СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Пушкинский бал"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с биографией А.С.Пушкина; с жизнью 18 века; традициями, культурой, историей

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Пушкинский бал"»

18


Провела учитель начальных классов г. Южно-Сухокумск

МКОУ СОШ №1 им.Магомед-Герея Зульпукарова:

Рамазанова Зарема Рамазановна

«Пушкинский бал»

2 класс
















ЦЕЛИ:

Познакомить с биографией А. С. Пушкина; с жизнью 18 века: традициями, культурой, историей.

Развивать творческие способности учащихся и родителей.

Воспитывать любовь к поэзии, к классической музыке.

Воспитывать дружный коллектив детей и родителей.


Оформление:

Портреты А.С. Пушкина, его отца, матери, сестры Ольги, няни Мироновой Арины Родионовны. Выставка книг А. С. Пушкина и книги о нём.

Фотография Царскосельского Лицея.

Работы учащихся (рисунки, поделки по произведениям А. С. Пушкина)

Подсвечники, кружевные салфетки, шкатулки.


Музыка:

П. И. Чайковский марш из «Щелкунчика»

Л. В. Бетховен « К ЭЛИЗЕ», «ЛУННАЯ СОНАТА»

С. Рахманинов «Итальянская полька»

Я. Френкель «Старый вальсок»

Музыка для частушек.

Танец «Цыганочка»


Литература:

«Жизнь и творчество А. С. Пушкина», изд. «Детская литература»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» «Осень»,

Сказки А. С. Пушкина.

Журнал «Начальная школа» №1, 2000 год

«Великим быть желаю …» разработка Чупиной Р. А., г. Братск 1998 г.


Оборудование:

Проектор.

Костюмы героев сказок.

Костюм цыганки и два мешочка с надписями «Прошлое» и «Будущее»


Учитель


Добрый день, друзья!

И так, начинаем!

На Пушкинский бал

Вас всех приглашаем.


Дети парами входят в зал под марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

Два ученика рассказывают стихотворение Бориса Заходера.

«О границах поэтического творчества»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Нажмудинов Сайгитмагомед

1.Поэт – доподлинный поэт –

Готов воспеть любой предмет.

В есь белый свет

(и тьма, и свет),

Восторг и гнев,

Любовь и скука,

Жизнь, смерть,

Свидание, разлука,

Мышиный писк,

Борьба стихий,

Трагедия и анекдот –

Всё в дело у него идёт,

Всё превращается в стихи!

---------------------------------------------------

Садам

Он воспевает всё, что видит,

Что любит или ненавидит.

А то чего на свете нет

(И, слава богу, не бывает), -

Ещё охотней воспевает!

Но он не станет воспевать

Того,

На что ему плевать!

Учитель: Так Борис Заходер говорит о творчестве поэтов.

Поэты пишут, творят и рассказывают нам только о том, о чём поёт душа, о чём болит и страдает сердце, о том, что тревожит и восхищает ум.

Есть в России такой поэт, который своим творчеством сумел затронуть душу каждого человека – это Александр Сергеевич Пушкин.

Любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся ближе, дороже, нужнее.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, прикоснёмся к страницам жизни и творчества великого русского поэта А. С. Пушкина.

( Под музыкальное сопровождение «К Элизе» и «Лунная соната» Л. Бетховена ученики рассказывают:













Учитель

Когда в небогатом доме на Немецкой улице в Москве раздался первый крик сына Александра, ещё никто не знал, что с его появлением не только сплавятся воедино старинный род Пушкиных, идущий из древней Руси, и родословная «арапа Петра Великого» Ибрагима Ганнибала, но и сольются воедино аристократизм с народными чаяниями, что его короткая, как озарение, жизнь соединит в себе всё яркое, новое – бунт мыслей, бунт чувств, бунт языка, бунт стиля.


Учитель

Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве.

Дом Пушкиных представлял всегда какой – то хаос: в одной комнате богатые старинные мебели, в другой пустые стены, даже без стульев. Во всём недостаток, начиная от денег и до последнего стакана.


Отец, Александра Сергеевича Сергей Львович, был нрава пылкого и до крайности раздражительного, часто выходил из себя, отчего дети больше боялись его, чем любили.


Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна, красивая, всегда весёлая и беззаботная умела владеть собой и только не смогла скрывать предпочтение, которое оказывала сначала к дочери, а потом к меньшему сыну Льву. Никогда не выходя из себя, не возвышая голоса, Надежда Осиповна умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Она могла играть в молчанку с сыном Александром круглый год. Дети боялись её более чем отца.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Детство Александра Сергеевича было нерадостное. Отец и мать мало любили своего Сашу и мало уделяли ему внимания.

