Мастер-класс "Лепестки моей души"
Классный час для учеников 4 класса.
Подготовила: Одарченко С.К.
«Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"
Цель: выявление нравственных уроков притч
Задачи:
Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи.
Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков
Ход мастер-класса
1.Вступительное слово.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Задумывались ли вы над вопросом: «В чем состоит суть воспитания и образования»? В-ось-питание, питание в ось! Чем и как мы должны питать ось своего ребенка? Истинное воспитание помогает ребенку найти, осознать свою миссию, с которой он рождается. Это миссия творца, созидателя, ответственного за судьбу своей Родины. Для того, чтобы человек гармонично развивался, ему, прежде всего, необходимо научиться красиво, созидательно мыслить.
Таким образом, Воспитание - это питание духовной Оси, для этого человек и рождается.
Что же такое Образование? Что это за Образ, который заложен в основу этого слова? Образ Творца, Создателя, Высшего Начала - вот что мы должны пробуждать в себе и ребенке, если хотим быть образованными людьми.
Как это сделать? По-сути, просто подарить ребенку Прекрасные Образы: Любви, Красоты, Верности, Сострадания, Сорадости, Образ Героя-Созидателя, Благородного Человека.
Давайте будем вместе с ребенком открывать красоту, гармонию, цельность Мироздания, поможем ему осознать себя Цельной частицей этого Прекрасного Мира!
Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «Лепестки моей души».
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
2. Дорогие мои коллеги-ученики! Для начала хочу представить вам упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»:
Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
Если притча – геометрическая фигура, то это ...
Если притча – цвет, то это ...
Если притча – это название фильма, то это ...
Если притча – настроение, то это ...
Если притча – музыка, то это ...
Если притча – животное, то это ...
Всем вам известны строки из стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.
3 . Фрагмент классного часа на основе притчи «О двух волках»
1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.
Педагог раздает учащимся распечатку притчи, ребята зачитывают ее про себя, затем читает хорошо читающий ученик.
Притча о двух волках.
Когда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ ( Притча не читается, раздаётся в подарок в конце занятия)
стихи Владимира Шебзухова
Между Правдою и Ложью,
Ведомо лишь -- Одному,
Для чего дана возможность
Сделать выбор – самому!
Индеец с внуком поделился
Старинной истиной одной.
К познаниям внучёк стремился
И... к мудрости, как таковой.
Поведал дед, что в человеке –
Борьба матёрых двух волков.
Один – за доброту на свете,
Другой – за царствие грехов!
Едва, на время, разбегутся,
Как вцепятся друг в друга вновь.
Один – чтоб месть подать на блюдце,
Другой – за мир и за любовь!
Внук, слушая заворожённо,
Нащупывал в сказанье толк.
Задал вопрос непринуждённо –
«Какой же побеждает волк?»
Довольствуясь таким вопросом,
И с мудрой хитростью в глазах,
(Поведал дед, видать, не просто
Историю о двух волках) --
«Уж, коль задал вопрос, так слушай:
Тому непобеждённым быть –
Лишь волки пожелают кушать,
Кого ты – выберешь кормить!»
4). Работа с притчей.
-Что олицетворяли в притче белый и черный волк? (Добро и зло).
Добро и зло! Это особые слова.
Что такое добро? И что такое зло?
Над этими вопросами люди размышляют
на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый
видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только
тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом
он откроет,
И в мир добра он с ним войдёт.
5).Словарная работа.
У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)
Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.
Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
6).Нравственное содержание притчи.
Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк,
которого ты кормишь»?
Присутствие зла и добра в человеке зависит
от его поступков.
Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми?
Объясните ваше мнение.
Играть в футбол на газонах;
Рисовать на стенах в школе;
Посадить растения возле школы;
Метко плюнуть жвачкой в товарища;
Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;
Отобрать у друзей мяч;
Помочь пожилому человеку перейти улицу;
Уступить место в автобусе.
7). Физкультминутка. Игра «Топаем – хлопаем»
Если поступок, изображённый
на картинке добрый – хлопаем,
плохой – зло – топаем.
8).Основная мысль притчи.
Вставьте пропущенные слова:
Всё зависит от __________________ .
Каким он ______________ стать, таким и станет.
Будет делать зло – станет _________.
Будет нести добро – станет ________ .
Человека
захочет
злым
добрым
Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок на примере притчи о двух волках.
Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении
Нравственные уроки притчи
Учат видеть в себе движение к _________ и ________, и различать их.
Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.
Следовать за ________ влечениями сердца и совести.
Добру
злу
добра
добрыми
9).Работа в группах
Работая в группах вы сейчас сами определите , что же такое добро и зло.
1 группа.
Задание: соединить 2 части пословиц по смыслу
(Задания для первой группы).
Пословицы
Доброе слово а его добрые дела.
Не одежда красит человека, и кошке приятно.
Торопись на доброе дело, того Бог отблагодарит.
Не хвались серебром, в том и правды мало.
Кто добро творит, а худое само приспеет.
В ком добра нет, потому что она всё
время возвращается.
Не ищи красоты - словно свету принесёт.
Добрый человек придёт - а хвались добром.
Доброту сложно раздать, ищи доброты.
2 группа.
Распределите слова на две группы: (слова напечатаны на карточках).
Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание ненависть. трусость, жалость, ласка, лень.
Добро | Зло |
нежность | зависть |
забота | предательство |
внимание | месть |
верность | жадность |
дружба | ложь |
радость | эгоизм |
любовь | ненависть |
сострадание | трусость |
ласка | лень |
10).Заключительное слово.
Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.» — писал он.
Спешите оставить свой след доброты, любви и отваги,
Спешите оставить свой след в томительном поиске истин.
Но только не грязный, а чистый.
Спешите оставить свой след.
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела.
Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Рефлексия:
Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?
В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?
К аковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?
ДОБРО ЗЛО