Тема этического занятия: «Добро творит чудеса»
Цели. Формирование у учащихся уважения к общечеловеческим нравственным ценностям. Воспитание в детях доброты и уважения к окружающим.
Задачи:
Образовательные: учить детей быть доброжелательными, проявлять заботу об окружающем мире, расширить знания школьников о добре и его роли в жизни человека.
Развивающие: 1. Разделить в представлении учащихся понятия "добро", "зло", убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
2. Развивать умение уважать другие точки зрения, умение прийти на помощь в трудную минуту.
3.Формировать навыки работы в коллективной деятельности, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения детей, доброе и уважительное отношение к окружающему миру, людям. Прививать нормы человеческой морали, этического поведения.
Методы и приемы: словесный - беседа; наглядный – показ; памятка «Правила доброты»
Ход занятия.
- Добрый день! Я рада вас всех видеть. Взгляните в окно, какое яркое солнце, оно бескорыстно дарит нам своё тепло. Вздохните поглубже и почувствуйте запах весны, бодрость и силу, уверенность в себе.
Ход занятия
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.
- Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)
А начнем мы наше занятие с древней китайской притчи о добре и зле.
Притча о добре и зле.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)
- О чем эта притча? (О добре и зле) Какова её мораль? Чему она учит? (Не совершать зла)
- Как вы поняли строку « Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь?» (Важнее бороться со злом, совершать добрые дела и мир будет добрее)
- И не зря наши предки вывели правило: «Не ищи красоты, а ищи доброты». И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас.
Земля наполнена светом солнца (прикрепить солнце) Свет солнца соединяется с нашими добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Посылая теплые чувства мы с вами спешим делать добро.
-Что значит Добро? (Добро - это всё положительное, хорошее, полезное - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова)
- Так что же такое «доброта»? (заботливое, внимательное отношение)
- А вы знаете, когда проводится Всемирный день доброты? (17 февраля)
- А что значит добрый человек? (Уважает старших, не обижает младших, заботится о пожилых людях и т.д)
- Видите, как по- разному мы представляем себе эти понятия. А чтобы лучше разобраться в них, мы узнаем сегодня на занятии - добра « Добро творит чудеса».
- Как вы думаете, для чего нужно Добро? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту, дать совет, просто улыбнуться, обратить внимание и т. д.)
- А какие чудеса творит оно? (Согревает душу, поднимает настроение, расцветают красивые цветы, слышим прекрасное пение птиц и т.д)
В повседневной жизни мы употребляем добрые слова и выражения, без которых просто не обойтись.
- Уже с самого утра мы слышим: Доброе утро! Вставай, солнышко, котёнок и т. д. Здравствуйте, мы говорим, заходя в класс, спасибо за вкусный завтрак и т. д. Добрые сердечные слова и сказаны вовремя – это и есть чудеса, а творит их Добрый человек.
- А давайте и мы вспомним слова, которые начинаются со слова «добро».
- Встречая гостей, мы говорим: добро пожаловать; Утром (доброе утро); Днём (добрый день); Провожая гостей (доброго пути); Вечером (добрый вечер) и т.д.
Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
- А зачем нужны добрые слова? (Утешить, успокоить, излечить, помочь и т.д) Разве нельзя быть добрым без слов: мимикой, жестами? (Можно)
- Вы просыпаетесь, вас мама гладит, приходите в класс, вас встречает учитель улыбкой – это тоже Добро, но без слов. Добро живёт с нами рядом.
- Скажите, а где всё-таки живёт Добро? (В наших сердцах).
- У каждого из нас есть сердце, а значит, в каждом человеке живёт Добро, но оно у всех выражается по- разному. Вот вам и другое чудо, которое творит Добро.
- А с чем можно сравнить Добро? (с солнышком)
- Когда в классе, в семье, в мире всё по-доброму, какое у вас настроение? (Всем становится теплее)
- Посмотрите на наше солнышко, обратите внимание на его яркие, тёплые лучи. Закройте глаза, впустите в свои сердца тепло- добро.
- А как вы думаете, Добро можно потрогать? (Нет). Почему?
- А на вкус можно попробовать? (Нет) Почему?
- А как вы думаете, можем мы увидеть Добро? (Да)
- А в чём? ( В делах, поступках, чувствах)
- Действительно, добрые слова, добрые мысли могут превратиться в добрые поступки. Сейчас мы в этом убедимся.
Работа в группах
- Посмотрите, у вас на столе лежат различные предметы: зернышки, порванная книга, шарик, листок бумаги и фломастер.
-Подумайте, посоветуйтесь в группе, какое доброе дело можно совершить используя эти предметы? (Приступайте к работе)
- Спешите творить добро.
(Зернышками накормить птиц, шарик надуть и подарить, на листочке что-нибудь нарисовать и подарить близкому человеку, книжку подклеить.)
