Провела учитель начальных коассов г. Южно-Сухокумск
МКОУ СОШ №1 им. Магомед-Герея Зульпукарова:
Рамазанова Зарема Рамазановна
Классный час « Каждый народ, каким бы он маленьким не был достоин уважения. Нет плохих народов- есть плохие люди»
Цели: способствовать развитию эстетического вкуса; приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины; углубить знания учеников о народностях Дагестана и его аулах; воспитание нравственности; развитие информационной культуры учеников;
Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, колонки.
Оформление: стулья расставлены полукругом, класс украшен плакатами некоторых аулов Дагестана, выставка балхарских изделий.
Предварительная работа: заранее дети информируются о проведении данного классного часа и получают задание: расспросить родителей, бабушек и дедушек чем славится их селение, об его истории и богатом наследии; принести (если есть) старинные украшения, изготовленные в их селении; снимается видеоролик «Все мы с разных уголков Дагестана, но все мы одна большая семья».
План:
I Организационный момент
II Вступительное слово учителя
1 Приветствие
2 «О Дагестане»
III Дагестан страна гор. Разбор карты районов.
3. Разбор стихотворения Расула Гамзатова
IV Дорога в горы.
Танец сценка « У родника»
4. Чтение стихотворения «Гора как скакун под седлом белоснежным…»
5. «Однажды в горах…». Законы гор.
VI Просмотр и анализ видеоролика снятого студентами группы. Заключительное слово куратора.
I Организационный момент
Столы в кабинете расставлены по кругу, но, не прикрывая экрана на который будет проецироваться изображение.
На доске эпилог.
На двери надпись:
Путник, если ты обойдешь мой дом,
Град и гром на тебя, град и гром!
Гость, если будешь сакле моей не рад,
Град и гром на меня, град и гром!
Ход классного часа:
1 юноша: Ассалам алейкум, дорогие друзья!
2.юноша: Ассалам алейкум, добрые гости!
3 юноша: Ассалам алейкум, почетный джамаат!
1 девочка: Рады вас видеть у нас в гостях!
II Вступительное слово (учителя)
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души.
Учитель-Ребята сегодня мы затронем одну из самых важных , глубоких, жизненно оправданных тем- тему дружбы народов.
Сегодня у нас стулья расставлены необычным образом. Но это не случайно.
- Как вы думаете что обозначает этот круг ?(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
-Круг –это символ единства, сплоченности, взаимовыручки
Ученик-круг –это общество людей среди которых мы живем.
Ученик-Круг-это символ дружбы и того ,что только сообща мы можем выстоять.
Ученик-это символ солнца, а значит тепла, солнца, жизни.
Ученик-круг это наша планета , наша Земля
Учитель-В центре класса вы видите Дерево Дружбы. На нем висят бантики ,деньги , конфеты. Бантики символизируют множество детей. Деньги богатство .
Конфеты сладкую жизнь. Фрукты – баракатную землю.
-Говорят, что дом, куда не ходят гости самый несчастный дом. В этом отношении наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: «Мир вашему дому!» мы говорим: «Добро пожаловать!».
Адам: Если ты обойдешь мой дом,
Град и гром на тебя, град и гром!
Гость, если будешь сакле моей не рад,
Гром и град на меня, гром и град!
Саид: Мы желаем вам всего самого доброго:
Пусть светлый день не минует вас!
Пусть сыновья будут ваши невредимы!
али: Пусть умножатся ваши бараны!
Да будет благополучие над вами!
Да продлится ваша жизнь!
учитель :
-Цель сегодняшнего классного часа, лучше узнать родной край, его богатую историю, скрытые за горными вершинами и огромными холмами аулов Дагестана.
(Под ненавязчивый мотив зурны на экран проецируются изображения Дагестана. Весь нижеприведенный текст записан и воспроизводится вместе с видео). (зурна)
- Где находится Дагестан? – спросили у одного горца, живущего высоко в горах.
- Над и под крылом орла, - ответил горец.
- У горцев спросили: «Зачем вы строите свои аулы далеко, в труднодоступных горах? До вас невозможно добраться, да и опасно: эти тропинки над пропастями, эти горные осыпи и обвалы».
- Горцы ответили: «Хорошие друзья доберутся до нас и по плохим дорогам, пренебрегая опасностям, а плохие друзья нам не нужны».
15 сентября в Дагестане в шестой раз отмечают новый и очень важный праздник
– День единства народов Дагестана..
Дагестан — это не просто Страна гор.
Дагестан – один из самых сложных в этническом отношении регионов: Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов.
- Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно ,но говорят ,что больше 30 народностей , объединенных идеей дружбы и братства.
