- Ребята, а как вы думаете, что для человека является самым ценным? Что нельзя купить, подарить или забрать? -Верно, это жизнь человека, самое важное и ценное. Главная задача конституции – сохранение жизни каждого человека. Благодаря ей все люди чувствуют себя безопасно. Давайте эту информацию тоже внесем в наш буклет. - А всегда ли к жизни каждого человека относились как к главной ценности? Например, в древности? - Верно, не всегда. В Спарте (Древней Греции) например, было так. «В сильной стране, должны быть сильные воины» - так говорили старейшины, вынося приговор младенцам и их родителям, сбрасывая со скалы слабых детей. В живых оставляли лишь полностью здоровых детей, которые в итоге должны были стать идеальными солдатами и продолжателями своего рода. В первую очередь это относилось к мальчикам, так как именно к ним выдвигались наиболее жесткие требования в плане силы, выносливости и здоровья. Уже в возрасте 7 лет будущих мужчин забирали из семей и отправляли в военные лагеря, жизнь в которых была настолько суровой, что многие из них даже не доживали до совершеннолетия до 18 лет. - В средние века детям приходилось особенно трудно. Не секрет, что в тогда детям приходилось трудиться наравне со взрослыми. Учиться могли только дети зажиточных, то есть богатых людей. А убийство крестьянина не считалось нарушением закона. - Также вы все знаете, что в истории был такой период, когда во время ВОВ огромное число мирного населения, в том числе и детей, подвергалось зверскому мучению и издевательствам в концлагерях. - И только после Второй мировой войны задумались над правами человека, о важности жизни и её сохранении. Таким образом, требования Конституции защищают всех людей в нашем государстве. - А кто запомнил, когда была принята Конституция в РФ. - День Конституции был вчера. Этот день важен, ведь именно благодаря Конституции мы живем в мире и безопасности. - Ребята, посмотрите, как выглядит Конституция РФ. Что изображено на обложке? - Вторая глава Конституции называется «Права и свободы человека и гражданина». - Сейчас мы обсудим основные права человека, которые прописаны в Конституции. - Прочитайте первое право. Статья 19. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности. - Что значит это право? Почему оно важно? - Было время, когда учиться могли только мальчики, а девушек насильно выдавали замуж. Теперь это недопустимо, у мужчин и женщин одинаковые права на создание семьи, образование и вознаграждение за труд. - Прочитайте второе право. Статья 20. Каждый имеет право на жизнь. - Как вы понимаете это право? - Верно, никто не имеет права убить человека, жизни достоин каждый. Если в древности убийство слабого ребенка или крестьянина было дозволено, сейчас право на жизнь имеет каждый человек с самого рождения. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. - Ребята, как вы понимаете данное право? - Верно, человеку не могут ограничить волю, например, забрать в рабство или незаслуженно посадить в тюрьму. Неприкосновенность значит, что никто не может посягать на вашу жизнь и здоровье. Статья 25. Жилище неприкосновенно. - Как вы понимаете это право? - Верно, никто не может просто так проникнуть в вашу квартиру или поселиться в ней. Статья 37. Каждый имеет право на отдых. - Как вы понимаете это право? - Отдых – это естественная потребность каждого, кто работает. Вы учитесь в школе, устаете ли вы от уроков? Каждый человек должен отдыхать, поэтому у всех есть отпуск на работе или каникулы в школе, выходные каждую неделю и в праздничные дни. - Чтобы понять, о чем будет следующее право, послушаем стихотворение. Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. - Как вы думаете, о чем будет это право? Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. - Как вы понимаете это право? Мы часто говорим о важности здоровья. Если вы заболели, то без затруднений можете обратиться в поликлинику или вызвать скорую помощь. Также охрана здоровья значит и предотвращение возможных заболеваний, для этого ежегодно проводятся медосмотры. - Послушаем еще оно стихотворение и подумаем, о каком праве идет речь. Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки – Это право есть у нас. - Как вы думаете, о чем будет следующее право? Статья 43. Каждый имеет право на образование. - Как вы понимаете это право? - Верно, если раньше позволить себе учиться могли только богатые люди, то сейчас это право доступно каждому, все могут закончить школу и институт. Поэтому же образование является бесплатным и обязательным. - Эти права, ребята, есть у каждого человека, и никто не в праве их нарушать. Посмотрите, все права, которые мы перечислили, появились в нашем буклете. - Чтобы лучше понять и запомнить права, которыми нас наделяет Конституция, немного поиграем. Я надеюсь, что вы читали много сказок, ведь игра будет связана именно с ними. - На слайде написаны все права, которые мы только что обсудили. Вам нужно будет посмотреть на появляющиеся изображения и понять, какое право героя было нарушено в сказке. Всем понятно, что будем делать? - Посмотрите, что это за сказка? - Подумайте, какое право было нарушено у Золушки? Что ей не давала мачеха? (она все время заставляла ее работать). - Верно, злая мачеха все время заставляла Золушку работать, не давая отдыхать, а значит, нарушала право на отдых. - Посмотрите на следующую сказку. - Как думаете, какое право было нарушено у трех поросят? (что делал волк?) - Волк разрушил дома поросят, а ведь жилище неприкосновенно, никто не может нанести вред вашей квартире. - Из какой сказки следующая картинка? - Какое право было нарушено у колобка? Верно, в конце сказки его съела лиса. - Что это за сказка? - Вспомните, что случилось в конце сказки: Кощей бессметный украл Василису Премудрую и заточил в своем царстве. Какое право он нарушил? - Что это за сказка? - Какое право нарушено в ней? Тоже право на неприкосновенность жилища, верно. Лиса ворвалась к зайцу в дом и выгнала его. - И последняя сказка. - Какие права нарушил волк? - Отлично, я вижу, что права человека вам понятны. |