Классный час на тему: «Лесные загадки. В гостях у Лесовичка».
Ход классного часа.
Организационный момент.
2. Объявление темы классного часа учителем.
3. Познавательная викторина.
“Про зелёные леса и лесные чудеса”.
Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию)
Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)
Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)
Трава от 99 болезней? (Зверобой)
Разноцветные грибы? (Сыроежки)
Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)
Как называется гнездо белки? (Гайно)
Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
Учитель:
-В лесу куда ни глянь, повсюду чудеса. Даже взрослые, и те встречаются на лесных тропинках с неведомым, таинственным, удивительным. А уж ребята! Что ни шаг, то для них новое чудо.
-Как вы думаете, кто для вас подготовил эту замечательную викторину? С какой целью?
Ответ детей. Знакомство с Лесовичком (изображение).
4. Учитель:
Интересно, а вы встречали в лесу старичка?
Есть на свете старичок, старичок – Лесовичок,
Носит он из пёстрых листьев разноцветный колпачок.
Сапоги берестяные, шаровары расписные.
Сам в зелёном ярмяке, посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам, ходит – бродит по травинкам,
Старичок – Лесовичок, разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной сторожит он мир лесной.
Старичок – Лесовичок: Здравствуйте ребята. Приятно, что вы меня узнали.
Да, я старичок – Лесовичок, но, кто я сразу не поймёшь,
На неведомых дорожках ты в лесу меня найдёшь.
Домик мой в глуши лесной, лес я слушаю с тобой.
На деревья и цветы льётся солнце с высоты.
Охраняю лес густой и друзья мои со мной:
Белки, ёжики, кроты, будь же другом мне и ты!
-Ребята, лес полон загадок, тайн. Вы хотите их разгадать? Для этого надо очень постарать-ся.
5. Коллективное чтение стихов детьми:
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
Третье – лягушкою скок в ручеёк.
Что” мышкой шныряет под листьями в норах.
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “Отчего” на зелёном листке,
“Куда” полетело верхом на жуке.
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так каждый день.
Пойдём – ка, друзья, по тропинке лесной
Ответы искать под зелёным шатром.
6. Задания Лесовичка.
1) -Ответьте на вопросы:
А) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя?
Б) Что значит “волка ноги кормят”?
В) Сколько ног у паука?
Г) Какие жуки носят название того месяца, в котором они родились?
Д) Какое растение называют водяной красавицей?
2) -Соедините линиями:
Сохранение леса по берегам реки | Защита почвы от разрушения |
Создание лесных полос | Пожар в лесу |
Нарушение правил разведения костра в лесу | Защита лесов от вырубки |
Сбор макулатуры | Защита реки от обмеления |
3)- Запишите названия деревьев (не менее трёх в каждую группу), которые растут.
В лиственных лесах_______
В хвойных лесах______
4)-Прочтите телеграмму, запишите её текст. Ответьте на вопрос “Зачем?”
5)- Угадайте по описанию:
а) Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет
никогда. Даже когда высушишь её. Может, потому и получил гриб своё название.
б) Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой
ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета.
в) Ягоды эти похожи на малину. Только чёрного цвета. Да колючки, как у ежа.
Учитель:
-Ребята, вы немного устали, пора передохнуть.
6) Физминутка «Хомка».
7) Старичок-Лесовичок:
- Чтобы отправиться в лес, надо вспомнить правила вежливости.
Перед вами карточки, и вам необходимо выбрать настоящие правила вежливости:
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.
Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
***
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны!
***
1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
2.Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Старичок-Лесовичок:
-А какие правила поведения в лесу вы ещё знаете?
8) Проверка домашнего задания: дети показывают нарисованные ими рисунки,
объясняют разрешающие или запрещающие знаки. 9) Чтение учеником стихотворения Г.Ладонникова «Дикарь в лесу», обсуждение ситуации с учениками.
Г.Ладонников.
Дикарь в лесу.
