СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "О дружбе и друзьях" для 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: определить, что входит в понятие «дружба»,  формировать нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "О дружбе и друзьях" для 5 класса»

Сценарий классного часа--диспута «О дружбе и друзьях»

Ружникова Ирина Александровна

Учитель музыки МОУ СОШ №7

имени Героя РФ С.Н. Мельникова

г.о. Жуковский МО


Цели: определить, что входит в понятие «дружба», формировать нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям.


Эпиграфы: «Нет ничего драгоценнее друзей: не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете»

(Ф. Гвиччардини, итальянский историк)


«Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их ещё сильнее нас! (Цицерон)

Ход диспута

Задание №1. Обсуждение с детьми: что входит в понятие «дружба»?


Дружба--это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонёк, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье в жизни.


Дружба--это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.


В.А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир--радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие--это душевно слепой человек».


Нравственная зоркость в дружбе--это понимание, что у друга горе. Знайте, что горя в жизни будет значительно меньше, если все мы будем зорко видеть, угадывать это горе в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идёт, как дышит, как смотрит на мир.


***Исполнение песни Г. Струве «С нами, друг»


Задание 2. Обсуждение проблемной ситуации

Эпиграф: Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так;

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош… ( Высоцкий В.)

Учитель читает рассказ:

«Было в классе четверо мальчишек, и сидели они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» -- в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольёшь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один, Иван, не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и тёмные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберётся до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись , наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.

Лодочник удивлённо посмотрел на мальчика и спросил: «Ты откуда, хлопец, взялся?» «Сегодня мы брали у вас лодку. Я обещал вернуть!»

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать своё слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам, и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал ещё одно: друзья бывают и мнимые».


Вопросы для беседы:

1.Что такое нравственная зоркость?

2.Её нужно проявлять лишь по отношению к друзьям или ко всем людям?

3.Кака мысль заключена в строках из стихотворения В. Высоцкого?

4.Как можно было бы озаглавить повествование о четырёх ребятах, если бы оно заканчивалось словами «если бы не один случай»? ( «Верные друзья»)

5.Какие качества характера проявил Иван, чтобы сдержать данное слово?

6.Как бы вы поступили на его месте?

7.Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать мнимыми друзьями?

8.Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься?»

9.Какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна она для вас?

Задание №3. Исполнение песни «Настоящий друг»


*** Исполнение песни Б. Савельева и М Пляцковского «Настоящий друг»


Задание №4. «Какие мы разные!» Назовите антонимы к словам:

Широкоплечие--

Полные--

Высокие--

Пожилые--

С узкими глазами--

Блондины--

Кареглазые--


Встаньте, у кого:

Длинные волосы, короткие волосы, голубые глаза, сероглазые, голубоглазые, высокие, низкие, девочки, мальчики.

Вывод: все мы разные. Но как же тогда мы находим друзей?

(их должно что--то объединять)


Задание №5.Что может укрепить дружбу? За счёт чего она будет крепкой? Чтобы ответить на опросы, поиграем в игру:»Да» и «Нет:


1).Если вы живёте в одном дворе, вы будете дружить?

2).Будет ли крепкой дружба, если один из друзей жадный?

3).Поможет ли дружбе наличие одинаковых животных?

4). Будет дружба крепкой, если один из друзей--врун?

5).Поможет ли дружбе одинаковые увлечения( рыбалка, коллекционирование…)?

Вывод: Нужно обязательно иметь общее дело и относиться друг к другу честно, без вранья, искренно, верно, не унижая, не восхваляя себя.


*** Исполняем песню В. Шаинского и М. Матусовского «Вместе весело шагать»


Задание№6. Вспомни «.Кто с кем дружит?»

Карлсон и

Крокодил Гена и

Буратино и

Вини-Пух и

Кот Леопольд и

Герда и


Задание №7. На одном листочке , одним карандашом на двоих, надо нарисовать дом, не переговариваясь друг с другом. Работа в парах.

Вопросы: Вы смогли понять друг друга без слов? Кто был главным в паре? Второй человек в паре уступал? Может поэтому рисунок получился?


Задание №8. Игра «Гусеница»

Посмотрим , можете ли вы работать в команде?

Встаньте лицом ко мне, возьмитесь за талию - сцепитесь, я говорю действия--вы выполняете:

сели, встали, поднялись на носочки, поднимите левую ногу, покажите как вы спите, наклонитесь вправо, наклонитесь влево, наклонитесь вперёд.

Вывод: Молодцы, вы дружные ребята!


Задание №9.Я раздам вам силуэты мальчиков и девочек, но на них не изображены лица. Вам нужно дорисовать лицо и изобразить ту эмоцию, которую сейчас испытываете. А затем раскрасить человечка, из этих человечков мы создадим коллаж дружбы.


***Звучит песня В. Шаинского и М. Пляцковского «Улыбка»


Задание №10. Создаём Коллаж Дружбы на большом листе.

Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нём? Вы видите, что дружба вызывает положительные эмоции и учиться дружить никогда не поздно!



Выводы: Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга--будь им! Иначе:

потрудись душой для рядом находящегося человека! Восприми его радости и горести, как свои, и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств.


***Исполнятся песня В Шаинского и М. Танича « Когда мои друзья со мной»



Литература:

1.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1993

2.Рожков М.И. Классному руководителю. М.,2001

3.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинёв, 1978

4.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1974

5.Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? М., 1886








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!