СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Моя малая родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен достопримечательностям КМВ. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Моя малая родина"»

Место дуэли М.Ю.Лермонтова

Описание окружающей местности



Точного места дуэли не знает никто. Только предположительно. Но все, что связано с этой дуэлью, овеяно мистикой и тайной. Например, за неделю до вызова на дуэль Лермонтов сказал своему товарищу и будущему секунданту Глебову, что жить ему осталось недолго. Да и сам повод, который привел к смерти поэта нелепый, но дуль все-таки состоялась. Еще вопрос? Почему Лермонтов стоял на возвышенности, а Мартынов внизу?


Лермонтов не придал значения этой дуэли, уж очень он считал повод пустяковым. И стреляться он не стал. Лермонтов выстрелил вверх, не в Мартынова. Сказав при этом, что он не будет стреляться из-за такой мелочи. Но Мартынов был в бешенстве. Он подошел к барьеру, тщательно прицелился и выстрелил. Пуля пробила легкие, сердце и вышла в районе шеи. Лермонтов умер практически мгновенно.


Когда началось следствие, то не могли определить, с какого же направления был произведен выстрел. Пуля прошла по такой сложной траектории, то получалось, что стрелявший должен был лежать у его ног. Была даже версия, что стрелял вообще кто-то третий. Например, некто из царской охранки, таким образом, пытаясь разделаться с опальным поэтом.


В момент выстрела раздался раскат грома и хлынул дождь – и это достоверный факт. Лермонтова не могли увезти с места трагедии несколько часов, здесь был настоящий потоп.


Версии гибели Лермонтова изучаются и сейчас, но вряд ли будет найдена хронологическая правда. Друг и секундант на дуэли Лермонтова князь Васильчиков, спустя 30 лет сказал, что я не открою правды, а значит, существует какая-то другая правда, пока правды не расскажет Мартынов. Но, увы, все эти свидетели давно ушли из этой жизни, а значит, так никто и никогда не узнает, как все было на самом деле

На северо-западном склоне Машука у окружной дороги находится печальный памятник, в окрестностях того места, где погиб великий поэт России.

Поединок поручика М. Ю. Лермонтова с майором Н. С. Мартыновым на склоне Машука состоялся ненастным вечером 15 июля 1841 года. Роковой выстрел оборвал «целую бездну гениальных творений», и молодой поэт замертво пал на землю, оросив ее своей горячей кровью. Следственная комиссия приезжала на место поединка, но никак его не отметило. Спустя долгие годы почитателям поэта пришлось разыскивать его вновь. В 1878 г. пятигорские фотографы А. К. Энгель и Г. И. Раев положили придорожный камень на поляне, где, по словам старожилов, произошла дуэль. По распоряжению большого почитателя Лермонтова, контрагента КМВ А. М. Байкова, 15 июля 1881 г. здесь был установлен скромный обелиск из машукского камня высотой в аршин (70 см). Скупая надпись на нем гласила «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841». Позднее некая В. Козлова начертала на обелиске свое признание в любви к поэту. Стали появляться первые проекты памятника.


В июне 1901 г., в канун 60-летия гибели поэта, местная Комиссия по чествованию памяти М. Ю. Лермонтова решила соорудить недорогой временный памятник на месте дуэли по проекту главного архитектора КМВ И. И. Байкова. За три недели вокруг первоначального обелиска установили дощатое оштукатуренное сооружение в виде высокой полукруглой ограды, состоящей из пятиметровой тумбы и прямоугольных столбов, украшенных лепными венками и рельефами. На тумбе стоял гипсовый бюст поэта, изваянный скульптором Л. К. Шодким. На концах ограды были установлены металлические жертвенники с венками. На памятнике имелась надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года. 1901 г.». Сооружение, производившее впечатление мавзолея со священным алтарем, было открыто 15 июля 1901 г. В этот день здесь ежегодно стала проводиться гражданская панихида. Надеялись вскоре собрать достаточную сумму пожертвований и повторить этот памятник из бетона, камня и металла. Через пять лет деревянный памятник обветшал, а холодной зимой 1907 г. неизвестные варвары разрушили его. К очередному юбилею (15 июля) по рисунку ваятеля Л. Шодкого был поставлен новый дощатый постамент в виде пятиметрового обелиска с прежним бюстом наверху. Это временное сооружение стали разбирать по окончании сезона и собирать в начале лета. Управление Вод вместе с Пятигорской городской думой продолжало искать возможность возведения постоянного памятника Лермонтову на месте дуэли, сбор средств на который шел очень медленно.


В начале 1914 г., в канун 100-летия со дня рождения Лермонтова, министерство, управлявшее Кавказскими Водами, выделило средства для сооружения в Пятигорске постоянного монумента на месте дуэли и пригласило скульптора Б. М. Микешина, по проекту которого тогда в Петербурге возводился лермонтовский памятник у Кавалерийского училища. Согласно договору с Дирекцией Вод скульптор обязался сдать монумент в июле 1914 г. Но по вине подрядчиков новый памятник из светлого кисловодского доломита был готов только весной 1915 г. Композиционно он напоминал надгробный обелиск А. В. Пастухова на вершине Машука.

Высокий и строгий обелиск на прямоугольном пьедестале имеет классическую форму «указующего перста», широко распространенную в России XVIII века. В круглой нише пьедестала помещен барельефный темно-бронзовый портрет поэта в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Высота памятника – 8,3 м.

Однако приемная комиссия Управления КМВ обнаружила дефекты памятника и потребовала от скульптора их исправления, а также предложила сделать ограду. Ответив отказом, Микешин демонстративно уехал из Пятигорска. Тогда дирекция Вод пригласила работавших на отделке Ессентукской грязелечебницы петроградских скульпторов Л. А. Дитриха и В. В. Козлова исправить дефекты памятника и дополнить его оградой. Они соорудили ограду: столбики с цепями и на углах каменные фигуры грифов. Ограда имела самостоятельное значение. Каменные столбики в виде пуль, тяжелые металлические цепи и громадные ожидающие добычи грифы («птицы-могильщики») должны были, видимо, символизировать «мучительную смерть от огнестрельной раны».


Памятник был открыт 15 июля 1915 г. без особых торжеств, т. к. в это время шла тяжелая война. Автор проекта Б. М. Микешин, увидев фотоснимки своего памятника в журнале, выступил с протестом против искажения задуманной им идеи обелиска. Он возмущенно написал в Управление Вод об «антихудожественной и безобразной ограде, позорящей его, как автора памятника». Несмотря на протест, аллегорическая ограда была сохранена.


Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова является замечательным украшением одного из самых дорогих лермонтовских мест, где каждый год в день гибели поэта проводится многолюдный поэтический митинг. До сих пор продолжаются поиск точного места дуэли. Лермонтоведы считают, что «истинное» место дуэли находится гораздо дальше от города, где-то у Перкальской скалы. Если научные исследования позволят в будущем более точно установить место дуэли, то знаменитый обелиск будет, вероятно, перенесен на новое место.


Место поворота с автомагистрали (пр. Калинина) на дорогу, ведущую к скорбному обелиску, отмечено высокими каменными пилонами с трехчетвертными колоннами, на вершине которых изображены арфа и раскрытая книга. Они созданы в 1951г. по проекту зодчего Б. П. Светлицкого.






Портрет на скале



Как бы мы ни относились к нашему не столь далекому прошлому, забывать о нем все же не стоит, чтобы не превратиться в «Иванов, не помнящих родства». В Пятигорске наиболее ярким напоминанием о тех годах служит портрет В. И. Ленина на скалах Машука. Вместе с Эоловой арфой и другими памятниками более давних времен он стал уже своеобразной «визитной карточкой» города, а словосочетание «Ленинские скалы» сегодня служит названием довольно значительного уголка курортного Пятигорска.


