтесь к словам,

В них слово «Человечность»

Не слышится ли вам?


Душа, душой, душевность,

Напевность слов простых,

И чувств неповседневность,

И вся волшебность их...


Года, столетья, вечность...

Сквозь эту млечность лет

Я вижу твой, сердечность,

Неразличимый след.




5) В стихотворениях поэтов, в их образных словах и выражениях часто встречаются

слова, пришедшие к нам из античности, из древних мифов.
Объясните значение выделенного слова и скажите, с какой целью поэт употребил его в данном стихотворении?

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила. (Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза»)

И всю природу, как туман.
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет. ( Ф.И.Тютчев. «Полдень»)

Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
(А.С.Пушкин. «Зимнее утро»)

***

6) - Почему так называется?... Века творил историю народ, и она отразилась в метком ярком слове.

Как и в именах, так и в географичесих названиях... Какие словари и справочники помогут вам в ответах?

- Почему Москву назвали назвали Москвой?


- Что общего между гуслями и лирой?


В.Солоухин. «Слово о словах».


Когда ты молвить хочешь слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.


Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,



Им можно радости прибавить

И радость можно отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.


Оно ударит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.


**** Последнее задание — воздадим должное его величеству СЛОВАРЮ!!!

7 . Составим синквейн...
(на слайде)

**** Подведение итогов.
В награду - «Что в имени тебе моём?»

Приложения.

Отрывок из сказки Дж.Даррела «Говорящий свёрток»

Попугай не только наделён даром речи, но и достаточно сообразителен, очень любит СЛОВО, каждое слово своего родного (английского) языка.

« - Меня воспитал Словарь, и, соответственно, я стал хранителем слов.
- А что Вы должны делать? - задала вопрос Пенелопа.
- О, это очень важная работа, поверьте мне. Знаете, ли вы, сколько слов в английском языке?
- Сотни, - предположил Питер.
- Скорее, тысячи, - поправил его Саймон.
- Совершенно верно, - сказал Попугай. - А точнее — двести тысяч слов. Так вот, обыкновенная средняя личность пользуется изо дня в день и день за днём одними и теми же словами.
Тут глаза его наполнились слезами, он вытащил из-под крыла большой, перепачканный чем-то платок и высморкал клюв.
- Да, - продолжал он, всхлипывая. - А что, вы думаете, происходит со всеми неиспользованными словами?
- Что происходит? - переспросила Пенелопа, широко раскрыв глаза.
- Если за ними не присматривать, - пояснил Попугай, - если не давать им упражняться, они зачахнут и исчезнут, бедняги. В этом и заключается моя работа: раз в году я обязан сесть и перечитать вслух весь Словарь, чтобы все слова получали должный моцион. Но в течение года я стараюсь употреблять как можно больше слов, а то ведь одной тренировки в году для крошек недостаточно. Они так засиживаются, что просто погибают от скуки


А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я


1) Игра «Русской речи государь по прозванию словарь».

а) Определите, по какому словарю можно найти объяснение данных слов.


1.Дети, занятие, кисель, памятник.


2.Биржа, гороскоп, лира, сфинкс.


3.Атлас, Босфор, Ильмень, Эльбрус.


4.Гемоглобин, инертные газы,

углеводы, щелочные металлы.

5.Витраж, дизайн, инкрустация,

мольберт.


6.Бактерии, динозавры, плауны, хвощи.

а) Энциклопедический словарь юного химика

б) Энциклопедический словарь юного художника.

в) С.Ожегов. Словарь русского языка.


г) Энциклопедический словарь юного биолога.
д) Словарь иностранных слов


е) Поспелов. Школьный топонимический словарь


б) Найдите энциклопедические словари. Расскажите, какую информацию можно в них найти.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1) Игра «Русской речи государь по прозванию словарь».

а) Определите, по какому словарю можно найти объяснение данных слов.


1.Дети, занятие, кисель, памятник.


2.Биржа, гороскоп, лира, сфинкс.


3.Атлас, Босфор, Ильмень, Эльбрус.


4.Гемоглобин, углеводы, щелочные металлы, инертные газы.


5.Витраж, дизайн, инкрустация,

мольберт.


6.Бактерии, динозавры, плауны, хвощи.

а) Энциклопедический словарь юного химика

б) Энциклопедический словарь юного художника.

в) С.Ожегов. Словарь русского языка.


г) Энциклопедический словарь юного биолога.
д) Словарь иностранных слов


е) Поспелов. Школьный топонимический словарь

б) Найдите энциклопедические словари. Расскажите, какую информацию можно в них найти.

