СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Как не стать «Чужим» в классе.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  Классный час  «Как не стать «Чужим» в классе.

Форма проведения: классный час с элементами тренинговых упражнений по профилактике насилия в подростковой среде в рамках духовно- нравственного воспитания школьников.

Цели:

Воспитательная:

- продолжить формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессиягипермоббинг,

- продолжить формирование умения найти пути выхода из ситуаций моббинга;

- продолжить формирование толерантного (терпимого) отношения к сверстникам.

Образовательная: закрепить понятия буллинг, моббинг – отрицательные явлений жизни.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Как не стать «Чужим» в классе.»


Классный час «Как не стать «Чужим» в классе.

Форма проведения: классный час с элементами тренинговых упражнений по профилактике насилия в подростковой среде в рамках духовно- нравственного воспитания школьников.

Цели:

Воспитательная:

- продолжить формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия, гипермоббинг,

- продолжить формирование умения найти пути выхода из ситуаций моббинга;

- продолжить формирование толерантного (терпимого) отношения к сверстникам.

Образовательная: закрепить понятия буллинг, моббинг – отрицательные явлений жизни.

Развивающая: продолжать развивать нравственные качества:

-терпимость к людям,

-доброта,

-сочувствие,

-сострадание,

-нетерпимость к любому виду зла и насилия.

Прогнозируемый результат: понимание подростками важности проблемы психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.

Дидактический материал:

компьютерная презентация (слайды), видеоролик; материалы для проведения арт-терапии: бумага, маркеры, мелки, карандаши.

Ход мероприятия:

1. Психологическая разминка. Активизация внимания детей.

Педагог:

Добрый день, ребята! Я долго думала, как сегодня начать разговор на ту тему, которой мы посвятили достаточно много бесед и классных часов. Сегодня мы поговорим с вами о том, что же провоцирует непонимание между людьми и что заставляет нас становиться жестокими, нетерпимыми, агрессивными. Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети отвергали вас, не принимали в свою компанию? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же подростка постоянно не принимают в компанию, отвергают? (ответы детей).

Сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но предупреждаю сразу оно не из легких. Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один подросток должен остаться в круге и попытаться вырваться из круга. Как только ему это удастся, следующий должен войти в круг и попытаться вырваться из него. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить одноклассника, но это слишком легко. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами покинуть круг. Если подросток оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился в круге не более одной минуты. Дети должны выпустить этого подростка из круга, а кто-то другой входит в него и продолжает игру.

(Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать своё чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.)

Рефлексия (работа по вопросам)

-Как ты себя чувствовал в центре круга?

-Что ты чувствовал, когда пытался вырваться из круга?

-Как ты почувствовал себя, когда это у тебя получилось?

-Что ты чувствовал, когда был частью круга?

-Хотел ли ты, оказаться на месте того кто в центре круга? Почему?

-Какие доводы ты приводил, чтобы тебя выпустили из круга?

-Что для тебя было самым трудным?

2. Мотивация деятельности.

Учитель: А сейчас предлагаю вам посмотреть видео фрагмент и задуматься о том, что же нас заставляет становиться грубыми, нетерпимыми, агрессивными.

(Просмотр отрывка из фильма «Чучело»).

Педагог: Психологическая травля в школе – достаточно распространенное явление и классический пример этого фильм Роллана Быкова «Чучело». Встречались ли вы с подобной ситуацией?

Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?

Какое проявление зла вы увидели при просмотре данного фрагмента? (Жестокость подростков, унижение сверстников)

Теперь давайте вместе постараемся сформулировать тему нашей сегодняшнего классного часа, попробуйте сказать, о чём у нас пойдёт речь.

(Ответы детей)

Педагог: В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. Я приглашаю вас к разговору как не стать жестоким. Тема нашего классного часа:

«Как не стать «Чужим» в классе»

3. Работа с понятиями.

Педагог: Неприятие между учениками. В чем причина возникновения неприятия и к чему может привести данная ситуация – это те вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить.

Я хотела познакомить вас с несколькими словами: буллинг, моббинг, толерантность. К какой категории - добра или зла мы их отнесем? Давайте посмотрим несколько слайдов: (просмотр слайдов)

Слово моббинг – это травля, психологическое насилие. Почему он возникает и как ему противостоять? И главный вопрос: какие меры следует принять для того, чтобы воспрепятствовать его возникновению в коллективе и не стать «Чучелом» или как ещё говорят «Чужим» в классе.

В животном мире моббинг – это когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных. Например, в стае волков или дельфинов.

В жизни коллектива учащихся, моббинг – «это коллективный психологический террор, систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».

