Жижичкина Ольга Вячеславовна МОУ Кондинская СОШ п. Кондинское
Классный час
Тема: Что такое страх? Сторож или враг?
Цель: Обучение способам саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях.
Задачи:
расширить представления у учащихся о влиянии чувства страха на психофизиологическое состояние человека;
показать способы саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях;
Развивать коммуникативные, творческие способности учащихся.
Миниатюра: Чего боятся школьники…
Встречаются два одноклассника: Одного страшно колотит.
-Привет, Миша! Что с тобой?
-Я боюсь Темноты. Второго тоже затрясло
- А тебя почему затрясло?
- А я боюсь директора! Тут подходит еще целая группа боящихся.
- А я боюсь собак!
- А я дорогу переходить!
А я страшно боюсь высоты!
А я папу с ремнем!
Давайте боятся вместе!
П: В жизни мы часто попадаем в ситуации, когда нам становится страшно. Нет людей которые ничего не боятся. А чего боитесь вы? Вот видите сколько всевозможных страхов.. Почему они возникают и как их можно преодолеть? Об этом мы с вами сегодня поговорим на нашем классном часе.
Чем же опасен страх мы это с вами сейчас узнаем
1)Упражнение Пятно страха.
П: Вы сейчас назвали свои страхи попробуйте вспомнить самый самый страшный свой страх и ассоциировать его с каким-нибудь цветом. Возьмите это цвет и нарисуй те пятно на листе бумаги. На одной стороне. Размер на ваше усмотрение. А теперь согните листок, прижмите и раскройте. Что вы видите? Ваше пятно увеличилось вдвое. Тоже самое происходит и с человеком, который теряет самообладание.
2) Информация Давайте рассмотрим само слово СТРАХ, оно по звучанию и по смыслу соответствует слову СТРАЖ, СТОРОЖ. Сначала функция страха заключается в защите человека. И его мысли — СТРАЖ-ники, проявляя о-СТОРОЖ-ность, охраняют его от неприятностей.
Существуют две разновидности страха. Первая — это элементарная осторожность, предупреждающая о реальной опасности и оберегающая от неприятностей. За осторожностью стоит инстинкт сохранения жизни. Осторожность, её физиологическая составляющая, заставляет человека быть в состоянии готовности к возможным быстрым действиям, в кровь выбрасываются адреналин и другие гормоны, учащается число сердечных сокращений, поднимается артериальное давление, напрягаются мышцы тела. Такой страх помогает держаться подальше от опасности.
Вторая разновидность страха — это страх ложный, иллюзорный. Он возникает из-за ошибочного восприятия окружающего мира. Но по силе своего воздействия он ничуть не уступает реальному страху. Многим людям очень хорошо знакомо чувство страха, которое может возникнуть, если вы один дома, и лет вам немного, и за окном гроза, и родители ещё не скоро придут с работы. Малейший шорох, звуки, доносящиеся из-за закрытой входной двери, — всё может повергнуть вас просто в панический ужас. А причиной тому иллюзорный страх, в основе которого лежит ложное восприятие окружающей действительности. Недаром в народе бытует поговорка: «У страха глаза велики!»
Страх является неотъемлемой частью инстинкта самосохранения, страх предупреждает о возможной опасности, указывает нам на то, что тот путь, которым мы идём, может привести к возникновению проблем. Однако иллюзорный, ложный, ненужный страх только мешает, создаёт массу лишних проблем, порабощает сознание. Отсюда следует, что надо уметь различать страхи, задавать себе вопрос: насколько необходим страх, предупреждает ли он о реальной опасности, насколько иллюзорен тот или иной страх?
П: 3) Работа в группах Давайте попробуем определить положительное и отрицательное влияние страх на нашу жизнь. Вы сейчас разделитесь на группы. И одна группа определит следующее: Страх мне помогает…, А вторая Страх мне мешает…
П: Какой бы вы дали совет тем, кто ничего не боится и тем, кто всего боится.
4) Памятка Скажите как же все- таки можно преодолеть свой страх?
И сейчас мы поучимся преодолевать свой страх.
1. Не привлекай к себе неприятности. 2. Определи какой страх овладел тобой. 3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации. 3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя. 4. Не бойся просить помощи и защиты. |
5). Превращение страха
П: Возьмите ваши рисунки и различными цветами преобразите ваше пятно страха в какой-нибудь рисунок. Пусть он будет в шутливой форме.
Скажите, что вы делали? А как реальной ситуации вы сможете воспользоваться этим методом.
6. Ситуации Давайте проверим, как вы научились справляться со страхами. Вы сейчас получите карточку с ситуацией, прочитав ее вы ответите, как бы вы поступили в данной ситуации.
Ты забыл записать домашнее задание и не выучил урок, тебя вызвали к доске. В соседнем доме ты случайно заметил, что из окна идет дым. Ты идешь по улице и видишь, что компания хулиганов пристает к твоей однокласснице. Ты потерялся в незнакомом городе. Ты боишься собак, и вечером после тренировки, идешь домой мимо двора, где обнаруживаешь стаю бродячих собак. Днем ты смотрел страшный фильм, и ночью не можешь спокойно уснуть. |
Итог: Ну, вот и все. Я надеюсь, что каждый из вас сможет достойно и безопасно выйти из любой ситуации, защитить себя и своих близких.