ФИО педагога: Козлова М.И.
Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Бичевая
Внеклассное мероприятие: классный час
Форма: беседа
Технология и приёмы: Технология развития критического мышления через чтение и письмо (кластер, тонкие вопросы, чтение с остановками, стратегия ИДЕАЛ).
Оборудование: аншлаги КОНФЛИКТ, КОМПРОМИСС, УСТУПКА, СОТРУДНИЧЕСТВО; тексты сказки «Две козы»; «Правила бесконфликтного общения».
Тема: Конфликт и пути его разрешения.
Почему я выбрала именно эту тему, потому что актуальность проблемы бесконфликтного существования связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Таким образом, проблему бесконфликтного поведения можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению.
Цель: Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классом коллективе.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми
– воспитание морально – нравственных качеств личности
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
– формирование эстетических потребностей;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (систематизация, хранение, использование);
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения классного часа дети познакомятся с понятиями «КОНФЛИКТ», «КОМПРОМИСС», с основами бесконфликтного общения.
Учащиеся сформулируют правила, которые помогут им дружно жить вместе под крышей школы и быть терпимыми к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям.
Ход занятия
1. Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия».
- Ребята, представьте себе, что все вы – отдельные звёздочки. Сейчас я предлагаю вам разойтись по классу, а по моему хлопку объединиться в созвездия. Количество звёзд в каждом созвездии не ограничено. Будьте внимательны. Начинаем.
Возьмитесь за руки. Я не случайно сейчас предложила каждому из вас стать звёздочкой. (сл.2)
Все мы как звёзды, у нас много общего. Звёзды различаются по размерам, и мы разные по росту. Все звёзды различаются по составу, и у нас разные интересы, характеры. Одни звёзды яркие, другие тусклые, и мы отличаемся своими поступками. Но есть у нас с ними ещё что-то общее. Звёзды могут объединяться в созвездия. Так и все люди живут, образуя разные группы. Дома – это семья, в школе – это друзья и класс.
(Займите место за столами)
2. Формулирование темы и цели занятия (кластер).
- Ребята, так как все мы с вами разные, мы часто встречаемся с тем, что станет предметом нашего разговора сегодня. Попробуйте сами определить тему нашего классного часа.
(выдать каждой группе карточки) (сл.3)
Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово.
7 3 8 4 6 1 5 2
К Н Т Ф И К Л О
(Получилось слово КОНФЛИКТ).
- Поднимите руку, кто уже слышал это слово.
- Что такое конфликт?
непонимание драка
унижение ссора
- Какие вопросы, связанные с этим словом у вас возникли?
Формулировку начинайте с данных вопросительных слов.
ЧТО … (такое конфликт)?
ГДЕ … (он возникает)?
ПОЧЕМУ … (он возникает)?
КАК … (его избежать)?
- Сформулируйте сами тему нашего классного часа сегодня.
Правильно, тема нашего классного часа «Конфликт и пути его разрешения».
3. Что такое конфликт? СЛАЙД 4
Если мы заглянем в психологический словарь, то найдём, что конфликт – это столкновение.
- Как вы думаете, столкновение кого или чего?
(Людей, мнений, сил, интересов и т.д.)
- Где может возникнуть конфликт? СЛАЙД 5
(В школе, на улице, дома)
- Почему он возникает?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, продолжите фразу:
СЛАЙД 6
МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, КОГДА …
(Меня обзывают, дразнят, ругают, обижают, бьют, мне врут)
- Так, почему же возникает конфликт?
- Решение конфликта – дело творческое. Поэтому надо этому учиться. Хотите научиться?
4. Пути разрешения конфликта (чтение с остановками, стратегия ИДЕАЛ).
- Прочитайте начало сказки «Две козы» (Приложение 1.) Пусть читает тот, кто умеет это делать лучше всех.
Интересно, в чём проблема?
- Формулировка проблемы должна начинаться со слова КАК.
Давайте попробуем найти, как можно больше способов решения этой проблемы.
(Уступить, договориться, подраться, разбежаться навстречу друг другу и т. д.) – все способы фиксируются на доске.
Есть ли какие-либо хорошие решения?
(Хорошие решения оставляем, остальное стираем.)
А теперь сделаем выбор!
- Какой способ, по-вашему, самый лучший?
Любопытно, как это осуществить на практике.
- Что и как можно это сделать?
Прочитайте слово по вертикали.
- Сейчас мы с вами предложили план идеального решения, который позволил избежать конфликта. Как понимаете значение слова идеального?
(Хорошего, отличного)
- Посмотрите, сколько нам пришлось подумать, прежде чем принять правильное решение.
- Какой вывод можно сделать?
(Сначала думай, потом делай)
- Это первое правило бесконфликтного существования.
- Предлагаю прочитать конец сказки, чтобы посмотреть, удалось ли избежать конфликта её героям.
(Чтение сказки до конца.)
- Как козам удалось избежать конфликта?
- Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков. «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта называется КОМПРОМИССОМ.
- А вот в стихотворении Ольги Ладыженской козы договориться не смогли. Послушайте, чем всё это закончилось.
(Чтение стихотворения учителем. Приложение 3.) СЛАЙД 11
- Почему возник конфликт между героями?
- К чему привело их упрямство?
- Как бы вы назвали это стихотворение?
(«Упрямые козы»)
- Как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?
(Нужно уступать друг другу. Можно обратиться к какому-нибудь взрослому человеку за советом.)
- Правильно, УСТУПКА и СОТРУДНИЧЕСТВО - способы выхода из конфликта. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям или учителю. Это и будет следующим правилом бесконфликтного общения. Попробуйте сформулировать его сами.
(Научись договариваться, уступать, сотрудничать) СЛАЙД 12
- Ребята, а что же может произойти, если мы будем жить в ссоре с окружающими?
- Послушайте рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» (Приложение 3.).
СЛАЙД 13-22
- Почему Вова остался один на свете?
- А легко ли жить на свете одному? Почему?
- Давайте проведём небольшой эксперимент. Встаньте, поднимитесь на носочки и поднимите одну ногу. А сейчас сделайте то же самое, но держась за одноклассника.
- Когда вам было легче?
(В паре)
- Почему?
(Было на кого опереться)
- Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться и кому можно довериться.
- Вернёмся к рассказу. Как должен был вести себя Вова, чтобы с ним играли ребята, и разговаривала бабушка?
- Какой вывод сделаете?
(Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе)
- Это третье правило человеческого общения и бесконфликтного существования. СЛАЙД 23
5. Подведение итогов.
- Ответили ли мы на вопросы, сформулированные в начале занятия?
- Что такое конфликт?
(Столкновение сторон, мнений, сил)
- Какие пути его разрешения вы запомнили?
(Компромисс, уступка, сотрудничество)
Правила бесконфликтного общения
1. Сначала думай, потом делай.
2. Научись договариваться, уступать, сотрудничать.
3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.
Я предлагаю эти правила повесить в классе, чтобы не забывать о них.
- Никогда не бойтесь сказать доброе слово, не забывайте о том, что безвыходных ситуаций не бывает. У вас всегда есть возможность выбрать, как поступить.
- Послушайте песню «Если добрый ты» из мультфильма «Кот Леопольд». СЛАЙД 24.