У нас между народами никогда не было конфликтов. Значит есть у нас что то уникальное, особое. И нам надо поднимать авторитет Дагестана, нам надо возрождать его национальную гордость. И у каждого народа свои прославленные аулы.
Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами.
В одном ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот – прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами, четвертые танцорами и музыкантами. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории. Дагестан граничит со многими республиками, омывается морем. Чтоб сохранить мир и покой нужно поддерживать добрососедские отношения. Но много было и непрошенных гостей.
зарема- В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.
шамиль- И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.
Ученик-Дагестан-это гостеприимный ковер на котором могут встретиться все президенты и премьеры ,ученые и землепашцы, поэты и мыслители.
ТИМУР
-Величественная панорама Кавказских гор, снежные вершины, зеленые Долины, песчаный берег Каспийского моря, щедрое солнце- все это богатство Дагестана.
Учитель-- Прежде всего начать беседу ,я попрошу каждого из вас дописать предложение, а в конце нашего разговора мы сравним насколько изменилось ваше мнение ,а может быть выяснится на свои отношение с друзьями по-новому
.
-Друг-это тот, кто …
–с друзьми я часто…
–Приятель и друг не совсем одно и то же…
-Я дружу с …, потому что…
Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые появившегося в Дагестане человека. Обычай гостеприимства. Нет не одной республики такой богатой языками, разнообразием обычаев, обрядов и традиций. Но самой дорогой, благородной и чтимой во все времена, была традиция - дружбы народов который мы по праву гордимся, образно называя ее 8 цветом радуги. В мире дружбе и согласии живут аварцы, кумыки. даргинцы, лакцы и др национальности.
Патимат
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.
»
Алигаджиев- Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,
Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.
Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.
Ямудин - Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец ,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
И крепость их как горные вершины,
В которых гордые орлы парят.
Мухамад-В едином духе множество народов,
В лезгинском танце горные орлы.
В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.
ахмед
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.
Нажмудинов Сагитмагомед –стих Расула Гамзатова» Родной язык
Стихи на родных языках. Курбанова Джамилат, Омарова Заварият , Сулейманов Тимур, Магомедов Магомед Х, Казамбиева Марьям
III Дагестан – страна гор (просмотр видеоролика под чтение текста). Разбор карты районов Дагестана.
учитель: Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников. Аулы объединяются в районы.
В состав Дагестана входят 42 района, 1591 аулов.
учитель: И у каждого своя богатая история. На сегодняшнем классном часе мы постараемся с вами немного узнать хотя бы о некоторых из них.
Байгинат.- Ты говоришь, что Африка темна.
С тобою спорить стану я едва ли.
Но темною могла б не быть она.
Когда бы свет пред ней не заслоняли.
Марипат- Не обвиняй народы никогда
За то, что не дано им полной мерой...
Пред тем как созидались города.
О них сказанья родились в пещерах. (Р.Гамзатов).
учитель: Ребята, мне бы очень хотелось узнать, как вы понимаете эти слова Расула Гамзатова. Какой смысл на ваш взгляд они передают? Что он им хотел сказать?
(что у любого аул есть свои прелести, свои достоинства просто нужно дать возможность им раскрыться или просто стараться найти в них положительное, что нельзя винить народ, людей в том, что у них нет, что любой город создавали и заселяли люди с этих самых аулов, любят Родину не за то, что она велика, а за то что своя.).
учитель Правильно ребята Родина каждого из нас начинается именно там!
Расул Гамзатов писал о сказках, которые рассказывала его мать: «Море большое? Большое.
А откуда оно взялось? Маленькая птичка постучала о землю еще более маленьким клювиком — и пробился родник. Из родника натекло огромное море».
Также любая большая история начиналась с маленького аула. Когда - то жившие в аулах заселяли, создавая новые города. И поэтому Родина каждого из нас начинается именно там.
Есть три сокровище Дагестан: Первое сокровище – земля, горы, равнины.
Второе сокровище – вода.
Третье сокровище необъятное. Это его люди, аулы, города. Веками трудились в Дагестане непревзойденные его умельцы. Злато кузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера из Гоцатля, унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, Дербентские и табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли нашей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи.
Магомед Х.: Тайну кубачинского искусства не ищите в нитках серебра.
Носит тайну этого искусства в сердце кубачинцы – мастерства.
Не рвись владеть ларцами золотыми
И саблями чеканно-белыми,
Мечтай владеть руками золотыми,
Которые все это сделали!
Самые прекрасные кувшины делаются из обычной глины.
Так же как прекрасный стих создают из слов простых.
Абдулаев магомед: Если ты андиец, друг.
Мир порадуй буркой царской,
Тебе и в бурю и в метель
Она и крыша и постель.