18 июля 1925 года в Пятигорске начал свою работу первый съезд горянок Северо-Кавказского края, объединенный с Терской окружной конференцией горянок. В качестве гостей на нем присутствовали и некоторые отдыхающие пятигорских санаториев, в том числе рабочий ростовских железнодорожных мастерских, самодеятельный поэт и художник, член президиума Ростовской ассоциации пролетарских писателей Николай Кузьмич Шуклин. В перерыве он встретился с хорошо знавшей его заведующей женским отделом крайкома партии В. Алексеевой, которая спросила у него: «Чем порадуете наш съезд вы, пролетарские поэты и художники?»


Посоветовавшись с товарищами по санаторной палате, Шуклин предложил нарисовать на скалах Машука портрет В. И. Ленина. В тот же день они отправились на поиски подходящего места и, обследовав немало машукских уголков, нашли его на скалах выше «Теплого нарзана». Работать было нелегко. Чтобы рисовать на высокой отвесной стене, приходилось привязываться веревками, а концы их закреплять на ближайших деревьях. Не один день трудились Николай Кузьмич и его добровольные помощники, рабочие завода «Красный Аксай» Картуков и Бара нов, работник Ростовской ГЭС Курносов, а также пятигорчанин художник Титовский (по другим источникам Цитовский) Наконец, портрет был готов.


Узнав о подарке ростовских гостей, руководство съезда решило провести заключительное заседание у подножия Машука непосредственно под скалами с портретом. 25 июля туда направились около полутора тысяч делегаток, гостей и местных жителей. «...Под звуки оркестра, строем шли к портрету Ильича делегатки. - писала газета «Терек», - а за ними тысячи горожан и отдыхающих... Ярко играло солнце на красных полотнах знамен, алых косынках, цветастых шелковых платьях... Казалось, что по зеленому бархату склона горы разбросаны живые маки. Они поднимались все выше и выше...».


Заседание закончилось торжественным митингом, на котором выступил создатель портрета со своими стихами. Тогда и появилось в Пятигорске название «Ленинские скалы», относящееся к живописному уголку машукского подножия.


В августе 1942 года, когда фашистские войска, прорвав линию обороны наших войск, ворвались в Пятигорск, под этими скалами завязался бой. Группа курсантов Полтавского тракторного училища во главе с лейтенантом А. М. Дубовиком в течение нескольких часов сдерживала вражеское наступление. О подвиге молодых бойцов сообщила «Комсомольская правда», а в журнале «Пионер» было опубликовано стихотворение С. Маршака «Баллада о пятнадцати», где есть такие строки:


Четырнадцать храбрых

Сражались с десантом -

Винтовкой, гранатой, штыком,

Пятнадцать их было

С лихим лейтенантом,

Шестнадцать - с горой Машуком.


Среди жителей Пятигорска бытовала легенда о том, что в период оккупации фашисты неоднократно пытались уничтожить портрет, но каждый раз он возрождался в прежнем виде. Наверное, это все же легенда, иначе не потребовалась бы реставрация портрета. А ее Шуклину пришлось сделать в октябре 1944 года. Вторично он реставрировал портрет в апреле 1960 года. Последняя реставрация была проведена совсем недавно по инициативе предпринимателя И. X. Илиади.


Зимой 1962 года у подножия Машука, под скалами с портретом В. И. Ленина, появились строители. Началось сооружение пансионата, первоначально не имевшего названия. Его именовали «Пансионатом курортного совета» или «Пансионатом у горы Казачка» (это имя носит небольшая возвышенность, поднимающаяся над западным склоном Машука).


Пансионат был примечателен не только своим расположением в столь памятном месте. Это было экспериментальное строительство. Впервые на Кавказских Минеральных Водах возводился курортный объект из крупных панелей. Новый пансионат должен был быть одним из самых круных в стране - четыре его корпуса рассчитаны на прием 1400 человек. Проектировали его сотрудники архитектурно-планировочной мастерской №3 института «Ленгипрогор» под руководством главного инженера института А. Г. Тарасова, который и считается автором проекта.


Первых отдыхающих пансионат принял в канун нового, 1965 года. Тогда же был взят курс на превращение его в санаторий. Создавались лечебные отделения, оборудовались лечебно-диагностические кабинеты и лаборатории, увеличивался медперсонал. вскоре после ввода в действие клуба-столовой, 4 января 1970 года председателем курортного совета был издан приказ о перепрофилировании пансионата «Ленинские скалы» в санаторий с тем же названием.


Наверное, далеко не всем известно, что понятие «базовый санаторий» родилось на Кавказских Минеральных Вод и сами такие санатории, получившие широкое распространение в стране, впервые появились именно здесь. Первым в 1958 году статус базового получил санаторий «Ласточка».


В 1977 году курортный совет принял решение: передать функции базового санатория «Ленинским скалам». Положение флагмана обязывало санаторий быть маяком курортного дела. Его коллектив с этой задачей успешно справился. Одной из лучших здравниц Пятигорска санаторий остается и сегодня. Только часть своих корпусов передал различным организациям.


Эолова арфа


Эолова арфа (от Эол, в древнегреческой мифологии — повелитель ветров), воздушная арфа,


1) струнный музыкальный инструмент. Состоит из служащего резонатором узкого деревянного ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны (8— 13) различной толщины, настроенные в унисон. Устанавливалась на крышах домов. Ветер вызывал колебание струн, издававших различные обертоны общего тона. Звучание менялось в зависимости от силы ветра — от тихого и нежного до очень громкого. Известна с 10 в.


2) Название инструмента с металлическими проскакивающими язычками и круглым раструбом (вид гармоники); изготовлялась с начала 19 в. в Петербурге, затем в других городах России.

На скале, севернее Академической галереи на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта.


До 1810 г. на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост, а весной 1829 г. была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Отсюда посетители любовались живописными видами. Летом 1829 г. Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне – Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Названия этих павильонов – Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Паскевича-Эриванского), по странной прихоти, начинались с одной буквы. Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами.


В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном. Этот зодчий-романтик, хорошо известный и в России, смело сочетал в своих пейзажных парках «очарованные» гроты, водопады и сооружения в китайском и греческом стилях.


Весной 1830 г. генерал Емануель утвердил проект беседки Эола, однако ее постройка задержалась из-за перевода окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем страшной эпидемии персидской холеры. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. Работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола– оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола.


Но главный доктор Вод Ф. П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент – эолову арфу, широко распространенную в Европе. Модные арфы уже появились в Петербурге и в Москве. Страстный любитель музыки, доктор Конради убеждал, что «чарующие небесные звуки» будут благотворно влиять на душевное состояние посетителей Вод.


Емануель одобрил это предложение и распорядился заказать удивительный инструмент. Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой. На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Над притихшим Пятигорском, среди эпидемии холеры и тревог кавказской войны, впервые поплыли печальные звуки эоловых арф. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод.

Павильон Эола представлял собой небольшой восьмиколонный моноптер дорического ордера, с решетчатой оградой, перилами и лавками между колонн. Определяя размеры павильона, зодчий Бернардацци взял в качестве модуля ширину одного триглифа на дорическом фризе. Классическая колонна толщиной в 2 модуля имела 12 модулей в высоту.

Инструмент «эолова арфа» устанавливался в беседке в начале сезона, а по окончании его демонтировался для хранения. Спустя годы инструмент расстроился и посетители иронично стали называть его «эоловой арбой». За 30 лет арфа несколько раз исправлялась и настраивалась, а при передаче имущества Вод в аренду (контрагентство) в 1861 г. она была окончательно списана. Примерно через каждые 20 лет проводились крупные ремонты беседки, которые упрощали и изменяли ее первоначальный облик. К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, стрелка и рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола и главки. В 1890-х годах на куполе беседки в летнее время устанавливалась звучащая эолова арфа упрощенной конструкции. С самого начала беседка была любимым местом для посетителей Вод, она описана в романах, действие которых происходит в Пятигорске. Ее эоловой арфе были посвящены десятки стихотворений.


Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. беседка была наблюдательным пунктом обоих враждующих сторон. Отсюда, посредством оптических приборов хорошо просматривались дальние подступы к городу. Тогда же беседка лишилась балюстрады. Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов, когда ее фриз был украшен триглифами, была сделана балюстрада, обновлен купол и главка с флюгером. Беседка была признана одним из лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1961 г. на ее цоколе. К 1 мая 1972 г. на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, – электронная «эолова арфа» (авторы – настройщик Л. Н. Роганов, инженеры Б. Н. Бурый и С. А. Козырев), которая звучала на протяжении почти 20 лет. Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В. В. Маркова и А. С. Кихеля) был сделан в 1993-1994 гг., когда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831 г., и частичная замена каменных фрагментов.



Грот Лермонтова (Емануелевский парк).


Этот грот в скале ниже Эоловой арфы, близ Академической галереи заметен издалека. Он носит имя Лермонтова и связан с памятью о великом поэте. Мода на «очарованные гроты» родилась при французском дворе. Гроты были обязательным элементом всех европейских парков XVIII века. Дикий грот в мшистой скале символизировал «союз Искусства и Натуры».

В 1829 г., во время устройства зодчими Бернардацци Емануелевского «английского» парка около Елизаветинского и Михайловского источников были сделаны два романтических грота: большой и малый. Первую пещеру случайно обнаружили в скале, севернее Елизаветинского источника. По предложению Бернардацци грот немного углубили и высекли внутри боковой уступ для сидения. Около пещеры на каменной подпорной стене устроили площадку и провели дорожку, которая с одной стороны граничила со скалой, а с другой была обсажена ясенем и обложена дерном. Из большого грота, по словам доктора Ф. П. Конради, было интересно наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника.

Летом 1837 г. М. Ю. Лермонтов нарисовал картину «Вид Пятигорска», на которой был изображен и большой грот. В середине XIX века в гроте были помещены древние надгробные камни с арабскими надписями, привезенные из Бургустанской станицы. Грот оставался безымянным до 1860-х годов, когда его стали называть Лермонтовским, так как, считали, что отсюда писатель любил наблюдать за «водяным обществом».

Этот пятигорский грот стал первым памятным местом М. Ю. Лермонтова, которое могли свободно посещать почитатели его таланта. 20 июля 1870 г. отставной поручик Илья Васильевич Алексеев, помещик Козловского уезда Тамбовской губернии, установил в гроте мраморную доску со своими стихами «Гроту Лермонтова» из 86 строк, которые начиналось словами: «Под сению твоей он часто находил /Приют для сладкого мечтанья, /И ты один свидетель был /Его сердечного страданья...».

В 1874 г. доска была снята, т.к. «постоянно исписывалась нецензурными надписями посетителей Вод». Алексеев отреставрировал снятую доску со стихами, и «во избежание повторения ее прежней участи», в июле 1878 г. затратил личные средства на устройство при гроте массивного каменного арочного портала и ворот с железной решеткой. Над аркой грота была укреплена большая металлическая лента с надписью «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА», а над ней эмблема с лирой, книгой, пером и опрокинутым факелом. На стене запертого грота поместили прежнюю доску со стихами. Алексеев заново огородил дорожку к гроту. Позднее в гроте появился бюст Лермонтова. До открытия памятника поэту в сквере, около этого грота обычно проходили ежегодные собрания местного общества по случаю годовщин смерти и рождения Лермонтова. Сюда к бюсту поэта приносили венки и букеты живых цветов. В конце XIX века известный московский журналист В. А. Гиляровский написал новое стихотворное посвящение «Гроту Лермонтова».

После 1917 г. эмблема с лирой, а затем и лента с надписью над входом Лермонтовского грота исчезли. Вскоре, после Отечественной войны на их месте появилась мраморная плита с надписью «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА». В 1961 г. на портале была помещена мемориальная доска.

Если от Михайловской галереи ныне спуститься по каменной лестнице вниз, перейти бульвар и подняться на противоположный, северный склон Горячей горы, то здесь еще можно увидеть следы разрушенного грота со скамейкой, высеченного в скале в том же 1829 г. Этот грот, позднее названный «гротом под флагштоком», был меньше первого. К нему от кислосерного колодца вела удобная дорожка, обсаженная с двух сторон виноградными лозами. Из малого грота были хорошо видны посетители Михайловского источника. Есть предположение, что именно малый грот описан в лермонтовской «Княжне Мери» как место случайной встречи Печорина и Веры. В повести написано: «...Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого нет... Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот... В прохладной тени его свода на каменной скамье сидела женщина...» Известно, что в 1830-х годах дорожка к большому гроту была обсажена низким кустарником и ясенем, и только к малому гроту вела от источника «виноградная аллея». Кроме того, открытый проем большого грота, тогда еще без массивного портала и решетки, был обращен на юг, к дневному солнцу, а малый грот был открыт на север, и поэтому только в его сводах постоянно была «прохладная тень». В связи с этим малый грот вполне мог бы называться «Печоринским». За полтора века своды малого грота, которому уделяли мало внимания, обрушились и он превратился в нишу с каменной скамьей. Новая дорожка к нему была устроена в 1972 г.



Академическая галерея

Академическая галерея находится в самой верхней части парка «Цветник» по центральной аллее, на отроге горы Машук. Академическая галерея в прошлом строилась на месте минеральных источников и ванн. Здесь любил бывать Лермонтов, место Академической галереи упоминается и в его произведениях.

Сейчас в одном из помещений Академической галереи располагается Музей насекомых. Остальную часть галереи можно осмотреть только снаружи. С площадки по-прежнему открывается завораживающий вид на Пятигорск. Если дождь застал вас во время прогулки, а «Академичка» где-то неподалёку, знайте – там очень уютно во время дождя. А ещё под сводами Академической галереи замечательная акустика. Может быть, повезет, и вы услышите голоса минувших лет? Говорят, стены многое помнят… 



Немного истории

В середине 19 века, неподалеку на отроге Машука появилось небольшое здание, в котором располагалась Елизаветинская галерея. Галерея из белого машукского камня при Елизаветинском источнике была построена в 1850 году. После революции любые напоминания о царской семье уничтожались, поэтому с 1925 года Елизаветинская галерея везде значится как Академическая (в честь 200-летия Академии Наук). А знаменитый Елизаветинский источник стал безымянным источником

№ 16. Он подавался в бювет, устроенный в правом крыле галереи, до конца 1980-х годов.
Приблизительно в 1828 году, архитектор по фамилии Бернардации создал проект, который вскоре утвердили и по этому проекту возвели деревянное помещение, предназначенное для галереи. Поверх деревянных стен, все обтянули красивой тканью. Источник выглядел очень заманчиво, но жители никак не могли привыкнуть к названию, которое дало местное управление.

Приблизительно в 1925 году этот источник, названный в честь Елизаветы, архитектор переименовал и до сегодняшних дней – это Академическая галерея.

Цветная (китайская) беседка

С горы Горячей, отрога горы Машук в черте Пятигорска, открывается живописнейший вид. Здесь приятно прогуливаться по вечерам, глядя на город, залитый светом уличных фонарей. На горе Горячей расположено несколько примечательных культурно-исторических объектов — скульптура "Орел", которая является бессменным символом КМВ и беседка, названная из-за своей причудливой архитектуры "Китайской". Беседка из металлических прутьев расположена на самой высокой точке горы Горячей, с нее открываются прекрасные виды на Машук, Бештау, Эльбрус, реку Подкумок и панораму города.

