СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Морская доблесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час об истории морской жизни

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Морская доблесть"»

Открытый классный час

для 10 класса

«Морская доблесть»


Цель: воспитание патриотизма, знакомство с историей и героями России через воспоминание о моряках российского флота, погибших на атомоходе «Курск»


Форма проведения: устный журнал


Оборудование: презентации



У моряка нет ни трудного пути, ни легкого пути,

есть один славный путь.

Ф. Ф. Ушаков


Ход классного часа


Музыка фон


- Наша страна является великой морской державой. Тринадцать морей и три океана омывают более двух третей ее государственной границы. На протяжении более 300 лет Военно-Морской Флот, созданный по велению императора Петра I, надежно стоит на страже морских границ России. В различные периоды истории ему пришлось участвовать во многих войнах на море, противодействуя сильнейшим морским державам того времени.

Немало героических страниц вписали в летопись отечественного флота русские моряки. Наш классный час посвящен им.


- Мы помним, что русичи издревле были опытными мореходами (недаром Черное море в старину именовалось Русским). Известна и попытка Ивана грозного создать флот на Балтике для защиты торговли в 1570 году. И, тем не менее, заложить основу российского флота удалось Алексею Михайловичу (Тишайшему), в годы его правления был построен первый русский военно-морской корабль с гордым названием «Орел». Но официальной датой рождения регулярного военно-морского флота считается 20 октября 1696 года (по старому стилю), когда боярская дума, по представлению Петра I приняла указ, в котором постановила: «Морским судам быть». Славные традиции русского флота передавались из поколения в поколение, от древних мореходов к морякам современной эпохи.


- Русский флот показал свою несокрушимую силу в сражениях при Гангуте (1714г, против шведов), Чесме (1770г, русско-турецкая война), Синопе (1853г, Крымская война). Эти и другие яркие исторические победы, стали украшением летописи русского флота. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравшие решающую роль в истории страны.


- У моряков много славных традиций, одна из них – трепетное отношение к флагу.


Все воинские корабли российские не должны

ни перед кем спускать флаги…

Первый русский Морской устав.


620. Военно-морской флаг, поднятый на корабле Военно-Морского Флота, является Боевым Знаменем корабля. Он символизирует государственную принадлежность и неприкосновенность корабля, плавающего под ним, а также готовность корабля защищать государственные интересы Российской Федерации на морских и океанских рубежах. Военно-морской флаг является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому члену экипажа корабля о героических традициях и священном долге защиты Отечества.

621. Корабли Военно-Морского Флота, ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Отечества. (Корабельный устав ВМФ России).


Поэтическая страничка


Из всех ритуалов на русской земле,

Мне воинский стал всех дороже,

Он славой овеян, он дорог вдвойне,

Его чтят в России и множат.


Честь Флага на флоте дороже всего,

Его никогда не спускают,

"Варяг" и "Кореец" начало сего,

Под флагом всегда погибают.


Овеянный славой Андреевский Флаг,

Он в море - всегда на флагштоке,

Пусть знает и помнит наш недруг и враг,

Какой бы он не был жестокий.


В неравном бою сбит осколком флагшток,

Но гордо "Туман" наш сражался,

Взял Флаг рулевой и поднять его смог,

Чтоб тот на ветру развевался.


Андреевский Флаг был святыней всегда,

Достоинством, долгом и честью,

В бою с ним всегда побеждали врага,

Победа была доброй вестью.


Сегодня, как прежде, на всех кораблях,

Андреевский Флаг гордо реет,

Его берегут, как святыню и стяг,

Пусть даже от крови краснеет.


На трапе всегда ему честь отдают,

И гордо в строю поднимают,

В бою и в походах его берегут

И песни о Флаге слагают.

Леонид Встречный. Честь военно-морского флага.


- Почему военно-морской флаг называют Андреевским?


Ученик: Андреевский флаг – главное корабельное знамя Российского флота. Он имеет глубокие древние корни. История флага связана с двумя братьями-рыбаками Петром и Андреем. Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозванным. Апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник-проповедник христианства. Его жизнь увенчана мученической смертью – распятием на косом кресте. Андрей всегда почитался на Руси.


