Классный час на тему:
«ТРУД КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА»
7 класс
Кл.воспитатель : Попова Л.В.
г.Вихоревка, 2014
Классный час на тему:
«Труд красит человека».
Цели: 1)расширить представления детей о роли труда в жизни
общества,
2)способствовать формированию положительной нравственной
оценки таких качеств человека, как трудолюбие,
самостоятельность, усидчивость;
3)побуждать детей к развитию своих трудовых навыков,
к участию в трудовых акциях, самовоспитанию.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1)подготовить небольшие устные рассказы о профессиях родителей по вопросам:
2)двух учеников назначить репортерами.
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:
Работа с притчей «Два плуга».
Интерактивная беседа.
Мини-лекция «Что дает человеку труд?»(можно слова записать на доске)
Игра «Окончание пословицы».
Игра «Ринг профессий».
Игра «Угадай профессию».
Блиц-интервью «Моя любимая профессия».
Игра-головоломка «Мир профессий» :
Заключительное слово.
Подведение итогов.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
1. Притча «Два плуга».
Наш классный час я бы хотела начать с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте этот рассказ. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
2. Интерактивная беседа.
Почему плуг, попавший к земледельцу, блестел, как серебро?
Что случилось с другим плугом, лежавшим без дела?
Как вы считаете, о ком эта притча? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?
К какому выводу приводит Ушинский своего читателя?
Как мы назовем наш классный час?
3. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг. Вспомните «Поучение Владимира Мономаха». Он писал : «…не ленитесь, но усердно трудитесь. Леность ведь мать всему дурному…». Как видите, Мономах утверждает, что труд – мерило благородства человека. Еще один древнерусский памятник – «Домострой» - также утверждает высокие нравственные идеалы наших предков: трудолюбие, бережливость, порядок и чистоту в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать только для того, чтоб окружить себя богатством и излишествами. Да и в наше время человек в обществе ценится по труду.
Труд – источник радости и удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает физически и нравственно. От труда зависит уровень его благополучия. Труд имеет и большое личное значение. Посмотрите, как бывают счастливы люди, которые умеют многое делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, кто ничему не научился.
4. Игра «Окончание пословицы».
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. А знаете ли вы эти пословицы и поговорки? Сейчас мы это проверим. Я буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. Можно отвечать хором.
Дерево смотри в плодах,…. (а человека в делах)
Терпенье и труд …. (все перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течет)
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ...(не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время,... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
Ищи невесту не в хороводе,... (а в огороде).
5. Игра «Ринг профессий»
Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий». В игре участвуют 3 команды (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!
Учащиеся по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места.
Игра закончилась. Победил (номер) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Победитель садится на место.
6.Игра «Угадай профессию»
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.
Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
7. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.
К учителю подходят два «репортера».
Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.
Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии семиклассники.
Репортер 1.У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?
Репортер 2. И чем она вас привлекает?
Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.
8. Игра-головоломка «Мир профессий»
На листе А3 написаны буквы. Напишите названия профессий на каждую из этих букв. Какая команда первыми закончит – расположите лист на доске.
(ТРУД КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, Труд- ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ……) 1.
Анаграммы:
Моетсетс, тиокредн, нйидреаз, гокэло, убдользреитс, алмяр, дьмлое, птлоикн.
Ответы:
Тестомес, кондитер, дизайнер, эколог, бульдозерист, маляр, модель, плотник.
9. Заключительное слово
В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесет им счастье».
10. Подведение итогов (рефлексия)
Наша беседа подошла к концу.
Какие моменты остались в вашей памяти?
Какие мысли запомнились?
Над чем хочется задуматься?
Приложение 1
Притча «Два плуга»
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
(К.Д.Ушинский)