История

Когда-то "Китайская беседка" носила другое название и величалась "Цветной", так как была украшена цветными стеклами. Они очень здорово смотрелись в модной по тем временам беседке, к тому же препятствовали проникновению холодного ветра. "Цветная беседка" появилась здесь еще в далеком 1902 году, но во время войны она совершенно разрушилась, к тому же местные жители растащили из нее доски для растопки печей. В послевоенные годы здесь возобновились работы по реконструкции беседки — хотели преподнести своеобразный подарок товарищу Сталину. В 1953 году он ушел из жизни и о незавершенном проекте забыли. Через несколько десятилетий скульптор И. Ф. Шаховская спроектировала новую беседку, которая была отстроена к 1974 году. За последние десятки лет это место полюбилось многим людям, отсюда часто проводились фотосъемки, сюда обожают приходить влюбленные пары. Рядом с "Китайской беседкой" растет "Дерево желаний", к веточкам которого привязаны сотни кусочков ткани и платочков — говорят, так можно попросить силы природы о исполнении своего заветного желания. Здесь очень красиво и по особенному вдохновенно, это место пронизано романтикой и ощущением свободы, за которые люди так любят КМВ и гордый Кавказ.





Орел

Официальным символом Пятигорска, да и всего региона Кавказских Минеральных Вод, издавна считается изображение скульптуры Орла. Она была разработана и выполнена скульптором Шодким по рисунку художника Крылова. Орла установили на горе Горячей в городе Пятигорске в 1903 году. Скульптура не раз подвергалась реставрации и переделке, менялся и ее облик. Изначально Орел был изготовлен из бетона, его требовалось постоянно ремонтировать из-за неблагоприятных погодных условий. Поэтому 15 октября 1973 года на том же месте была официально открыта скульптура Орла и на этот раз - бронзовая. Она произвела сильное впечатление на зрителей и стоит на том же месте по сей день.

Скульптура изображает Орла в смертельной битве со змеей. Змея по легенде нанесла Орлу укус и он спасся лишь благодаря целебным подземным источником минеральной воды. Именно поэтому спасенный Орел стал символом силы нарзана, а заодно и всего региона КМВ. Для каждого курортника соблазнительна мысль, побывать в этом месте и увез домой с десяток фотографий. Около Орла можно присесть, а можно и залезть на него, ведь Орел не так сильно велик по размерам, зато вполне внушителен. Создатели приложили немало усилий, чтобы сотворить такой детально проработанный и запоминающийся образ.


Николаевский цветник (парк «Цветник»


Излюбленным местом отдыха пятигорчан и курортников является старинный парк «Цветник», который имеет богатую историю.

Летом 1828 г. очищенный от строительного материала и мусора большой бугристый пустырь перед новым зданием Николаевских (ныне – Лермонтовских) ванн по указанию генерала Г. А. Емануеля и по плану зодчих – братьев Бернардацци – был распланирован под площадь с небольшим партером. На пустыре находился естественный бассейн, где собирался избыток минеральной воды. Осенью низкие и неровные места пустыря были подняты насыпною землею до уровня нового бульвара. Бассейн был вычищен, ему была придана правильная форма. Вытянутый участок между бассейном и ваннами был превращен в партер, т.е. композицию из клумб, травянистых газонов и невысоких кустарников различных пород, большей частью взятых из местных лесов. На узорных клумбах были высажены цветы более сорока сортов, семена которых были присланы по почте московским садовником Е. М. Гольстом. На песчаных дорожках партера были поставлены зеленые лавочки, а в его центре – тумба с солнечными часами. По этим часам в полдень проверяли «верность хода и боя» часов на ближайшей церкви, которые били каждые полчаса, отведенные для приема одной ванны. Весь восьмиугольный партер был огражден низкой деревянной решеткой.

К сезону 1829 г. все работы были окончены. Новый партер получил название Николаевского цветника, т.к. находился перед Николаевскими ваннами. Одним из первых его посетителей был А. С. Пушкин. Вероятно, здесь состоялась его беседа с братьями Бернардацци. В 1830 г. западнее Николаевских ванн был сооружен грот Дианы и устроена широкая насыпная Ермоловская аллея из акаций и роз. Летними вечерами военные музыканты, сидящие около бассейна, исполняли популярные музыкальные пьесы для публики, гуляющей по бульвару и цветнику.

К 1850 г. бассейн с минеральной водой был засыпан. В это время Николаевский цветник уже стал признанным центром местной курортной жизни. Ради охраны минеральных источников, в цветнике было запрещено строить капитальные сооружения. Допускались только легкие деревянные постройки. В 1858 г. Николаевский цветник был расширен по плану зодчего С. Уптона до самого бульвара. На новом участке были посажены 45 различных деревьев и множество кустарников, устроено 14 цветочных клумб. У западного края Николаевских ванн по проекту Уптона была построена большая деревянная галерея (Николаевский вокзал), позднее расширенная и застекленная.

В 1860-х годах, во время контрагенства Новосельского цветник был огорожен каменными столбами с деревянными рейками и железными цепями, были построены музыкальная ротонда и кегельбан. Контрагент А. М. Байков ввел в 1872 г. платные сезонные билеты на КМВ, которые давали право на питье минеральной воды из групповых источников, слушанье музыки и гуляние в групповых парках. К 1890 г. здесь появились легкие деревянные здания – кафе-ресторан «Цветник», павильоны Кумысный и Водопродажный (арх. А. М. Кочетов), а также киоск известного издателя А. С. Суворина, в котором продавались книги и разная периодика. В это время центральная часть бульвара слилась с Николаевским цветником. «Во избежание летних жаров и пыли» к лету 1890 г. в центре цветника был устроен большой круглый фонтан. Спустя шесть лет около него появился новый Водопродажный павильон в «русском стиле» в виде резного терема (он существовал до 1930-х годов) а также Воронцовский питьевой бювет сернистой минеральной воды, сделанный из белого каррарского мрамора в форме четырехгранной тумбы с дельфином и вазой (через 15 лет бювет был перенесен к Лермонтовской галерее и над ним устроен стеклянный навес).

В 1901 г. перед Николаевскими ваннами была построена металлическая Лермонтовская галерея, связанная переходом с Николаевским вокзалом. При этом была снесена ненужная ротонда для музыкантов, а позади новой галереи были посажены тополя.

В конце 1905 г. Управление КМВ решило преобразить территорию цветника. Следующей весной из его середины был убран большой фонтан, а различные торговые киоски были перенесены ближе к выходу. Появились новые клумбы. Был сооружен небольшой фонтан, распыляющий воду, украшенный лепной фигурой мальчика с крупной рыбой, копией известной статуи «Счастливый улов» (скульптор И. Андреолетти). В киосках продавали газеты, цветы, фрукты, местные ювелирные изделия, открытки и т.п. Весной 1907 г. на западной границе цветника, рядом со строящейся кофейней А. А. Гукасова, была возведена резная деревянная арка в стиле модерн. 23 июля 1907 г. молодые боевики-эсеры в качестве устрашающей политической акции застрелили в цветнике отставного генерал-майора К. А. Карангозова.

Весной 1914 г. все торговые киоски цветника были снесены, освободив место для гуляющей публики. До самой революции Николаевский цветник оставался главным средоточием летней курортной жизни.

В советское время Николаевский цветник стал называться курортным парком «Цветник», к которому был присоединен и парк на Горячей горе до самой Академической галереи. В 1926 г. ветхое здание Николаевского вокзала было снесено, а на его месте устроены экзотическая пальмовая аллея, банановые и цветочные клумбы, фонтан. Вход в Цветник был платный. Этому парку посвящена целая глава в знаменитом романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928). В 1932 г. в Цветнике был построен новый треугольный бювет Лермонтовского источ ника № 2, обнаруженного на Горячей горе. Очень долго рядом с бюветом в стеклянной теплице росла большая пальма. В мае 1954 г. в западной части парка, на месте бывшего Кумысного павильона, была сооружена большая деревянная галерея-читальня по проекту инженера Громовой. Эта постройка недавно сгорела. В 2001 г. новая изящная металлическая ограда с аркой и фонарями по проекту местного зодчего Ю. Л. Стофорандова украсила вход. Ныне курортный парк «Цветник» продолжает привлекать множество посетителей.