Песня на аварском языке.( Алиева Раисат)
Учитель -Чтоб понять всю прелесть красок горной природы, яркую свежесть мелодии, звучную тишину мы направляемся в горы…А поедем мы через г. Буйнакск. ВЫ можете задать вопрос:»-почему через Буйнакск». Потому что древнее название Буйнакска это Темирхан-Шура что в переводе означает «Ворота в горы» . Именно отсюда все дагестанские люди ездили в горы
(через проектор проецируется видео «Дорога в горы»).
Учитель : Постепенно набирая высоту, оставив позади Буйнакск, вы будете ехать новыми дорогами, покрытыми асфальтом и снабженными указателями.
Здесь в Дагестане, дорога – это подъемы и спуски, бесконечные зигзаги, многочисленные перевалы, плывут облака, они захватывают горы, и рельефная картина, перечеркнутая ими, исчезает.
Гаджиева Алина-
Дагестан
Насторожись, стань крепче в стремена.
В ущелье мрак, шумящие каскады.
И до небес скалистые громады
Встают в конце ущелья как стена.
Говорят родник – сердце аула. Но и в степях есть свое сердце.
Позвольте угостить вас водой из самого сердца города Южносухокумска.
видеоролик «Танец – сценка «Встреча у родника»
шумайсат: Качает горный ветер колыбели
Аульским малышам, который век.
Слагают колыбельную метели.
И снег лавин, и волны горных рек.
хангереев: Пусть будут наши дети удальцами.
Пусть славы дагестанцев не чернят.
Орлы, парившие над их отцами.
Над маленькими горцами парят.
алибулат : Гора - как скакун под седлом белоснежным.
Не тает седло даже в летнее время.
Седая гора среди зелени свежей.
Как прадед, стоит, возвышаясь над всеми.
чилдинов: Деревья, деревья! Их жизнь вековую
Украсили вспышки трехдневных соцветий.
В аулах, что тысячи лет существуют.
Резвятся на солнце трехлетние дети.
айшат: Столбы с проводами идут по высотам.
На них восседают скворцы-новоселы.
И, словно ребят обучая полету,
Орел распластался над зданием школы.
сайгибат: Люблю я рассветы в горах и закаты.
И воздух высот - опьяняющий воздух.
Люблю, развалившись на бурке косматой.
В ночи пересчитывать дальние звезды.
Учитель : Каждый аул это историческая ценность.
История Дагестана похожа на вечный родник.
Кто прикоснулся губами, тот сердцем к нему приник!
И это действительно это так.
Горец клянется: «Человеком родился – человеком умру!»;
Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»;
Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду человека, ни коня»;
Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»
Пожелание горцев: «Стань человеком».
- И клятва, и хвала, и проклятие, и правило, и пожелание все передает один смысл: «Будь человеком!». Будь человеком несмотря ни на что. В любой ситуации, как бы жизнь не сложилась, не теряйте своего лица. Будьте людьми!
- Можно спокойно идти в будущее бок о бок с тем прекрасным, что было у наших предков.
Законы гор проецируются через проектор (през)
Учитель : Да. Дагестан прекрасен. Высокие горы, скалистые обрывы, низко парящие орлы, и люди. Горные люди.
Они особенные, они другие. Заселив когда-то города, люди гор теперь уже как-бы стали черствее, безразличнее. Может это связано с тем, что мы становимся ближе к «цивилизации» как обычно принято говорить, и забываем откуда мы.
Ребята, слово цивилизация может идти рядом со словом традиция. Может и должно.
Учитель : Предположим, ребята, вы встретили путника, журналиста, который готовит сюжет о вашем районе или ауле. Попробуйте сейчас одним предложением сказать положительное, отличительное качество вашего аула.
ответы учеников
Учитель: А сейчас ребята давайте посмотрим видеоролик, который снимали в классе, но вы его еще в законченном виде не видели. После просмотра я бы хотела, чтобы вы сказали какой смысл в нем был заложен, какой вывод вы должны были сделать.
Просмотр видеоролика(детей)
Учитель: В нашем классе собрались ученики с разных районов, с разных аулов, а в школе вообще их множество. Но, не смотря на это мы должны помнить, что любой человек, будь он с высокогорного района или низменности, с города или аула что живет в Дагестане.
И выезжая за его пределы, вы часто будете встречать любопытных, которым интересно все. И мне очень хочется верить, что вам не придется сказать » Не знаю « ,а вы будете говорить с блеском в глазах о всех достоинствах Дагестана ,как о чем- либо целостном. А главное поступками передавать всю сущность. Ведь плохое люди видят сами, а хорошее нужно показать.
На сегодняшнем классном часе мы с вами многое узнали о нашей маленькой ., но очень гордой республике. Но многое еще предстоит узнать . Впереди нас ждет большая работа.
И давай завершим наш классный час Гимном Дагестана .