Саша очень дружил со своей старшей сестрой Ольгой. Они всегда играли вместе.

Пушкин в детстве был очень неровного характера: то от был молчалив, ленив, вял, а то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Марипат

Большое влияние на детство и первое воспитание Александра Сергеевича оказала бабушка Марья Алексеевна.

Марья Алексеевна была ума светлого и образованного. Умела вести дом, как следует. Пушкин горячо любил свою бабушку, которая заботилась о нём, заступалась за него перед родителями. Это стихотворение о ней:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сайгибат

Ах! Умолчу ль о мамушке моей

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она духов молитвы уклоня,

С усердием перекрести меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь бывало.

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя, ни ног, ни головы.




Н е раз про маленького Пушкина говаривала Марья Алексеевна: "Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с другими детьми, то вдруг развернётся и расходится, что его ничем не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится".





Раиска

Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать. Ей посвяти Пушкин эти строки:


Мастерица ведь была

И откуда, что брала!

А куды разумны шутки,

Приговоры, прибаутки, небылицы, былины.

Православной старины!

Слушать так душе отрадно,

И не пил бы и не ел,

Всё бы слушал да сидел.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ислам

Достигнув семилетнего возраста, Саша стал резв и шаловлив. Рано обнаружил охоту к чтению. Часто забирался в кабинет отца и читал. Библиотека отца состояла из французских классиков и философов 16 века.






В 1811 году открылся Царскосельский Лицей, и отец Пушкина поручил своему брату Василию Львовичу отвезти сына в Петербург. Пушкин был принят в лицей в числе тридцати учеников. Там он провёл 6 лет безвыездно. Там развился его характер, любящий, пылкий, независимый.
















Джамиля

О лицейских годах Пушкин написал вот эти строки:

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье бы, куда б не повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина:

Отечество нам Царское Село.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12 ученик

В своём развитии Пушкин – лицеист опередил товарищей, при этом он не важничал. В садах Лицея Пушкин стал поэтом:

Патимат

В те дни таинственных долинах,

Весной при криках лебединых.

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: Муза в ней

Открыла мир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

Ведущий:

В лицее пришла к Пушкину слава.

Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами, балами, литературными обществами захватила поэта.

«Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром

В огромном зале всё дрожало

Паркет трещал под каблуком…»


Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал про балы. Попробуем и мы с вами побывать на таком балу, но какие же танцы в то время были в моде? Это можно узнать, открыв эту шкатулку.

В шкатулке названия танцев они разрезаны на 2 половинки:

их надо собрать (поло-нез, мазу – рка, ва-льс, га-лоп, кад-риль, кати-льон)

(родитель и ребёнок собирают название танцев)



Ведущий:

-Вот такие танцы были в то время.

-А каким же танцем бал открывали?

Каким продолжали?

Каким закрывали?

Вам выстроить все танцы по порядку

Помогут рифмы и загадки:


1. Полон сказочных чудес

старинный танец (ПОЛОНЕЗ)


2.Назову сейчас для вас

Я прекрасный танец (ВАЛЬС)


3. Топ да топ, топ да топ-

Это начался (ГАЛОП)


4.Любит даже Мурка

Когда звучит (МАЗУРКА)


5.Умеют Эдик и Эмиль

Красиво танцевать (КАДРИЛЬ)


6.Танцем – шуткой назван он

Славный танец (КАТИЛЬОН)


Молодцы! Всё верно отгадали,

Порядок танцев на балу узнали



Ведущий

У нас сегодня свой маленький бал,

Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал

Танец весёлый исполним сейчас,

И очень просим поддержки у вас!

Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька»

Ведущий:

Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли.

ИГРА «ФАНТЫ»

(фантами могут быть тетради детей, номера рядов зрителей)

-изобрази море из сказки о золотой рыбке (зрители по рядам)


1 ряд - море слегка разыгралось

2 ряд - помутнело синее море

3 ряд - почернело синее море

4 ряд - на море чёрная буря

- прочти стихотворение А. С. Пушкина про ночь( 1 фант )

Л ейла

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо.

Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Чуть трепещут

Сребристых тополе листы.

Луна спокойно с высоты

Над белой церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок озаряет.

И тихо, тихо всё кругом…

- прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина (1 фант)

Шумай

Унылая пора! Очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

- сыграть на музыкальном инструменте (1 фант)

- прочти весёлое стихотворение (1 фант)

Марьям

К олокольчики звенят,

Барабанчики гремят,

А люди – то, люди –

Ой, люшеньки - люли!

