СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему:"Добро и зло".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему:"Добро и зло".»

Мастер-класс "Лепестки моей души"

Классный час для учеников 4 класса.

Подготовила: Одарченко С.К.

«Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"

Цель: выявление нравственных уроков притч

Задачи:

  • Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи.

  • Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

  • Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков

Ход мастер-класса

1.Вступительное слово.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Задумывались ли вы над вопросом: «В чем состоит суть воспитания и образования»? В-ось-питание, питание в ось! Чем и как мы должны питать ось своего ребенка? Истинное воспитание помогает ребенку найти, осознать свою миссию, с которой он рождается. Это миссия творца, созидателя, ответственного за судьбу своей Родины. Для того, чтобы человек гармонично развивался, ему, прежде всего, необходимо научиться красиво, созидательно мыслить.

Таким образом, Воспитание - это питание духовной Оси, для этого человек и рождается.

Что же такое Образование? Что это за Образ, который заложен в основу этого слова? Образ Творца, Создателя, Высшего Начала - вот что мы должны пробуждать в себе и ребенке, если хотим быть образованными людьми.

Как это сделать? По-сути, просто подарить ребенку Прекрасные Образы: Любви, Красоты, Верности, Сострадания, Сорадости, Образ Героя-Созидателя, Благородного Человека.

Давайте будем вместе с ребенком открывать красоту, гармонию, цельность Мироздания, поможем ему осознать себя Цельной частицей этого Прекрасного Мира!


Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «Лепестки моей души».

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.


2. Дорогие мои коллеги-ученики! Для начала хочу представить вам упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»:


Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

Если притча – геометрическая фигура, то это ...

Если притча – цвет, то это ...

Если притча – это название фильма, то это ...

Если притча – настроение, то это ...

Если притча – музыка, то это ...

Если притча – животное, то это ...

Всем вам известны строки из стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.


В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.


3 . Фрагмент классного часа на основе притчи «О двух волках»




1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.

Педагог раздает учащимся распечатку притчи, ребята зачитывают ее про себя, затем читает хорошо читающий ученик.

Притча о двух волках.

Когда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.



ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ ( Притча не читается, раздаётся в подарок в конце занятия)

стихи Владимира Шебзухова


Между Правдою и Ложью,

Ведомо лишь -- Одному,

Для чего дана возможность

Сделать выбор – самому!


Индеец с внуком поделился

Старинной истиной одной.

К познаниям внучёк стремился

И... к мудрости, как таковой.


Поведал дед, что в человеке –

Борьба матёрых двух волков.

Один – за доброту на свете,

Другой – за царствие грехов!


Едва, на время, разбегутся,

Как вцепятся друг в друга вновь.

Один – чтоб месть подать на блюдце,

Другой – за мир и за любовь!


Внук, слушая заворожённо,

Нащупывал в сказанье толк.

Задал вопрос непринуждённо –

«Какой же побеждает волк?»


Довольствуясь таким вопросом,

И с мудрой хитростью в глазах,

(Поведал дед, видать, не просто

Историю о двух волках) --


«Уж, коль задал вопрос, так слушай:

Тому непобеждённым быть –

Лишь волки пожелают кушать,

Кого ты – выберешь кормить!»



4). Работа с притчей.


-Что олицетворяли в притче белый и черный волк? (Добро и зло).

Добро и зло! Это особые слова.

Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют

на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый

видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

 Заслужит только

тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом

он откроет,

И в мир добра он с ним войдёт.


5).Словарная работа.


У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)

Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.

Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».


6).Нравственное содержание притчи.


Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк,

которого ты кормишь»?

Присутствие зла и добра в человеке зависит

от его поступков.

Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми?

Объясните ваше мнение.

Играть в футбол на газонах;

Рисовать на стенах в школе;

Посадить растения возле школы;

Метко плюнуть жвачкой в товарища;

Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;

Отобрать у друзей мяч;

Помочь пожилому человеку перейти улицу;

Уступить место в автобусе.


7). Физкультминутка. Игра «Топаем – хлопаем»


Если поступок, изображённый

на картинке добрый – хлопаем,

плохой – зло – топаем.


8).Основная мысль притчи.


Вставьте пропущенные слова:

Всё зависит от __________________ .

Каким он ______________ стать, таким и станет.

Будет делать зло – станет _________.

Будет нести добро – станет ________ .

Человека

захочет

злым

добрым

Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок на примере притчи о двух волках.

Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении

Нравственные уроки притчи

Учат видеть в себе движение к _________ и ________, и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.

Следовать за ________ влечениями сердца и совести.

Добру

злу

добра

добрыми



9).Работа в группах

Работая в группах вы сейчас сами определите , что же такое добро и зло.

1 группа.

Задание: соединить 2 части пословиц по смыслу

(Задания для первой группы).

Пословицы

Доброе слово а его добрые дела.

Не одежда красит человека, и кошке приятно.

Торопись на доброе дело, того Бог отблагодарит.

Не хвались серебром, в том и правды мало.

Кто добро творит, а худое само приспеет.

В ком добра нет, потому что она всё

время возвращается.



Не ищи красоты - словно свету принесёт.

Добрый человек придёт - а хвались добром.

Доброту сложно раздать, ищи доброты.


2 группа.

Распределите слова на две группы: (слова напечатаны на карточках).


Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание ненависть. трусость, жалость, ласка, лень.





Добро

Зло

нежность

зависть

забота

предательство

внимание

месть

верность

жадность

дружба

ложь

радость

эгоизм

любовь

ненависть

сострадание

трусость

ласка

лень



10).Заключительное слово.

Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.» — писал он.



Спешите оставить свой след доброты, любви и отваги,

Спешите оставить свой след в томительном поиске истин.

Но только не грязный, а чистый.

Спешите оставить свой след.

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела.

Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Рефлексия:

  • Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?

  • В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?

  • К аковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?









ДОБРО ЗЛО






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!