Петр 1, строя Российский флот, много внимания уделял разработке флага, постепенно сформировался окончательный вариант – «Флаг белый, через который синий крест святого Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».


В таком виде флаг просуществовал до ноября 1917 года. С июля 1991 года Андреевский флаг снова становится военно-морским флагом России.


- Героизмом моряков возвеличивалась слава военно-морского флага, Андреевского флага. Охрана флага в бою является священной заповедью каждого моряка.


«Все воинские корабли российские, - гласил первый петровский морской устав 1720 года, - не должны ни перед кем спускать флага». Это требование свято исполняется и поныне.


- В славной летописи Российского флота трагические страницы изобилуют примерами доблестного самопожертвования боевых экипажей, своей жизнью доказавших верность старинному девизу русских моряков: «погибаю, но не сдаюсь!»


В историю нашего флота навсегда вошел героический подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Моряки предпочли затопить свой корабль, нежели спустить флаг и сдаться в плен, проявив при этом стойкость и самоотверженность. Месяц спустя этот подвиг повторили моряки эсминца «Стерегущий».


Ученик: музыкальный фон


Обними меня, океан

Страж тигровых круч, порт-артурских высот,

Флаг русского флота несущий,

К родным берегам, завершая поход,

Эсминец идет «Стерегущий».

На зюйде рассветная чайка кричит,

Кружится... И вдруг с поворота,

Как ножницы смерти, сверкнули лучи

Эскадры японского флота.

Неравные силы... Но, верный слуга

Отчизны, на подвиг зовущей,

Железною грудью встречает врага

Страж тигровых круч — «Стерегущий».

Осколочный шквал бескозырки сечет,

В дыму бортовые откосы,

Потерян убитым и раненым счет,

Лишь двое осталось матросов.

Прикладами в трюм к ним японцы стучат,

Шагая по трупам и стонам,

Но, смело прорвавшись сквозь огненный чад,

Герои уже у кингстонов.

Тельняшки их в клочьях, и кровь запеклась

На порохом меченных ранах.

«Россия, Россия, забудешь ли нас,

Твоих рядовых, безымянных?»

Японцы в смятенье... На палубе гром

Гремит под ногами бегущих.

Подняв океанские волны бугром,

Ложится на грунт «Стерегущий».

Лежит он там, славой морской осиян,

Омыт нашей русскою кровью.

В ногах у матросов его — океан,

Родная земля — в изголовье.


- Доблесть и мужество в войне с немецким фашизмом проявили моряки всех флотов Советского Союза. Отличились все: моряки, морские пехотинцы, подводники. Многие были представлены к различным наградам, некоторые посмертно.


Но то война и на войне есть место подвигу, хоть даже и ценой собственной жизни. Но и в мирное время есть люди, которые совершают подвиги, защищают наши жизни, душу пологают за други своя.


- В этом году 15 лет со дня трагедии 12 августа 2000 года, когда во время учебного похода в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка Северного флота «Курск».


Новостной блок


В результате трагедии вместе с оборудованием, ракетами и торпедами погибло 118 человек.

118 человек выполнявших условно боевые задачи по отражению угрозы противника, 118 человек несших вахту по охране границ государства, 118 человек, своими грамотными, компетентными, а иногда просто на уровне не доступном многим профессионалам, выполняли задачи, поставленные перед ними. Помним ли мы о них? Знаем ли мы их имена? А должны ли помнить и знать? Ответ должен быть однозначен. Должны?

Должны вложить эти имена в свое сердце, должны идти этой дорогой памяти всю свою жизнь. Учится помнить, учиться любить, учиться у героев доблести и чести.


Гибель атомной подводной лодки «Курск» затронула всю страну, ведь члены экипажа ракетного крейсера были собраны из разных уголков России. В нашем городе, имеющем одноименное название с подлодкой, покоятся тела 12 моряков. Среди них шестеро курян: Роман Кубиков, Юрий Анненков, Олег Евдокимов, Алексей Некрасов, Дмитрий Старосельцев; и моряки, чьи семьи переехали в Курск после трагедии: Роман Аникеев, Сергей Узкий, Иван Цимбал, Василий Кичкирук, Сергей Калинин, Дмитрий Миртов.

Ради них мы открываем следующую страницу нашего журнала, страницу памяти.


