Классный час на тему: “Щедрость и жадность ”
Цели классного часа:
- ознакомление учащихся с ценностью «щедрость» и понятием «жадность»;
- привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми;
- формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру.
Методы: рассказ, беседа, просмотр мультфильма, объяснение, различные игры.
Ресурсы: учебник, мультимедийный проигрыватель, «Ленточка», «Волшебный мешочек со сладостями».
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее тому, кто никогда об этом не узнает. (Народная мудрость)
2. Основная часть.
Беседа-вступление:
- Сейчас мы с вами, ребята, побеседуем, но для начала, давайте внимательно послушаем, о чем вот это стихотворение?
«Подъемный кран»
У меня подъемный кран,
С ним играть я буду сам!
Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий!
Никому его не дам –
Это мой подъемный кран!
(О жадности)
- Что такое жадность?
(Когда человек ни с кем не делится, думает только о себе, о том, чтобы только ему было хорошо)
- И ещё послушаем и подумаем, о чем стихотворение?
«Самокат»
Мне купили самокат,
Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца –
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше.
Пусть порадует ребят
Серебристый самокат!
Мы играли очень дружно –
Радостью делиться нужно!
(О щедрости)
- Что такое щедрость?
(Щедрость – это когда человек не жадничает, а делится с другими, чтобы все порадовались)
- Ребята, ещё я вам хочу прочитать историю, которая случилась с такими же ребятами, как вы.
История «Про Сережу и Никиту»
Сережа принес в детский сад модельку. Автомобиль был совсем как настоящий. Никите очень хотелось поиграть этой моделькой, и он попросил:
- Сережа, можно, я чуть-чуть поиграю твоей машинкой?
- А что ты мне дашь поиграть? Ты принес что-нибудь из дома? – строго спросил Сережа.
- Нет, - грустно ответил Никита.
- Ну, тогда не дам! – сказал Сережа.
- А я дам тебе робота! - предложил Денис. – Мне дашь?
Сережа рассмотрел робота, и он ему понравился.
- Тебе дам.
Мальчики поменялись игрушками и стали играть – каждый отдельно. А Никита вздохнул и отошел в сторонку.
- Давайте подумаем и вспомним, не случались ли с вами такие истории?.
- Можно ли назвать Сережу щедрым? Почему?
(ответы детей)
Прочитаем рассказ В.Сухомлинского «Жадный мальчик».
Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».
Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:
– Это ты хотел сто порций мороженого?
Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
– Да... Если бы кто дал деньги...
– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого. Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.
От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.
– Что же делать? – думает мальчик.
Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.
Съел еще две порции. Поплелся к школе.
Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.
У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому–то?
Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?
Вопросы учителя:
- Какие чувства и настроения возникли у вас к мальчику?
- Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей).
3. Просмотр мультфильма про щедрость «Мешок яблок».
- Я думаю, многие из вас смотрели добрые советские мультфильмы про “ Щедрость и Жадность ”. Давайте вспомним мультфильм «Мешок яблок», в котором показана неведомая щедрость зайца, который несет мешок яблок и делится со всеми кто ему на пути попадается, но когда в его мешке яблоки закончились, а дома остались родные зайчата голодными, то его же щедрость к нему и вернулась – все те зверята, которых он угостил, пришли к нему домой со своими угощениями, тем самым не оставив зайчат голодными.
- Запомните! Щедрый делится просто так, не ожидая и не требуя ничего взамен.
Так же можно посмотреть «Цветик семицветик», «Сказка о жадности»,
«Бедняк и жадина» и др.
4. Игры.
«Ленточка щедрости»
– Давайте сыграем в одну очень интересную игру, возьмитесь за ленточку, и скажите честно – чем вы делились с другими – (Дети: я делилась конфетами с детьми в д/с; я делился игрой, которую принёс в д/с ; я делился игрушками и т. д.)
- Значит, вы какие? (щедрые, не жадные, добрые, внимательные)
Круг «От сердца к сердцу»
Проводится игра «Щедрый мешочек». Все вместе проговаривают слова: «Вам посылка от друзей, передай ее скорей». Угощенье из «волшебного мешочка» достается тому, кто последний проговорит слово «скорей». Затем игра повторяется. В конце игры, те ребята, кому достались печенье или шоколад, угощают всех детей. Самый щедрый тот, кто своим угощеньем угостил как можно больше друзей в классе.
Групповая деятельность
Учитель делит детей на три группы. Каждая группа должна выработать и составить список, в котором раскрывается проявления щедрости Матушки-Природы.
- Как вы считаете, чем щедра Матушка-Природа?
- Человек так же щедр, как Матушка-Природа? Расскажите. (Ответы детей).
5. Заключительная часть.
- О чём мы сегодня с вами говорили? (О щедрости и жадности. Щедрым быть –хорошо, а жадным плохо. )
-Послушайте пословицы:
• Жадность - всякому горю начало.
• Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
• Твоё только то, что ты отдал.
• Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата.
- Давайте все вместе повторим эту пословицу: Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата.
- Молодцы ребята, будьте всегда щедрыми, добрыми! Твори добро и оно к тебе вернется. До свидания, ребята.