Грот Дианы (парк «Цветник»)


В южной части парка «Цветник» находится тенистый прохладный грот, носящий название Грота Дианы. Это одна из наиболее старых и известных достопримечательностей Пятигорска. В 1810-х годах отсюда начиналась пешая дорожка с лестницей, ведущая к главным Александровским ваннам на Горячей горе.


Летом 1829 г. генерал Г. А. Емануель предпринял военную экспедицию к подножию Эльбруса, с целью составить военно-топографическую карту этого района и выявить тайные пути, по которым горцы получали из Турции оружие. По приглашению Емануеля в экспедиции участвовало несколько петербургских академиков, которые изучали неизвестный край с точки зрения минералогии, физики, ботаники и зоологии. Военная и научная экспедиция к подножию Эльбруса прошла успешно. Но самым неожиданным ее результатом стало первое официально зарегистрированное восхождение человека на Эльбрус. Его совершил 10 июля 1829 г. проводник из вольного аула, кабардинец Килар Хаширов. В это время военный лагерь Емануеля находился у подошвы Эльбруса, в урочище Ирахик-Сырт. В честь этого события генерал тотчас по возвращении на Горячие Воды распорядился изготовить две чугунные памятные плиты в человеческий рост, которые надлежало установить у Эльбруса со следующим текстом на русском и арабском языках:


«В царствование Всероссийского императора Николая I стоял здесь лагерем с 8 по 11 июля 1829 года командующий на Кавказской линии генерал от кавалерии Георгий Емануель. При нем находился сын его Георгий 14 лет; посланные Российским правительством академики: Купфер, Ленц, Менетрие и Мейер, также чиновник горного корпуса Вансович, Минеральных Вод архитектор Иос. Бернардацци и венгерский путешественник Ив. Бессе. Академики и Бернардацци, оставив лагерь, расположенный в 8000 футах, т. е. в 1143 саженях выше морской поверхности восходили 10 числа на Эльбрус до 15700 футов, 2243 сажени. Вершины же онаго 16330 футов, 2333 сажени, достиг только кабардинец Хилар. Пусть сей скромный камень передаст потомству имена тех, кто первые проложили путь к достижению доныне почитавшегося неприступным Эльбруса! Отлита на Луганском заводе в 1829 году».


Вероятно, Емануель планировал в ближайшее время вернуться в лагерь у подножия Эльбруса. Однако трудности, связанные с доставкой плит в удаленные места, подсказали идею установить их на Горячих Водах, соорудив тут искусственный триумфальный грот в форме горы Эльбрус.


Проект грота составил зодчий Джузеппе Бернардацци весной 1830 г., а построен он был следующей осенью и окончательно отделан к лету 1831 г. Сводчатый грот с тремя входами был сложен из пепельного туфа. Главный вход, подобный триумфальной арке, украшали две дорические колонны из светлого машукского камня. Два боковых входа, восточный и западный, видимо, символизировали две вершины Эльбруса. Пол грота был вымощен тесаными плитами. У внутренней стены, облицованной «готической плиткой», на кронштейнах была укреплена полукруглая скамья из шлифованных плит. В середине был поставлен на пьедестале стол из полированного камня (разбит в 1838 г.). У стен грота поместили чугунные памятные доски. Над гротом собирались сложить из белого камня «двуглавую снежную вершину» Эльбруса и высечь на ней имена ученых, участвовавших в знаменитой экспедиции.


Однако генерал Емануель вдруг отказался от «двуглавой вершины» и приказал вскоре именовать новое сооружение гротом Дианы. Согласно древним мифам, богиня Диана предпочитала в жаркие дни после купания, отдыхать в тенистых гротах. Возможно новое название подсказало близкое соседство парадного входа в дамскую половину Николаевских (ныне – Лермонтовских) ванн. Перед гротом сделали полукруглую площадку и разбили Ермоловскую аллею, идущую от главного Бульвара до верхних Ермоловских ванн. Аллею обсадили белыми акациями и кустами роз и оградили деревянным барьером. Склоны вокруг грота украсили деревьями, кустарниками и зеленым дерном, по которым провели наверх дорожку «зигзагом».


Грот Дианы связан с именем М. Ю. Лермонтова, который не раз бывал здесь. За неделю до гибели, вечером 8 июля 1841 г., Лермонтов с друзьями устроил по подписке в честь дам «сельский бал» (bal champetre) перед гротом, украшенным зеленью, коврами и цветными фонариками. Военный оркестр располагался над гротом.


В конце 1860-х над гротом соорудили ледник в виде круглой башни с конической крышей, где держали лед для казенного ресторана в Цветнике. Летом 1877 г. предприимчивый купец Иконников открыл в гроте продажу холодного пива, которое поступало из ледника над гротом. В 1889 г. архитектор А. М. Кочетов произвел капитальный ремонт грота и ледника. В 1902 г. у грота была сооружена новая каменная лестница, которая начиналась с его западной стороны. В августе 1909 г. памятные плиты о покорении Эльбруса сняли и перевезли в Кавказский военно-исторический музей («Храм славы») Тифлиса, а их отлитые копии поныне хранятся в краеведческом музее Пятигорска.


Крупная реставрация Грота Дианы производилась в 1974 г. О пребывании здесь М. Ю. Лермонтова рассказывает мемориальная доска, укрепленная в 1961 г. на внутренней стене грота. В 2004 г. вход в грот украсили решеткой.



Лермонтовская галерея


Лермонтовская галерея находится в центре старинного парка «Цветник» в городе Пятигорск. Она давно уже стала символом курортной жизни, памятником истории и культуры. Галерея построена в начале XX века, когда на Кавказских Минеральных Водах происходили важные события.В октябре 1898 года Государственный совет России принял решение о реорганизации курортов Кавказских Минеральных Вод. Это была необходимая мера — открытие железнодорожной ветки от станции Минеральные Воды до Кисловодска способствовало значительному увеличению притока отдыхающих на курортные группы, как тогда называли наши города: Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск.


С начала 1900 года Государственное казначейство стало выделять ежегодно 350 тысяч рублей на развитие Кавминвод. С помощью этих денег, наряду с другими важными задачами, была решена и проблема развлечений.


Положительный опыт в этой области здесь уже был: Владикавказская железная дорога выстроила в Кисловодске громадное здание Курзала с рестораном, зрительным залом и прекрасно оборудованной сценой, с читальней, комнатами для игры в карты и т. д. Но это было частное предприятие, а в ведении Управления курортами находились старые галереи, построенные еще в середине XIX века и приспособленные для развлечений, тесные и неудобные.


Поэтому часть выделяемых средств Дирекция КМВ решила направить на строительство курзалов на остальных группах. В 1900 году в должность Директора кавказских курортов вступил В. В. Хвощинский, деятельный и энергичный администратор, на долю которого выпало осуществление намеченных планов. Летом того же года в местной газете появилось объявление представительства владикавказской фирмы «Орион». Она предлагала свои услуги по постройке домов и дач, устройству домовых водопроводов, канализации, газового и электрического освещения, вентиляции. Фирма брала на себя выполнение различных бетонных работ, полное устройство и сооружение заводов, поставку машин и других технических принадлежностей.


Появление на Кавминводах представительства «Ориона» было как нельзя, кстати, именно такая подрядная организация и могла осуществить замыслы Дирекции курортов.