Фон музыка

Ученик:


- Тьма!

Первобытная, та, которая была до сотворения мира. До первых звезд. Безжалостная. Растворяющая в себе все без остатка. Последняя тьма.

Холод.

Он вливается в тело.


Сковывает, завораживает, лишает воли, ни страха.

Море.

Родное, соленое,

Покорное, привычное.

И вдруг взбесившееся, в мгновения превратившееся в страшную силу, смявшую и порвавшую тысячи тонн легированной стали, как жесть консервной банки.

Вот оно — ленивой ледяной плитой лежит вокруг. Неторопливо, страшно подползает все ближе, выжимая из объема отсека остатки воздуха.

Каждый вздох — мучение.

Сжатый страшным водным прессом воздух буквально врывается в легкие, распирает, рвет грудь мучительно трудно его выдохнуть.

Кислорода все меньше.

И углекислота предательски туманит сознание.

Путает сон с явью. Бытие с небытием.

Тьма.

Холод.

Море.

Удушье.

Отчаянье.

И только онемевшие пальцы, сжимающие сорванный водой тяжелый вентиль, механически выстукивают им по стали переборки:

три простых, три двойных, три простых.

три простых, три двойных, три простых,

- SOS! SOS!... Вода!

Все произошло слишком быстро.

Страшный удар, сбивший с ног. Удивление, растерянность. Взгляды на приборы.

И вдруг страшный, ни с чем не сравнимый рев моря, врывающегося в отсеки. Инстинкты быстрее чувств. Бегом к кремальере. Успеть задраиться, загородиться от воды, закрыть ей путь в глубину лодки! Туда, где за твоей спиной в отсеках твои товарищи, друзья.

И вдруг — тьма!

Аварийно остановился реактор.

И в последнее видение перед тьмой — огромный, в объем переходного люка, пенящийся вал воды, врывающийся в отсек.

Не успеть!



Ученик:

«Здравствуйте, мои самые дорогие и любимые мама, папа, Вова и бабушка! Получил от вас письмо и спешу написать ответ. Сегодня утром мы пришли в Североморск. Будет парад в честь Дня флота, и мы будем в нем участвовать. После парада пойдем опять в море дня на 2-3, потом вернемся в базу, а затем - на третью задачу. Это еще две недели морей, а потом станем готовиться к автономке. После чего - мой долгожданный отпуск. Я так сильно по вам соскучился, что жду не дождусь, когда всех увижу. В автономке я три или четыре месяца не буду получать от вас писем. Но вы все равно пишите мне: когда вернусь, буду с большой радостью читать их.

Мам, ты спрашиваешь, кем я буду в седьмом отсеке. Этот отсек такой же, как и тот, в котором я служил раньше. Просто теперь я несу вахту на другом посту. Сижу и раз в час записываю показания приборов. То мне надо было бегать по отсеку, осматривать его каждые полчаса, а сейчас сиди да сиди. Здесь очень жарко, около 35 градусов, поэтому потеешь. А чтобы быть чистым и опрятным, надо стирать носки, трусы, майки, тельняшки и мыться, чем я и занимаюсь. Вырабатываю привычку всегда быть чистым, что у меня плохо получалось до армии.

В общем, служба идет нормально. А вот когда приеду в отпуск - не скажу. Пусть это будет сюрпризом для вас. Ваш матрос Алексей. До свидания, мои самые дорогие и любимые».


Учитель:

- Матрос Некрасов Алексей Николаевич - турбинист седьмого отсека. Родился в 1981 году. Закончил профессиональное училище. Призван осенью 1999 года. Начал службу на «Курске» в этом же году. Он ушел в армию после окончания училища. О службе в морском флоте мечтал с детства. Влюбился в море по рассказам отца, всю жизнь прослужившего в морфлоте. В те дни Алексей находился в 9-отсеке, где выжившие подводники провели последние дни. Именно туда они перебрались после взрыва. Через год после трагедии, когда тела моряков подняли с подлодки, Надежда Петровна, мама Алеши, получила маленькую записную книжку сына. Там стихи, смешные рисунки. Она ее бережно хранит. В комнате сына – его фотографии, цветы, письма. Улица, на которой жил Алексей Некрасов, теперь носит его имя.