А люди – то, люди

На цыганочку глядят

А цыганочка – то пляшет,

В барабанчики – то бьёт,

И ширинкой алой машет,

Заливается – поёт: (выходит цыганка)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Цыганка: Заварият

«Я плясунья, я певица,

Ворожить я мастерица»

-Что было, что будет, скажу,

по «Евгению Онегину» ворожу!

( У цыганки два мешочка: на одном написано «Прошлое», на другом «Будущее». Она достаёт на листочках предсказания для детей и взрослых и читает)

Что было в прошлом

Что будет в будущем

Ему не нравились пиры

Порядок новый учредить

Он три часа, по крайней мере,

пред зеркалами проводил

Мы лучше поспешим на бал

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье

Я вас хочу предостеречь

Ничто не трогало его

И завтра то же, что вчера

Я был озлоблен

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны

В окно смотрел и мух давил

Брожу над морем, жду погоды

Давал три бала ежегодно

Увидеть чуждые моря

И был глубокий эконом

Читаю мало, долго сплю

Всегда довольный сам собою

И скоро – скоро бури след

В душе моей совсем утихнет:

Тогда – то я начну писать

Играть и прыгать не хотела

Пора мне сделаться умней

Ей скучен был и звонкий смех

И труд, и мука, и отрада

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё.

Три дома на вечер зовут

Но в книгах не видал вреда

Везде поспеть немудрено

Она езжала по работам

Безмолвно буду я зевать

Солили на зиму грибы

Блистательна, полувоздушна

Любили круглые качели

Милее мне домашний круг

Писали в тайне вы стихи

Тебя преследуют мечты

Никто меня не понимает

Я верен буду старине

Уста лукавые не ели

И пеньем была заняты

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу


Мне нужно после долгой речи

И погулять и отдохнуть.


Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя.


Прогулки, чтенье, сон глубокий


И славно зиму проведёшь


Давай обедать поскорей


Какая радость: будет бал!


Ведущий:

- Цыганка у нас в гостях сегодня, без танца цыганского мы её не отпустим. (Танец «Цыганочка»)

Отлично цыганка танцевала, замечательная актриса, возьми наших ребят научи и в артистов их преврати (дети участвующие в сценках идут с цыганкой переодеваться)

- Про прошлое и будущее узнали. И дальше игру в фанты продолжаем

- прочти отрывки из поэмы «Евгений Онегин» (1 фант)


Отрывок из «Евгения Онегина»

Сумая

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд.

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

-На фортепиано играет (1 фант)


-прочитай стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» (1 фант)

Шамиль

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов;

Брега с недвижной рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.


















- прочитай стихотворение «Гонимы вешними лучами…»(1 фант)











Т имур

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачнее леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей».

-Пели в то время не только соловьи, пели куплеты и романсы и гости на балах.

А мы споём не куплет, а частушки: (поют родители , дети угадывают сказки и автора):


1.Эта рыбка не простая

Чешуёй она сверкает,

Она плавает, ныряет

И желанья исполняет.


2.Охраняет град не зря

Тридцать три богатыря.

В граде том богатства есть,

Злата, серебра не счесть!



3.По базару поп гулял

И работника искал,

Взял в работники Балду,

Ой, попал ты поп в беду!



4.Подарил мудрец Дадону

Золотого петушка,

Пока царь спокойно спит

Его птица сторожит.


5.Мы не зря частушки пели,

Мы спросить у вас хотели:

Все ли сказки вы узнали?

И чтоб автора назвали.



-А сейчас мы отрывки из этих сказок и посмотрим. Смотрите, как цыганка потрудилась, каких артистов нам привела.


- сценка «Сказка о золотом петушке» (написана в 1834году).

(автор, Дадон, мудрец)











Магомедгаджи

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Мухамад«Посади ты эту птицу,-

Молвил он царю – на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподнимет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся».

Магомедгаджи

Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

«За такое одолженье,-

Говорит он в восхищенье,-

Волю первую твою

Я исполню как свою»


Ведущий: - Какая сказка? (ответы детей)



-сценка «Сказка о рыбаке и рыбке» (написана в 1833году)

(автор, старик, рыбка, старуха)

Алина

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с одною тиной.

Он другой раз закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой- золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:


Зарема«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя отдам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:


Адам«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй себе на просторе»


..Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо:


Адам«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По – нашему, говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценой откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с выкуп:

Так пустил её в синее море».


Старика старуха забранила:

Айшат

« Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше – то совсем развалилось».


Ведущий:

- Какая сказка? (ответы детей)

-Во времена А. С. Пушкина многие барышни вели альбомы, в которые записывали стихотворения, пожеланья.

У нас ещё 2 фанта есть

их и попросим из таких альбомов нам стихи прочесть.


