СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Холокост – память поколений» (сценарий)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Холокост – память поколений» (сценарий)»

Классный час «Холокост – память поколений»

Цель: познакомить обучающихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста.

Задачи:

  1. Познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.

  2. Воспитание у обучающихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время.

  3. Осознание важности сохранения памяти о жертвах Холокоста, об освободителях.

  4. Формирование толерантности, гражданского сознания.

Оборудование: презентация, иллюстрации по теме.

Ход классного часа.

На доске эпиграф.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

I. Введение.

Учитель: Сегодня наше мероприятие посвящено памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. 

В 2005 году Генеральная Ассамблея Организация объединенных Наций провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел.

Что же такое «ХОЛОКОСТ»?

Холокост – слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг., а также представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…

II. Основная часть.

На фоне презентации выступают ученики:

Ученик 1:

В 1933 г. Адольф Гитлер – лидер национал-социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою кампанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом – евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подвергались цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душено больные и нетрудоспособные группы населения.

Ученик 2:

Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ученик 3:

Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

 Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ученик 4:

Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли...

Ученик 1:

Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.
В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ученик 2:

Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран.

Из них 70 тысяч погибло.

Ученик 3:

В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т. к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 человек – стали его жертвами.

(На фоне тихой музыки Моцарт « Lacrimosa» ученик читает стихотворение)

Ученик 4:

Холокост - что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты

И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья,

А для издевательства, и зверств.

Но мы в памяти оставим

имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают

страшные кровавые слова.

Ученик 1:

Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший   печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ученик 2:

Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Ученик 3:

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.


III. Заключение.

Учитель:

В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступлениями против человечества.

Учитель:

Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; через все эти испытания прошёл русский народ. Это часть всемирной истории.

Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста.

Ученик 1: Это – память, противящаяся забвению.

Ученик 2: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Ученик 3: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ».

Минута молчания

Классный час заканчивается стихотворением на фоне музыки:

Учитель:

Говорят погибшие. Без точек. 
И без запятых. Почти без слов. 
Из концлагерей. Из одиночек. 
Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради. 
Письма. Завещанья. Дневники. 
На кирпичной, на шершавой глади 
Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой. 
На стене осколками стекла. 
Струйкой крови на полу барака 
Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье 
В грудах пепла раздувает жар. 
Маутхаузен. Орадур. Дахау. 
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого: 
В эти мне отпущенные дни 
Вымолвить хоть слово, хоть полслова, 
Но из тех, что унесли они.


 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!