В августе Хвощинский собрал в Пятигорске совещание. Среди других был поставлен и вопрос об устройстве в нашем городе Курзала. Поначалу его решили соорудить в «здоровой местности» рядом с Казенным садом, то есть в районе Парка культуры и отдыха имени С. М. Кирова. Но уже осенью появилась новая, более солидная идея — направить средства на устройство в курортных парках Пятигорска, Ессентуков и Железноводска новых зданий для отдыха и прогулок. Проекты фасадов пятигорской и железноводской прогулочных галерей составил архитектор академик Шиллер, личность пока еще загадочная в истории наших курортов. Рисунки Дирекция опубликовала в своем путеводителе «Кавказские курорты» за 1901 год. Вероятно, этот архитектор разрабатывал и проект новой галереи для источника № 17 в Ессентуках, правда, более скромных размеров. Пока не обнаружены исторические документы, проливающие свет на появление на арене событий варшавской фирмы «Вл. Гостынский и Кº». Скорее всего, договор между ней и дирекцией Вод был заключен при посредничестве «Ориона». Известное в те времена акционерное общество Гостынского имело свои отделения и металлические заводы в Лодзи и Санкт-Петербурге, где изготовлялись необходимые конструкции. В Варшаве на фабриках заказывались утолщенные «двойные» стекла: прозрачные, цветные и матовые.


Детальный проект новых зданий разработал архитектор общества 3. Э. Хржановский, взяв за основу работы Шиллера. Большую роль в строительстве сыграл транспорт. Перевозка металла и стекла по железной дороге значительно ускорила их доставку на Кавказские Минеральные Воды.


Первую из задуманных построек начали возводить в Пятигорске. Работы по строительству начались поздней осенью и продолжались зимой. Наблюдал и контролировал их архитектор КМВ И. И. Байков. Место под постройку было выбрано не случайно. Галерея ставилась перпендикулярно Николаевскому вокзалу — старинной галерее середины XIX века — и соединялись с вокзалом крытым проходом. Так, Пятигорск получил своеобразный Курзал с театральным залом, прогулочной галереей, из которой можно было попасть в помещение библиотеки, казенного ресторана и в контору Пятигорской группы — они размещались в Николаевском вокзале. Котлован под новую постройку разместили напротив Николаевских ванн, там, где находились первые цветочные клумбы «Цветника». Когда рабочие «Ориона» начали земляные работы, оказалось, что в этом месте земля сильно насыщена минеральными и грунтовыми водами. Лишь в марте — апреле после ослабления морозов появилась возможность забить в мягкий грунт семьдесят шесть свай. По контракту строительство предполагалось завершить к открытию курортного сезона, то есть к 1 мая. Но и спустя три месяца работы здесь еще не были окончены. Лишь к началу лета возвели фундаменты, цоколь и металлический каркас. Собирали отдельные конструктивные элементы и отделывали фасады вплоть до 15 июля. Это дата открытия галереи, которую наметил Хвощинский. Но и после торжеств внутри здания продолжались работы по настилке бетонного пола, а устройством эстрады и театральной сцены занимались еще позже.


Подрядчики спешили завершить максимум отделочных работ к открытию, поэтому в последнюю неделю строители работали допоздна. Вдруг оказалось, что в «Цветнике» напротив эстрады, где должна была звучать музыка, много деревьев, не позволяющих установить здесь скамьи для слушателей, и тогда убрали около 50 деревьев. Почему-то работали ночью, после 10 часов вечера, на что владикавказская газета «Казбек» опубликовала свой критический отзыв.


По ходатайству Хвощинского открытие галереи приурочили к годовщине гибели Лермонтова и назвали в его честь. Этот день памяти великого поэта был отмечен еще одним событием. 15 июля на северо-западном склоне Машука открыли, при большом стечении народа, памятник на месте дуэли. Его красивую ажурную полукруглую балюстраду украсили две стилизованные металлические курильницы, которые, надо полагать, выполнила все та же фирма «Гостынский и Кº». Когда через шесть лет обветшавшую балюстраду разобрали, курильницы перенесли к Лермонтовской галерее, установили около водопродажни напротив Лермонтовских ванн. Там простояли они долго, пока в 80-х годах не исчезли во время реставрации.


Лермонтовская галерея — гимн эклектике и модерну. Оригинальность инженерного решения, форм и конструкций (металл и стекло) ставят ее, а равно и галерею в Железноводске да, пожалуй, и в Ессентуках, особняком в архитектуре предреволюционной России. Металлическая архитектура XIX — XX веков была одним из тех направлений, которые оказали влияние на развитие современного зодчества. Сборные конструкции из металла и стекла нашли применение в выставочном строительстве — оригинальные павильоны появились на всемирной выставке в Париже, в Лондоне был построен Кристалл Паллас (Хрустальный дворец), а в России их впервые применили при устройстве промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году.


Своеобразие Лермонтовской галереи заключается в материалах и конструкциях. Здесь осуществлены поиски новых форм, выполненных безукоризненно и добротно. Все здание пронизано светом, воздухом и игрой красок. Его разновеликие объемы дополняют друг друга и, несмотря на обилие кованых декоративных элементов украшений, ни одно из них не носит случайного характера.


Основа всей композиции здания — его богатое цветовое решение. По плану, галерея — вытянутый прямоугольник длиной около 86 м, шириной около 14 м и высотой 10 м. Торцовые выступающие ризалиты венчают по углам восемь стрельчатых башен со шпилями высотой до 17 м от земли. Средняя часть галереи имеет полукруглое завершение, филанкированное по углам четырьмя башнями с балконами, с островерхими кровлями высотой до 15 м. Под ними устроена несколько выступающая вперед семигранная эстрада для музыкантов. Ее оригинальную конструкцию разработал архитектор И. И. Байков. В случае плохой погоды эстрада закрывалась железными щитами, сцена, таким образом, превращалась с помощью специального поворотного устройства во внутреннюю, а публика могла укрыться от непогоды в галерее и продолжать слушать музыку.


По своей конструкции галерея была летним не отапливаемым павильоном, его основной несущей конструкцией были четырнадцать пар решетчатых колонн-стоек, расположенных с интервалов в 4 метра, с фермами и коньковым фонарем. Колонны выполнены были из стальных профилей и листовой стали на заклепках. И еще одна оригинальная деталь: галерею можно было разобрать и собрать вновь. Обращалось особое внимание на вентиляцию, а на случай духоты нижние рамы приспособлены так, что могли свободно выниматься. Многочисленные мелкие детали украсили здание. Это были кованые, большей частью ручной работы декоративные поковки, листья, повитель, щиты. Металлические части галереи обошлись Дирекции в 67 тысяч рублей.


Стены и фронтоны галереи остеклили, первоначально внутреннее пространство разделялось суконным занавесом на зрительный зал и собственно прогулочную галерею.


Приближалось начало курортного сезона 1902 года. Заканчивали оборудование сцены. И тут выяснилось, что при галерее устроено недостаточное количество артистических уборных. Решили сделать — уже деревянную, фахверковую пристройку к сцене в том же стиле. В мае она уже функционировала, а чуть позже три ее отделения даже сдали в аренду продавцам.


Курортный сезон в Пятигорске открывался 1 мая. В тот день в Лермонтовской галерее по этому случаю отслужили молебен, на котором присутствовал и директор Вод Хвощинский. На открытой эстраде постоянно выступали симфонические и военные оркестры.


Уже с середины XIX века в «Цветнике» постоянно звучала музыка, в основном, в исполнении военных оркестров. Для них в парке построили специальную «музыкантскую» беседку. После строительства Лермонтовской галереи она оказалась не нужна. Дирекция показала себя рачительным хозяином: павильон для музыкантов разобрали и из его деталей построили на Горячей горе новый. Так в 1902 году появилась Китайская беседка. С тех пор музыка звучала с эстрады Лермонтовской галереи.


Первым симфоническим оркестром управлял дирижер Венской комической оперы Отто Финдейзен. Концерты устраивались дважды в день — утром и вечером, начинались каким-нибудь маршем, а затем звучали произведения Чайковского, Глинки, Направника, Рубинштейна. Из зарубежных авторов преобладали Сарасате, Берлиоз, Лист, Шуман, Штраус. Программы были очень разнообразны. Иногда симфонический оркестр устраивал большие концертные программы на театральной сцене, где могло поместиться до 50 оркестрантов.