- Гости читают из альбомов отрывки из «Евгения Онегина» (с. 250)

1.Заварият

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

Сюда, назло правописанью,

Стихи без меры, по преданью,

В знак дружбы верной внесены,

Уменьшены, продолжены,

На первом листике встречаешь

Qu’ecrirez-vous sur ces tablettes;

И подпись: t.a v. Annette,

А на последней прочитаешь:

«Кто любит более тебя,

пусть пишет далее меня»

(перевод: «Что вы напишете на этих листках…Вся ваша Аннете»)


2.Байгинат

Тут непременно вы найдёте

Два сердца, факел и цветки;

Тут верно клятвы вы прочтёте

В любви до гробовой доски;

Какой- нибудь пиит армейский

Тут подмахнул стишок злодейский.

В такой альбом, мои друзья,

Признаться, рад писать и я,

Уверен будучи душою,

Что всякий мой усердный вздор

Заслужит благосклонный взор,

И что потом с улыбкой злою

Не станут важно разбирать,

Остро иль нет я мог соврать.


-Вот так Пушкин писал про альбомы барышен в своей поэме «Евгений Онегин»

Ведущий:

Вот фант у нас ещё остался,

отрывок из «Руслана и Людмилы» надо бы прочесть.

Но прежде память у родителей, гостей проверим,

Им написать героев сказочных доверим.

А мы с ребятами вас будем подгнять,

И в слух до 20 считать.

(Родители на листочке пишут по цепочке героев)

. Ученица читает отрывок «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ»



Ведущийц: Молодец! Спасибо! И гости не подвели, почти всех героев назвали.

Ведущий:

- А ещё на балах сочиняли,

В буриме или рифмы играли

(Зрителей делим на группы. Каждой группе даются рифмы. Ведущий помогает сочинять детям)


стихотворенье


удивленье


перо


окно


брюнет


поэт


лист


парашютист


венец


конец

Примерное стихотворение:

Сочиним стихотворенье

Всем друзьям на удивленье.

В руки мы возьмём перо

И посмотрим все в окно:

Вон идёт один брюнет,

Жаль, что это не поэт!

Вот летит осенний лист –

Он цирковой парашютист.

Сделал дело – вот венец.

Нашему стишку конец!

Ну что ж, послушаем творцов.( под музыкальное сопровождение «Лунной сонаты»)

(зачитывают свои стихотворения)


- последний фант у нас остался, попросим мы его сыграть на фортепиано.

Ведущий: Вот так когда – то, в далёком 18 веке,

со своими друзьями Александр Сергеевич Пушкин сочинял, танцевал, отдыхал.

-Понравилось Вам на нашем балу?


Но время нам пришло прощаться

В век 21 возвращаться

Споём все вместе мы сейчас

Для Пушкина «Осенний вальс»


(на мотив «Старый вальсок» поют дети и родители)


(Под песню дети танцуют вальс: на каждый куплет 1 или 2 пары

На первой строке - мальчик подходит к девочке и приглашает на танец:

делает поклон головой и подаёт руку,

девочка кладёт ладонь на ладонь мальчика

на второй строке – пара выходит в центр круга,

мальчик и девочка встают лицом друг к другу,

руки в стороны, ладони девочек лежат на ладонях мальчика

на 3 и 4 строке – пара делает по 2 шага вправо и влево в такт музыки

на 5 строке – мальчик провожает девочку на место и делает поклон головой.)















«Осенний вальсок»

Слышишь, осенние дуют ветра,

Осень хозяйка встречает сама

Пушкинский бал сейчас в классе у нас

Пушкина любит наш второй класс.

Пушкина любит. Пушкина любит наш класс


Пушкин осеннюю пору любил.

Он сочинял, стихи миру дарил.

В каждой семье его книги живут,

С детства по жизни с нами идут,

Пушкина строки с нами по жизни идут.


Сказки прекрасные он написал,

О славном Гвидоне нам всем рассказал,

О рыбке волшебной и петушке,

О жадном попе и умном Балде

Сказки чудесные Пушкин нам всем рассказал.


И завершая наш праздничный бал,

Верим что каждый много узнал.

Это в себе на века сохраним,

И помнить будем, что Пушкин дарил!

Пушкинский вечер светом нас всех озарил!






-Пушкинский вечер мы завершаем,

на память о нём сувениры вручаем. (Вручает мудрец из сказки «Золотой петушок»


Пусть петушок из сказки о Дадоне

Верным сторожем станет для вас,

Чтоб сидел он у вас всегда смирно,

И кругом всё тогда будет мирно!


А спонсору сувенира, нашему меценату

Спасибо, сказать рады!

На этом праздник с вами завершаем,

Гостей, детей на чаепитье приглашаем












18



Скачать

© 2022, 138 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!