Ученик:

«Здравствуйте, мои родные! Вот получил от вас письмо. Рад, что у вас все хорошо. Что ж это соседи не помогают вам привезти на тракторе сено? Или они вообще зазнались? Ну да я приеду - разберусь. Скопил немного деньжат. Мам, поговори там, может, продадут нам дом тысяч за 15.

Все у меня по-прежнему, времени - в обрез. Сейчас только из контейнера вылез, руки в мазуте, об тряпку обтер и по-быстрому черкаю вам письмецо. Работаю так, что только в четыре утра ложусь спать. Пока ракеты, контейнеры, пока режим прогоним, ну короче, только до кровати доползаю, и все - сплю. Ночи у нас белые, видно, как днем. За меня не волнуйтесь, я сейчас на похвале у командира. Так что есть и будет все у меня нормально.

В автономку еще не скоро, где-то в ноябре. А там как работа пойдет: если много ее будет, то и не знаю, когда напишу. Целую, ваш сын Юрий Анненков».

Учитель:

- Старшина второй статьи Анненков Юрий Анатольевич, третий отсек. Родился в 1979 году, закончил ПТУ, был призван в армию в 1997 году. После срочной службы на лодке "Курск" остался на Северном флоте, заключив контракт

… Где живут Анненковы, знает каждый в поселке Свобода. На фасаде дома – большой портрет Юры в морской форме. В профессиональном училище № 26, где он учился, создан музей памяти Юрия Анненкова.

В доме Анненковых во всем ощущается незримое присутствие Юры.

Вплоть до самого дома. Раньше семья Анненковых жила в маленьком домишке, двадцать квадратных метров, который и жильем назвать-то можно было с большой натяжкой. Когда Юра уходил служить, пообещал родителям: «Куплю новый дом». Его слова оказались пророческими. Вскоре после трагедии семья переехала в новый дом, приобретенный на деньги морфлота, которые выплатили за погибших моряков. В День подводника 19марта, мама Юры нашла на могиле сына рыженького котенка, называли Рыжий. Такое прозвище было у Юры на подводной лодке. Наверное, за веснушки. «Я не очень много знаю о его жизни на «Курске» - говорит мама Юры. Знаю, что он в свободное время стриг ребят. Никому не отказывал, если кто попросит, откладывал все дела. У меня все дети простые, открытые. Последнее отдадут. Наверное, нельзя такими быть.

В память о старшем брате морскую тельняшку носит младший сын Тамары Ивановны. Володя Анненков учится в военно-морском инженерном институте.


Ученик:


«Привет, мам, пап, бабушка, Санек и Ленка! Получил письмо 24 июля. Через несколько дней идем в Североморск на парад. Недавно выходили в море на выполнение задачи. Перевели меня в подводники на глубине сто метров: воды соленой попил, командир вручил что-то вроде грамоты, кувалду поцеловал - вот и весь обряд. Кормят в море отлично, вино на обед дают по 50 граммов, сок, колбасу, сыр и т.д. Погода не очень, несколько дней жара постояла, сейчас опять пасмурно. Вот и все новости. После парада опять в море пойдем на третью задачу (стрельбы), короче, весь август в морях. Может, на День флота наш корабль по телеку покажут, по идее должны, хоть издалека. Пишите, как у вас дела, всем привет. Ромка».



Учитель:

-Матрос Кубиков Роман Владимирович - турбинист седьмого отсека. Родился в 1978 году. Призван на флот весной 1999 года после окончания второго курса электромеханического техникума.


Песня офицеры видео

Учитель:

Меня несут в морской обновке,

А я твержу:

- Не хо-ро-ни-те!

Я буду жить, пока Россия

Живет и в радости, и в горе.

Пока гуляют в море синем

Седые волны на просторе,

Я буду жить…


Эти стихи Валерия Савина о них, моряках – подводниках. И они будут жить, пока живёт Россия, они будут жить в наших сердцах и в нашей памяти.

Прошу всех встать и почтить память моряков, погибших на атомной лодке «Курск» минутой молчания.


Видео фрагмент с метрономом


Рефлексия

  1. Как вы думаете, стоило ли листать наш журнал?

  2. Что важное или может быть важное или быть может полезное, вы возьмете для своей жизни со страниц нашего журнала?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!