Классный час
«Мы- многонациональный народ»
9 «А» класс
Тема: «мы - многонациональный народ»
Цель: формирование у учащихся разных национальностей и вероисповеданий понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России.
Задачи:
Познакомить учеников с историей формирования национального
состава населения России;
Расширять кругозор учащихся;
Стимулировать интерес к изучению истории России;
Вызвать чувство гордости за свою Родину;
Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Методы: беседа, сочетающий форму с проектной деятельностью учащихся.
Оборудование: карта мира, физическая карта России, презентация к классному часу
Ход классного часа
I. Орг. момент.
Цель: Создание эмоционального настроя на работу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню, мысленно пожелайте всего хорошего.
II. Введение в тему классного часа.
Запись на доске:
“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений” В.П. Максаковский
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов
«Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной»
Н. Забила
Стихотворение В.Степанова.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
- Ребята, как вы думаете, почему именно это стихотворение мы выбрали для сегодняшней беседы? (мнения уч-ся)
Наша беседа будет на тему «Россия - многонациональная страна».
Посмотрите на карту с изображением нашей страны и фотографиями народов, которые её населяют.
Люди какой национальности населяют наше государство?
А как вы думаете, представители, каких национальностей проживают в нашем районе?
Действительно, народов и народностей очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной.
- Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)
- А что общего у всех народов населяющих нашу страну? (общая Родина — Россия)
- Всегда ли удаётся народам жить дружно? Почему часто возникают конфликты между людьми разных национальностей? (неумение принимать человека таким, какой он есть, наличие разных предрассудков и предубеждений)
- Как всем народам нужно относиться друг к другу, чтобы жить как одна семья? (нужно уважать, ценить их обычаи, нужно жить дружно и в мире)
Вывод: для решения проблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться к различным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.
1) Практическая работа «Составь пословицу». Работа в группах.
У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Задача каждой группы - из слов составить пословицу и рассказать, как вы ее понимаете.
Вывод: Есть много пословиц у народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.
2) Работа в группах.
Сегодня звучали слова: «народ», «нация», «национальность», «соотечественники», «патриотизм». Как вы их понимаете? А теперь давайте проверим значения этих терминов в словарях.
НАРОД - население определенной страны
НАЦИЯ - (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия
ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Вывод: Все живущие в России именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество. Независимо от того, к какому народу принадлежит житель Российской Федерации, он является ее полноправным гражданином.
Жители нашей страны – россияне. А вот за границей всех нас зовут русскими.
Мы – русские.
Работаем по-русски.
По-русски мы восходим в свой зенит.
По-русски переносим перегрузки,
И русской песней слава нам звенит.
Мы – русские.
В крови у нас не дремлет
Священный зов – работать и творить!
Еще не раз мы сможем эту Землю
гагаринской улыбкой озарить!
Грузины, белорусы, украинцы,
Узбек, казах, киргиз или якут -
Мы русские!
Не даром за границей
Нас всех сегодня русскими зовут!
3) Представление проектов учащихся на тему «Многонациональная Россия»
Рефлексия. Подведение итогов.
Вернемся к нашей теме. Как вы думаете, можно ли нашу страну назвать единой? Почему?
Ребята, мы надеемся, что наша встреча, и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Старайтесь принимать других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.
Посмотрите у нас на первый взгляд одинаковые ладошки, но все они разные и по форме и по цвету. Что это символизирует?
Всё мы равны, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особенен по-своему.
Всё мы равны, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особенен по-своему.
Ученик читает стихотворение:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.