3)«Больше знай и умей — загляни в словарь скорей» (для 1 команды)

а - Пользуясь «Школьным этимологическим словарём», объясните происхождение слов:

б - - Пользуясь «Грамматико-орфографическим словарём», объясните, из каких морфем состоят слова «общеобразовательный», «вспыльчивость», «небезызвестный»

в - Как правильно образовать форму множественного числа? тортЫ или тортА, директорЫ или директорА, слесарИ или слесарЯ? Какие словари помогут вам ответить на этот вопрос?



3)«Больше знай и умей — загляни в словарь скорей» (для 2 команды)

а - Пользуясь «Школьным словообразовательным словарём», объясните, как образовались данные слова: пчела, игрушка, жалеть.

Б - Пользуясь «Словарём иностранных слов», объясните значение слов: авеню, гравюра пикули.
В - Как правильно произнести? твОрог или творОг? бАржа или баржА? срАвнить или сравнИть? Какие словари помогут вам ответить на этот вопрос?


4) Вам встретилось выражение (для 1 команды)
а) Учитель объясняет ученикам одно из правил написания сочинения:
«Ребята, в вашем сочинении тема должна проходить красной нитью». Что означает выделенное выражение? Какой словарь поможет вам?

4) Вам встретилось выражение (для 2 команды)
б) Учитель истории на уроке сказал: «Ахиллесовой пятой Брежнева была страсть к орденам и медалям». Что означает выделенное выражение? Какой словарь поможет вам?

5) (для 1 команды) В стихотворениях поэтов, в их образных словах и выражениях часто встречаются слова, пришедшие к нам из античности, из древних мифов.
Объясните значение выделенного слова и скажите, с какой целью поэт употребил его в данном стихотворении?

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)


Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
(А.С.Пушкин. «Зимнее утро»)




5) (для 2 команды) В стихотворениях поэтов, в их образных словах и выражениях часто встречаются слова, пришедшие к нам из античности, из древних мифов.
Объясните значение выделенного слова и скажите, с какой целью поэт употребил его в данном стихотворении?

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила. (Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза»)

И всю природу, как туман.
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет. ( Ф.И.Тютчев. «Полдень»)


6) (для 1 команды) Века творил историю народ, и она отразилась в метком ярком слове.

Как и в именах, так и в географичесих названиях... Какие словари и справочники помогут вам в ответах?

- Почему Москву назвали назвали Москвой?



6) (для 2 команды) Века творил историю народ, и она отразилась в метком ярком слове.

Как и в именах, так и в географичесих названиях... Какие словари и справочники помогут вам в ответах?


- Что общего между гуслями и лирой?

«Что в имени тебе моём»?

Алина — (уменьшительная форма от имени Альбина - от лат. Альбус =
«белый»)
Алинка, Лина, Аля.

Анастасия(женск. К Анастасий — от греч. Анастас = «воскресший»)
Настасья, Анастасьюшка, Настя, Настася, Нася, Ната, Нюся, Настёна,
Настюша, Настяха, Стася, Ася и др.

Екатерина (от греч. «катариос» = «чистый») , Катерина, Катя, Катюха,
Катюша, Катюня, Катюля, Катёна, Катеринка, Рина....

Инна (от старого редкого мужского имени Инна - ?), Иннушка,
Ина (Иня), Инюта, Инюша....


Полина — (разг.форма от имени Аполлинария — от лат. «Аполлинарис» =
притяжат. прилатательное к Аполлон - «Бог искусств»
), Полинка,
Поля, Полюня, Полюся, Полюша, Пана, Паша, Лина...

----------------------------------------------------------------------------------------

«Что в имени тебе моём»?

Валерий(от лат. «валео» = «быть сильным, здоровым»)
Валера, Лера, Валя, Валерик...

Денис — (от греч. «Дионис» = «бог жизненных сил природы»)
Дениска, Ден, Деня, Денуся.....

Иван (от др.-евр. Имени Яхве - «Бог смилостивился»), Иванка, Иваня,
Ивася, Иваха, Ваня, Ванюха, Ванюша, Ванятка.....

Илья (от др.-евр.имени Яхве - «мой бог»), Ильюха, Илюха, Илюша,
Илюша, Илюня, Иля....

Максим (от лат. «максимус» = «самый большой, величайший»), Макс,
Максимка, Макся, Максюта, Максюша, Мака, Сима.....

Павел (от лат. «паулус» = «маленький»), Павлик, Павлуня, Павлуша,
Павлюка, Пашуня, Пашуха, Паня, Паха...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!