Хозяйка-белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину- сломал, зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех –сорвал, сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь, пошёл себе довольный,
А бедной белке и смотреть на это было больно…
10) Загадки о лесных обитателях, растениях. Проверка отгадок с помощью
картинок.
Кто спит вниз головой?
Какой гриб носит название хищного лесного зверя?
Какое животное почти всё время проводит под землёй?
Насекомое, способное поднимать вес, больше собственного?
Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
Белые горошки на зелёной ножке.
Не солнце, не огонь, а светит.
Летом гуляет, зимой отдыхает.
Самая певчая птица России.
Днём молчит, ночью кричит.
11) Рубрика «Это интересно!» (по страницам книги А.А.Плешакова «Зелёные страницы», периодических изданий). Выступление детей.
Рысь.
В отличие от других представителей семейства кошачьих, у рыси очень короткий хвост. Действительно, длинный хвост служит животным в качестве руля, помогая резко менять направление при преследовании добычи. Рысь же больше приспособлена к охоте из засады, которую устраивает в ветвях деревьев. Зато у неё очень длинные лапы, что позволяет ей совершать длинные прыжки. Единственная среда обитания рыси - лес, где она может устраивать засады, прячась в ветвях деревьев.
Самая желанная добыча рыси - косуля или олень, но она нападает и на домашних животных, таких как козы и овцы.
Лось.
Травоядное животное, обитающее около воды. Питается растительностью на мелководье рек и озер. При появлении хищника лось ищет спасения прямо в воде. Он в состоянии проплыть много километров. Лосиха производит на свет одного - двух малышей, которые расстаются с матерью через девять месяцев.
Лесная дафна цветёт лилово-розовыми цветками, напоминающими сирень, с очень прият-
ным запахом. Её ягоды ярко-красные и очень ядовиты: 5-6 ягод смертельны для человека,
30 г листьев отравляют лошадь. Даже от прикосновения к дафне на коже могут появиться
волдыри.
- Ребята, запомните это растение! Не следует собирать неизвестные вам растения. Нельзя,
ни в коем случае, брать их в рот!
Дубы-долгожители.
Есть сведения, что во Франции растёт дуб, возраст которого определён в 1200 лет. А «ко-
ролевский дуб» в Дании живёт на свете уже почти 2000 лет!
7. Подведение итогов классного часа.
1) Старичок-Лесовичок:
-Мне очень понравилось у вас в гостях на классном часу. Надеюсь, что вы, побывав
на заочной экскурсии в лесу, узнали много нового и интересного, с пользой провели
время. Пожалуйста, не забывайте о правилах поведения и вежливости, соблюдайте их,
не становитесь нарушителями этих важных правил.
На прощанье я б хотел вам сказать:
Лес зелёный охраняй, никого не обижай,
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей.
Всё, что нужно, год от года нам даёт сама природа,
И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений и животных, без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек жить не может человек.
Так давайте сбережём наш земной природный дом!
2) Ученики читают стихотворение Сержантовой Н.В. «Берегите лесные царства».
Сержантова Н.В.
Берегите лесные царства!
Берегите лесные царства,
И они вам отплатят добром!
Для растений, животных, поверьте, -
Это самый прекрасный дом.
Здесь места найдётся в достатке
Певчим птицам, мелким жучкам.
Всем обитателям славно живётся:
Довольны лось и ёжик, белка, кабан.
Лесные ягоды – душистые подарки леса,
Вкусны и свежи в летний зной.
Грибные запахи нас осенью пленяют,
Манят, зовут куда-то за собой…
Белая книга снежного замка
Раскрывает нам тайну своей тишины.
Снежинки охотно страницы листают
И нас в хоровод приглашают – спеши!
Весна стучится – царство оживает,
И вновь кругом кипит такая жизнь!
Великому учителю – Природе
За чудеса лесные поклонись.
Не нарушайте поведения правила простые,
В душе пусть расцветают любовь и доброта,
И вам в подарок даны от леса будут
Целебный воздух, богатый мир и красота!
Всем спасибо!