Классный час на тему: «Моя будущая профессия».
Форма проведения: час общения
Цель: объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии, подготовить к выбору будущей профессии.
Структура классного часа:
1. Интерактивная беседа: «Что такое профессия?»
2. Групповая работа по теме: «Самые нужные профессии»
3. Мини-лекция: «Как выбрать профессию»
4. Заметки о типах профессий
5. Тест: «Определение типа будущей профессии» по методике Е.А. Климова
6. Тест « Ты и твоя профессия»
7. Подведение итогов
Эпиграф:
- «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский
Ход классного часа:
1. Интерактивная беседа: «Что такое профессия?»
Пройдет совсем немного времени и вам придется выбрать свой трудовой путь. И этот путь начнется с перекрестка, у которого множество дорог. И очень важно, чтобы вы не ошиблись в выборе своего пути. Ведь от этого выбора зависит: материальный достаток, круг общения, интересы, счастье в жизни, любимая профессия. Ведь выбор профессии – это выбор своей судьбы.
Что же такое профессия? (Ответы учащихся) Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Но профессия – это не только вид трудовой деятельности человека. Это еще и особая его социальная характеристика, определенный признак человека.
По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила.
2. Групповая работа по теме: «Самые нужные профессии»
Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделите на группы:
- «Модные профессии»
- «Забытые профессии»
- «Профессии, которые всегда нужны»
- «Отважные профессии»
Примерные списки профессий:
Модные профессии: юрист, журналист, топ-модель, автослесарь, нефтяник, эколог, менеджер, программист.
Забытые профессии: конюх, трубочист, ямщик.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, слесарь-водопроводчик.
Отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик, космонавт, шахтер, военный, сапер, спасатель.
3. Мини-лекция: «Как выбрать профессию»
В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора.
Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах. Во-первых, определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом «хочу». Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа.
Во-вторых, оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности – «могу». Могу – это все, что мне по силам, по способностям.
В-третьих, необходимо узнать какие профессии пользуются спросом – «надо». Надо – это все, что нужно для общества, страны.
В том случае, если вы сумеете совместить «хочу», «могу», «надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным.
4. Заметки о типах профессий
Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов:
1. «человек – человек»
2. «человек – техника»
3. «человек – знаковая система»
4. «человек – художественный образ»
5. «человек – природа»
Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа «человек – человек». Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец.
Второй тип «человек – техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер.
Тип «человек – знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер.
К типу «человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик.
К последнему типу «человек – природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.
5. Тест: «Определение типа будущей профессии» по методике Е.А. Климова
Теперь давайте выясним, какой же тип профессии подходит вам.
Учащимся предлагается пройти тест на определение типа будущей профессии. (Приложение 1)
6. Тест « Ты и твоя профессия»
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. (Дети рисуют фигурки) Теперь подсчитайте количество треугольников. (Школьники выполняют задание).
1 тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
2 тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
3 тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
4 тип: 3 треугольника – тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
5 тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
6 тип: 1 треугольник – изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
7. Подведение итогов
Ребята, что интересного вы узнали сегодня. Что осталось в памяти? О чем можно задуматься? (Ответы учащихся)
Определите, какое профессиональное образование вам необходимо. Выберите направление, уровень и форму своего профессионального обучения и стремитесь его получить. И в заключении хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
(МЕТОДИКА Е.А. КЛИМОВА)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «–». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми. | | | | | 1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. | | 1 | | | |
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки. | | | | 1 | |
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными. | 1 | | | | |
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. | | | 1 | | |
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами. | | | | | 1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. | 1 | | | | |
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах. | | | 1 | | |
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших. | | 2 | | | |
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. | | | | 2 | |
11. Охотно читаю о растениях, животных. | 1 | | | | |
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. | | | | 1 | |
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин. | | 1 | | | |
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы. | | | 2 | | |
15. Легко улаживаю разногласия между людьми. | | | | | 2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой. | | 2 | | | |
17. Людям нравится мое художественное творчество. | | | | 2 | |
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными. | 2 | | | | |
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме. | | | 2 | | |
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь. | | | | | 1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди. | | 1 | | | |
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. | | | 1 | | |
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям. | | | | | 2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. | | | | 1 | |
25. Могу влиять на ход развития растений и животных. | 2 | | | | |
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов. | | 1 | | | |
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте. | | | | | 1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными. | 1 | | | | |
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику. | | | 1 | | |
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. | | | | 1 | |
РЕЗУЛЬТАТЫ | | | | | |
П | Т | З | Х | Ч |