Первый такой концерт состоялся 8 июня 1902 года. Солировали артисты императорских театров: Иван Алексеенко (скрипка) и Бейлензон (кларнет). Была исполнена 6-я Патетическая симфония Чайковского. Во втором отделении: интермеццо из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха, фантазия из оперы Вебера «Волшебный стрелок», фантазия из оперы Сарасате «Фауст». Закончился концерт исполнением «Славянского марша» Чайковского.


Начал функционировать и, первый на Кавказских Минеральных Водах казенный театр.


Те, кто уже несколько раз приезжал на Кавказ, знали, с какими подчас трудностями была сопряжена постановка театральных спектаклей в Пятигорске. Единственным для того мало-мальски сносным местом был частный зрительный зал в доме Лейцингера на Теплосерной улице. Но сюда, кроме фокусников, любителей и недалеко ушедшей от них украинской труппы, никто не заглядывал, а на их выступления ходили более по необходимости. Ездить в единственный на Кавминводах театр кисловодского Курзала не всякому было по карману.


Все это отлично сознавало Управление Вод, когда решило устроить театральные зрительные залы в Пятигорске, Ессентуках и Железноводске — в галереях. Для постановки музыкально-драматических спектаклей Управление Вод пригласило на курорты театральную дирекцию «В. Н. Шульц, С. В. Брагин и Кº». В состав их труппы вошли артисты, успевшие зарекомендовать себя на столичных и провинциальных сценах. Для Кавказских Минеральных Вод это было особенно важно, так как среди прибывших сюда больных любители театра преобладали. Режиссер труппы С. В. Брагин был в расцвете творческих сил. В тот год ему исполнилось 45 лет. В 1878 году он окончил Петербургское театральное училище и после дебюта в Александрийском театре был принят в его труппу, где исполнял комедийные роли. Через три года он оставил актерскую профессию и на протяжении двадцати с лишним лет занимался антрепризной деятельностью на Кавказе и в Старой Руссе. В 1901 году он вернулся в Александрийский театр, а через год приехал на Кавказские Минеральные Воды в качестве антрепренера и одновременно актера.


В состав труппы входили артисты, с игрой которых театралы уже были знакомы. Так, актриса Дарьял (Александра Васильевна Демидова) в конце XIX века четыре сезона играла в театре Корша, затем выступала на киевской сцене. Она обладала прекрасными внешними данными, большим сценическим темпераментом, красивым голосом.


Брагин пригласил в свою антрепризу также Панову, Соколову, Орскую, Чарусскую, Борецкую, Мартене, Орлова, Сарматова, Соболеву, Орлова-Чужбинина, Булатова, Шмитгофа и др. Труппе предстояло играть не только в Пятигорске, но и в Ессентуках и Железноводске.


После завершения работ по окончательной отделке сцены в десятых числах мая служащие Управления КМВ во главе с Хвощинским осмотрели и приняли декорации, подготовленные для сцены художником И. И. Крыловым, выпускником Петербургской академии художеств. Он же выполнил декорации и для железноводской галереи. Позже пятигорскую галерею украсил портрет Лермонтова, выполненный Крыловым и использовавшийся в дни торжеств памяти поэта. Сейчас он хранится в школе № 1 г. Пятигорска.


Первый спектакль в новом казенном театре труппа Шульца и Брагина поставила 23 мая. Для открытия театрального сезона выбрали комедию князя А. И. Сумбатова «Джентльмен». Публика переполнила зрительный зал. В общем, первая постановка прошла довольно удачно, а пресса отметила, что «суфлера почти не было слышно».


На сцене в Лермонтовской галерее ставились не только водевили и комедии, но и серьезные пьесы. Уже через два дня после первой постановки зрители увидели «Нищих духом» Потехина, а вскоре здесь поставили драму «Дети Ванюшина».


В этот театральный сезон на Кавказских Минеральных Водах произошло выдающееся событие - с гастролями прибыла актриса императорских театров В. Ф. Комиссаржевская. Она начала свою театральную деятельность в Александрийском театре в Петербурге и своей игрой сразу же обаяла искушенных зрителей. Однако демократическая направленность ее исполнения была несовместима с условиями сцены императорского театра. В 1902 году Вера Федоровна решила уйти оттуда. В этот сложный период жизни она прибыла на Кавказские Минеральные Воды.


После гастролей в Кисловодске Комиссаржевская выступила в Ессентуках в единственном спектакле, в роли Рози в пьесе Зудермана «Бой бабочек». 9 июля пятигорские зрители увидели ее в комедии А. Н. Островского и Соловьева «Дикарка», а на следующий день Вера Федоровна сыграла роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского.


Перед зрителями предстала почти девочка, грациозная, веселая, простая, лишенная всякой вычурности. Игра великой актрисы заворожила публику. Буря аплодисментов и крики «Браво!» звучали долго после окончания спектакля.


В Железноводске Комиссаржевскую увидели 12 июля также в пьесе «Бой бабочек». На следующий год Вера Федоровна вновь приехала на Кавминводы и играла на знакомой уже сцене.


Через два дня после отъезда Комиссаржевской сцена пятигорского казенного театра принимала новых знаменитых гостей — балерину императорских театров Гельцер и танцора Тихомирова, которые выступали здесь до конца сезона.


Скучать курортной публике антрепренеры не давали. В Лермонтовской галерее шли не только театральные постановки. Балы закатывались такие, что приходилось раздвигать занавес, деливший галерею надвое, и использовать для танцев театральный зал. Для освещения широко применялось электричество. Гирлянды из разноцветных лампочек перемежались с гирляндами из цветов и живой зелени. В перерывах публика выходила в «Цветник» и наблюдала живописные фейерверки «в две тысячи огней». Их антрепренеры устраивали за галереей, на Горячей горе.


И еще с одной новинкой познакомились в Пятигорске: «Сегодня, в пятницу, 31 мая в лермонтовской галерее Синематограф Люмиэра. Дирекция «Шульц и Брагин». Начало в 8 часов вечера. Билеты продаются в кассе театра. По окончании поезда: Кисловодск -12 ч. 15 мин. ночи; Железноводск - 12 ч. 36 мин. ночи». Это объявление появилось в местной курортной газете в 1902 году.


Через несколько дней «Синематограф Люмиэра» повторили, показав новые картины, а в заключение присутствующие ознакомились с еще одной новинкой — гигантом-граммофоном, услышали, таким образом, Шаляпина, Собинова, Вяльцеву и других знаменитых в то время исполнителей.


Так Лермонтовская галерея стала первым казенным кинотеатром на Кавказских Минеральных Водах. В прогулочной же части, в антракте, в специальной водопродажне можно было купить минеральную воду Ессентуков. Здесь же устроили и специальную гостиную для отдыха, с зеркалами.


Хвощинский был среди постоянных посетителей театра, а когда в Пятигорск прибыл на отдых эмир бухарский, и он не обошел вниманием театральные постановки Шульца и Брагина. Антреприза была настолько удачна, что Дирекция заключила с ними контракт и на следующие годы.


В 1903 году исполнилось 100 лет кавказским курортам. Это событие торжественно отмечалось в Пятигорске. На празднование прибыли принц П. Ольденбургский, министр госимущества А. С. Ермолов. В тот день к «Цветнику» подошел первый вагончик трамвая, а в галерее устроили раут на тысячу человек.


В последующие годы Лермонтовская галерея не теряла своей популярности. Здесь выступали знаменитые артисты, в прогулочной части устраивали различные выставки. Правда, суконный занавес пришлось заменить на постоянную перегородку, отделившую театр от выставочного зала.