- Молодцы вы очень догадливые, я уверена, что вы тоже совершаете какие-то чудеса, потому что делаете добрые дела.
-Сейчас в группах, посоветуйтесь, какие добрые дела вы сделали и напишите на лучиках по 1 доброму делу.
-Не забывайте, когда закончится музыка, вы заканчиваете работать.
-Какие же добрые дела совершили в группе (спросить все группы) (прикрепить лучи солнца). Посмотрите от ваших добрых дел солнышко засияло, в классе стало светлее и уютнее.
-Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо.
-Молодцы, я уверена, что вы станете еще добрее и пополните ряды добрых людей, которые помогают нуждающимся, которые участвуют в благотворительных акциях, которые совершают добрые дела добровольно. Таких людей называют волонтерами.
У нас в Серпухове есть детский дом, где находятся дети разного возраста, которые остались без попечения родных. Вы тоже им можете помочь, выступить с концертом, нарисовать открытку и подарить ее.
В Серпуховском районе, в Пущино – на - Наре есть детский приют. Где ждут ваших добрых рук, добрых сердец. Мы можем собрать для них игрушки и отвезти.
- Вы, наверное, помните, мы организовали сбор канц.товаров, которые и отвезли в этот приют. Я, думаю, дети очень обрадовались, тем самым вы подарили Добро.
В Москве, на ул. Чкалова есть приют для бездомных животных, они нуждаются в вашей заботе, добром сердце.
В России проходит очень много благотворительных акций. Много больных детей, которым нужна наша помощь. Для этого организуют благотворительные фонды и акции: в Рязани - фонд помощи Василия Рязанского, в России фонд «Подари жизнь», «Наши дети», «День Добрых дел» на 5 канале; телефон № 6162 (вы можете послать СМС, сумму взноса указать цифрами); 1 канал и Российский благотворительный фонд объединились в борьбе за детские жизни. На первом канале проходит акция «Добро», где всем миром собирают денежные средства для лечения больным детям. Спасено уже тысячи жизней детей, а порой счет идет не на дни, а на минуты. Сообщения со словом «Добро» на короткий номер 5541 летят со всего мира. Мы тоже может помочь попавшим в беду малышам, и вы тоже спасете чью-то жизнь (пауза)
- Спешите делать Добро. Добро творит чудеса!
- А вы считаете себя добрыми? Почему?
Послушайте стихотворение и подумайте: А легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не старится,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей
- Ребята, о добром человеке, иногда говорят – « У ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА ЧИСТАЯ, СВЕТЛАЯ ДУША». Символом чистоты и света, является свет зажженной свечи, недаром свечи зажигают в храме. Сейчас я хочу предложить вам следующее – передавая эту свечу из рук в руки, назовите свое имя и скажите, какими добрыми качествами обладаете вы? Пусть ответ будет правдивым и чистым, как свет этой свечи.
(Доброжелательный, добродушный, счастливый, порядочный, смелый, ласковый, нежный, заботливый, добросердечный, уважительный, вежливый, щедрый, радостный, мягкохарактерный, незлопамятный и т. д)
- А как вы думаете у нас в классе между всеми добрые отношения?
- Чтобы добрые отношения не распались, я предлагаю вам в группах составить ПРАВИЛА ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ (Зачитывает каждая группа, а после на доске прикрепляю, можно добавить и другие)
Правила добрых отношений:
Уступать.
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить. Не злиться.
Не жадничать.
Помогать своему друг другу.
Быть честным.
Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.
Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый должен помнить, что Добро творит чудеса.
Жизнь, достойная человека- это жизнь, построенная на доброте. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела.
Мы начали наш урок сегодня со слов Л.Толстого И закончим его сказкой «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там, наверху, всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.
- Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё продолжение этой сказки. ( Работа в группах)
Поделитесь с классом, зачитайте ваши ответы.
Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.
Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ Белки? Что общего во всех ответах? Учитель фиксирует ответы детей и выделяет на доске ключевые слова, относящиеся к понятию «добро».
В чём же главная причина хорошей жизни белок? (они добры)
«Не умирает доброта,
Что лечит нас и воскрешает
И эта главная черта
В роду людском не умирает.
Не прячьте доброты своей
Откройте сердце всем наружу
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу»
А закончим мы наше занятие, отрывком из мультфильма, который я думаю вы все знаете (просмотр отрывка из мультфильма «Просто так»)
- Почему изменилось настроение ослика?
- Кто в мультфильме совершил доброе дело?
- А мальчик получил вознаграждение за доброе дело? (Нет)
- Он совершил его просто так. Добро свершило чудо.
Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, делайте добро просто так! Но знайте, добро обязательно к вам вернется, заботой близких, хорошим настроением, ощущением счастья и многим другим. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
Правила добрых отношений:
Уступать.
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить. Не злиться.
Не жадничать.
Помогать своему друг другу.
Быть честным.
Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.