Бойкот, поддразнивание, насмешки над физическими недостатками, провокации на драку, высмеивание акцента, одежды и т. п. Такие проявления достаточно распространены в подростковой среде. Причём, несмотря на кажущуюся «нечаянность» действия, обижаемый подросток, всегда чувствует, что это делается специально. Объектом моббинга может стать тот, кого сверстники (одноклассники) посчитают странным, не таким как все. В фильме «Чучело» таким насмешкам подверглась девочка, пришедшая в класс из другой школы, отличающаяся своим поведением, физическими особенностями, одеждой и пр.

Для несформировавшейся психики подростка моббинг оказывается серьёзным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением.

Незамеченные поначалу переживания ребёнка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы. Итак, какие же бывают виды «моббинга»? давайте попробуем ответить на этот вопрос. (Ответы детей: обзывание, придирки, насмешки,
толкание, дразнение, клевета, наговоры и ложные слухи, бойкот).

Существует такое понятие, как кибермоббинг - намеренные оскорбления, угрозы, домогательства сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации.

Возможные последствия такой травли: низкая самооценка и её последствия, ухудшение здоровья, одиночество, агрессия. 



Юноши и девушки пользуются разными формами моббинга. Если юноши чаще прибегают к физическому моббингу (пинки, толчки и т.п.), то девушки охотнее пользуются косвенными формами давление (распространение слухов, исключение из круга общения).

Какие формы проявления зла вы увидели в фильме?

Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, …

Педагог: Вспомните кадры из фильма. Подумайте про себя, совершал ли я подобное, хотел бы я оказаться на месте главной героини?

Ответы детей.

И моббинг, и гипермоббинг, и буллинг – это проявление психологического насилия.

Педагог: Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации, в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации?

Ответы детей.

Педагог подводит итоги высказываний детей. 

Нужно отыскать союзника взрослого, сильного, мудрого, который окажет реальную помощь. Это может быть школьный психолог, социальный педагог, учитель, родитель.

Можно отыскать помощника и в рядах тех, кто атакует, возможно, найдутся общие интересы или скрытая симпатия. Вместе противостоять злу легче.

Попытаться понять, почему именно ты стал жертвой моббинга, не прогибаться перед обидчиком, не заискивать. Найти зачинщика травли, побеседовать с ним, попытаться помириться и наладить контакт.

И самое главное - никогда не оставайтесь один на один с проблемой. Обратитесь по телефону доверия – специалисты этой службы выслушают и дадут совет.

Педагог: Почувствовать на себе жестокость моббинга может каждый из нас, и прежде чем творить зло остановись и подумай, а не обернется ли это зло против меня?

4. Тренинг:

Возьмите 2 листа бумаги, пронумеруйте их (№1, №2). В правую руку возьмите карандаш того цвета который подходит вашему настроению (карандаш, того цвета с которым вы себя ассоциируете). В левую руку выберите карандаш того цвета, с которым вы ассоциируете человека с которым у вас возникала неприязнь. Вы можете нарисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, все, что вам хочется изобразить о конфликте.

Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге (2мин.). Вспомните конфликтную ситуацию, в которую вы попадаете, время от времени, или человека, ссора с которым вполне вероятна. Часто мы пытаемся решить свои проблемы по принципу "Око за око, глаз за глаз". Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Таким образом, мы только усиливаем наши конфликты.

Затем поменяйте карандаши местами (карандаш, который был в правой руке, возьмите в левую и наоборот левый в правую руку) и продолжаем рисовать на листе №2 (2мин.). Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать руку другому – соседу в знак примирения. Так же, в любой конфликтной ситуации хорошо бы задуматься о позиции другого человека.

(Цели: особенно хорошо для детей, которые не умеют справляться со своими сильными эмоциями и, возможно, склонны к агрессии или деструктивному поведению. Даёт им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться, выразив глубоко лежащие чувства, позволит ребёнку без опаски выразить свое отношение к конфликтной ситуации и поможет детям принять свои чувства и себя самих в конфликте. Чтобы достичь желаемого успеха, периодически следует повторять данное упражнение.)

(Важно, чтобы каждый подросток смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование- хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства и если возможно - пути выхода из конфликта).

Рефлексия:

Понравилось ли мне это упражнение?

Удавалось ли мне разрешить конфликт так, чтобы обе стороны вышли из него победителями?

Что я ещё хочу сказать?

Подведём итоги: 

Учитель: Конечно, сегодня мы не решим всех проблем, такие сложные дела быстро не разрешаются. Вы это тоже понимаете, т.к. уже взрослые люди.

И закончить нашу беседу, я хотела бы словами Ричарда Льюиса Стивенсона, автора приключенческого романа «Остров сокровищ»- «Давайте согласимся иметь разногласия». Давайте согласимся иметь различия во внешности, характере, национальности, ведь непохожий на нас человек не плохой - он другой. И жизнь наша, как сама природа, непроста: с жестокостью соседствует доброта!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!