Начиная с сезона 1913 года в Ессентуках, Пятигорске и Железноводске казенные театры арендовал артист П. Амираго сроком на три года. И хотя незадолго перед Октябрьской революцией в Пятигорске появились еще две сценические площадки — во Всесловном клубе и в «Колизее» - бывшем цирке, переоборудованном под театр и кинотеатр, казенный театр в Лермонтовской галерее не потерял своей популярности.


В годы революции Лермонтовская галерея оказалась в центре событий. С точностью хроникера Л. Н. Польский отметил их в «Летописи Пятигорска»: 1917 г. 5 марта здесь проходит митинг по случаю Февральской революции и свержения царя. От большевиков выступал И. В. Малыгин. Не в тот ли день в городе избрали новый руководящий орган: гражданский исполнительный комитет?


1918 г. 7 января в Лермонтовской галерее выступает с докладом о политическом положении в Терской области С. М. Киров, прибывший в Пятигорск из Владикавказа.


16 июня здесь выступает с докладом «О текущем моменте» председатель Пятигорского совдепа Г. Г. Анджиевский. Он рассказывает также собравшимся о своей встрече с В. И. Лениным.


10 июля. На эстраде галереи появляется чрезвычайный комиссар Юга России Г. К. Орджоникидзе и рассказывает собравшимся на митинг гражданам о существе политики советской власти.


После установления советской власти в 1920 году в Лермонтовской галерее открылся первый советский театр Пятигорска. Здесь выступали многие выдающиеся актеры и певцы, деятели искусства и литературы — пел Л. В. Собинов, танцевала Айседора Дункан, читал стихи В. В. Маяковский. В 1925 году отсюда из первого репродуктора пятигорчане услышали передачи радиостанции имени Коминтерна. Прогулочный зал на какое-то время превратили в кинотеатр. В 1936 году галерею постигло несчастье - крупный град выбил почти все стекла. Остекление пришлось делать заново, в результате чего изменился его цвет, а прозрачные стекла заменили на матовые.


Вторично пришлось стеклить галерею после ухода оккупантов - во время бомбежек стекла здесь вылетели почти все. К тому же, одна из бомб упала неподалеку и фундамент сильно просел.


В 1938 году на Кавказских Минеральных Водах было создано отделение Московской госфилармонии, и вскоре сцена галереи и эстрада были введены в ее систему. Здесь читались лекции, проходили концерты лучших симфонических оркестров, устраивались спектакли гастрольных групп, проводились шахматные матчи.


В прогулочной части галереи постоянно устраивали различные выставки местных художников, народных умельцев, технического творчества школьников и многие другие. За долгие годы эксплуатации галереи постепенно забылась история ее создания. В 60-е годы впервые о ней заговорили как о ценном памятнике истории, и тогда местные краеведы придумали легенду о том, что Дирекция КМ8 в начале XX века привезла два павильона с Нижегородской ярмарки, которые затем превратились в Пушкинскую и Лермонтовскую галереи.


Впервые об этом в своих воспоминаниях упомянул фотограф Г. И. Раев, а достоянием гласности в 50-е годы сделал Вадим Хачиков в газете «Пятигорская правда». После него легенду подхватил М. К. Павлов и опубликовал в книге «Здравствуй, Пятигорск!».


Видно, недостаточно внимательно читали горе-исследователи путеводители по Кавказским курортам начала XX века, где подробно излагается суть дела. Понадобились десятилетия, прежде чем досужая выдумка была опровергнута, но и сейчас еще ее иногда можно услышать.


Действительно, Дирекция Вод приобрела в Нижнем Новгороде павильоны. Но они были установлены в парках Кисловодска, Железноводска и Ессентуков в качестве временного дешевого жилья для приезжающих. Кстати, в Кисловодске эти бараки стали основой для создания будущего знаменитого санатория «Красные камни».


В тех же путеводителях начала века дано подробное описание парковых галерей, без которого сейчас не обходится ни один историк, пишущий о них.


В 1975 году в должность директора Пятигорского отделения филармонии вступила С.Л. Калинская. На этом посту она пробыла почти двадцать пять лет. На ее плечи легла нелегкая ноша - реставрация Лермонтовской галереи как выдающегося памятника истории и культуры. Возведенная в свое время за три месяца, она сильно обветшала за прошедшие десятилетия.


Работы по подготовке проекта реставрации поручили московскому институту «Спецпроектреставрация». В его практике это было, пожалуй, первое обращение к восстановлению каркасного металлического сооружения. Составление проекта поручили мастерской, которую возглавлял В. А. Резвин, руководитель авторского коллектива А. Дубовик. А в группу вошли архитектор Н. Датиева, инженер Е. Николаева и соавторы — архитекторы С. Киселев, В. Овчинников, В. Карпов, Л. Брайковская.


Институт начал работать по обследованию памятника и его обмерам с сентября 1979 года. При проведении подобных работ первым этапом становится выявление исторических данных.


Уже в декабре 1980 года институт выдал рабочие чертежи проекта реставрации, технологические рекомендации и список первоочередных работ по подрядчику - Ставропольскому хозрасчетному реставрационному производственному участку, который находился в Пятигорске.


Производство работ началось с фойе: установили леса, расчистили металл, провели противоаварийные работы по витражам, зондажам и шурфам. Уже с первых дней начались сложности. Нужно было определить цвет первоначального остекления витражей. Удалось обнаружить лишь незначительные фрагменты. Реставраторы извлекли из окаменевшей замазки крошечные кусочки цветного стекла. Тщательно изучили состояние металлических и деревянных конструкций, находившихся в плачевном состоянии. Вызывали опасение и просевшие фундаменты.


Во время работ на северном крыле через шурфы прорвались минеральные воды и затопили основное здание под сценой, гримерными и бутафорскими мастерскими. Ничего не оставалось делать, как соорудить капитальную подпорную стену.


Много споров вызвало определение первоначального цвета. 12 наслоений краски за 80 лет насчитали реставраторы и пришли к выводу: первая покраска была полихромной с преобладанием серо-голубого колера.


А когда осматривали эстраду, обнаружили механизм для ее поворота внутрь галереи. Его, к сожалению, так и не удалось отремонтировать.


В это время зал галереи так же, как и зал филармонии, продолжал функционировать, что вызывало новые осложнения. К тому же оказалось, что в реставрационном участке нет нужных специалистов, а его начальники и главные инженеры сменяли друг друга за несколько лет с калейдоскопической быстротой. Реставрация затянулась на годы.


В мае 1983 года вся галерея официально закрылась, администрация филармонии выехала из деревянной пристройки. Ее-то первой и начали реставрировать К сентябрю 1984 года работы здесь были завершены, а на металлической части галереи еще и не начинались. В это время студия «Казахфильм» проводила в зале съемки своего фильма, устанавливала декорации.


Через год Пятигорский горисполком оказал реальную помощь: контролировал реставрационные работы, организовывал различные специализированные предприятия для выполнения металлоконструкций. Работы в темпе проходили и в следующем году. Рабочие переходили от фойе в зал, от зала на сцену, от сцены в цокольный этаж. Горисполком потребовал завершить работы к маю 1987 года. Но срок оказался нереальным, так как многое еще не было сделано.


Работы по окончанию и отделке продолжались до осени 1988 года. 28 октября, несмотря на некоторые недоделки, галерею предъявили к сдаче Госкомиссии по акту с оценкой «хорошо».

Среди других членов комиссии акт подписали В. Бережной, директор Кисловодской филармонии - от заказчика, С. Л. Калинская, директор Пятигорского отделения Кисловодской филармонии - от эксплуатирующей организации, В. П. Черняков, начальник СХРПУ - от генподрядной организации, А. В. Дубовик, главный архитектор проекта - от проектной организации, В. В. Марков - главный художник города, и другие.

К сожалению, не все детали, украшавшие галерею, удалось восстановить. Но и в том виде, какой она предстала после реставрации, она остается украшением парка «Цветник» и в какой-то степени прекрасным памятником одной из самых блестящих эпох в истории курортов Кавказских Минеральных Вод.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!