СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Как найти свое призвание. Моя будущая профессия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Как найти свое призвание. Моя будущая профессия».»

Классный час в 7 классе

«Как найти свое призвание. Моя будущая профессия».

(классный руководитель Ицкова В.В.)


Форма: психологического просвещения.

Место проведения: класс.

Методическое обеспечение: раздаточный материал для каждого учащегося

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Задачи:

1. Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора жизненного пути, ошибкам при выборе будущей специальности, воспитывать сознательное и ответственное отношение к своему выбору, формирование позитивного отношения к трудовой деятельности, мотивировать учащихся на получение качественного образования.

2. Определить склонность детей к определенному типу профессии с помощью экспресс диагностики профессиональных интересов и склонностей учащихся 6-7 классов Резапкиной Г.В., вызвать интерес учащихся к разным профессиям

3. Знакомство учащихся со своими психологическими особенностями и умение соотносить их с требованиями профессий.

4. Выяснить, совпадает ли тип профессии с реальными желаниями ребенка

Ход занятия.

1. Профессия. Типы профессий, профессиональные интересы и склонности.

2. Престиж профессий.

3. Выполнение заданий (по раздаточному материалу) по опросникам на определение профессиональных склонностей интересов, определение типа мышления. Обработка результатов.

4. Подведение итогов. Беседа с учащимися о совпадении результатов опросников с их реальными желаниями.


1. «Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».

Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить» Кэтрин Уайтхорн. Что же нужно для того,  чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно?

Профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию. Большинство великих людей (ученых, писателей, художников) уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой и т.д., но интерес возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет:

- окружающая среда;

- воспитание;

- образование.

У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием, который закладывается еще в детстве, в основном под влиянием родителей.

Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности, позволяющая раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Так как в нашем классе есть большое количество учащихся, которые занимают спортом, приведем пример, связанный со спортивной деятельностью. Ребенок быстро бегает, имеет отличные физические способности, ему нравятся уроки физкультуры. Что необходимо сделать, чтобы спорт стал его профессией? (классный руководитель предлагает учащимся озвучить свои предположения). Например, несколько лет назад, тренеры ходили по школам и искали одаренных детей, в настоящее время, родители отдают своих детей в спортивные секции, клубы, исходя из интересов детей. Таким образом, ребенка должны заметить. Далее спортивная школа и родители должны создать все необходимые условия для развития интереса и способностей ребенка (профессиональный тренер, оплата соревнований, экипировка и инвентарь). В это же время ребенок трудится над развитием своих способностей. Данная совместная работа, если она успешна, в определенный момент замечается тренером сборной команды (области, страны, клуба), спортсмена приглашают в сборную команду, продолжая заниматься любимым делом, получает за это уже зарплату. Если он закрепляется в данной сфере, спорт становится его делом. Самое важное чтобы ребенок, подросток занимался с интересом, принуждение и сила убьет интерес к учебе, к деятельности.

Треть класса занимается танцами, поэтому предлагаем на примере их сферы деятельности показать, как это может вырасти в профессиональную деятельность.


В нашей стране чаще всего используется классификация профессий Климова Е.А. Профессии подразделяются на 5 типов:

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. Приведите примеры этих профессий (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист, доярка, флорист).

2. Человек-техника. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье. Приведите примеры (пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари)

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. Приведите примеры (учитель, врач, журналист, продавец).

4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Назовите профессии, характерные для этого типам (бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах).

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Приведите примеры (артист, художник, музыкант, скульптор).

Необходимо понимать, что любая работа сама по себе не хороша и не плоха – это набор определенных действий. Привлекательной или непривлекательной ее делает наше отношение к ней. По затраченным калориям работа дворника не уступает от тренировки в фитнес-клубе. Но за нее платят, и она полезна для окружающих. Как вы думаете, почему одна работа считается более престижной, чем другая.

2. Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии – скорее, следование стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует «рыночных» и «нерыночных» профессий. Среди «престижных» профессий подростки чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера, психолога, а среди «непрестижных» – профессии дворника, уборщицы, плотника, врача, учителя. Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.

В Испании, например, самой престижной на сегодняшний день является профессия инженера – информатика, традиционно престижной считается профессия почтальона. «Почему? — удивленно спросите Вы. – Ведь уровень зарплаты не такой уж и большой». Это справедливо лишь отчасти, потому что в Испании почтальон – это не простой разносчик почты, а что-то наподобие госслужащего. Местные жители же буквально из шкуры вон лезут, чтобы попасть на государственную службу: стабильность и своевременная выплата всех льгот (не говоря уже о заработной плате) им обеспечена. В десятку наиболее престижных профессий США входят профессии пожарного, врача, медсестры, учителя, инженера и полицейского. По мнению прагматичных немцев, самыми престижными являются профессии врача, священника, профессора и адвоката. Нотариус – вот одна из самых желанных профессий во Франции. Существует даже определенный список условий, который необходимо выполнить всем соискателям. Например, нотариусом может стать только гражданин Франции, не имеющий судимости и дисциплинарных взысканий, обладающий ученой степенью магистра права и прошедший не менее чем двухгодичную стажировку при различных юридических службах компаний. Пожалуй, самой престижной для жителей Поднебесной является профессия врача. За место служителя Гиппократа в больницах борются многочисленные кандидаты. Странно? Совсем нет, особенно если знать, что китайские врачи получают не только большую зарплату, а также хорошую пенсию и все социальные льготы. Как же обстоят дела у нас? В России традиционно на первых местах стоят профессии программиста, финансиста, юриста, врача. В настоящее время ведется работа по повышению престижа ряда рабочих профессий, интерес к которым упал до критической отметки, хотя высококвалифицированные рабочие всегда были на вес золота.

Таким образом, престиж – это искусственный интерес, вызванный внешними факторами (реклама, желание подражать большинству).

Прошу вас взять листы и написать свои желаемые будущие профессии, откладываем это до окончания нашего мероприятия.

3. Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов учащихся во многом определяет вашу будущую профессиональную успешность. Предложенные методики дадут возможность задуматься о своих профессиональных интересах и склонностях.

Благодаря опроснику «Или-или» и «Определение типа будущей профессии» вы получите начальное представление о классификации профессий и выявите свое отношение к ним. (Приложение 1)

Работа с опросником «Или-или».

Обработка результатов.

У кого больше всего баллов в первом столбце? Кто может назвать самую интересную для него профессию?

Второй опросник (Приложение 2) - на определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной)

Работа с опросником.

Обработка результатов.

Данная методика основана на ваших профессиональных интересах, которые и являются толчком для профессиональных достижений.


А теперь отойдем от тестов, но останемся с профессиями. Выполним небольшую разминку. Предлагаю вам вспомнить литературные произведения, фильмы, в которых бы была представлена та или иная профессия. («Айболит», «Кем быть» Маяковского, «Дядя Степа» Михалкова, «Незнайка в солнечной городе», Носова, «Мери Поппинс» няня, «Такси», «Иван Васильевич меняет профессию», «Место встречи изменить нельзя», «Офицеры», «Девчата», «Гравитация», «Кухня» и т.д.). Учащиеся вспоминают название произведения (фильма) и называют представленную там профессию.


Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п. для этого вам предлагается внеурочная деятельность в школе, посещать занятия в учреждениях дополнительного образования. Определим ваши профессиональные склонности (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной). (Приложение 3)

В опроснике - 24 предложения, которые надо завершить одним из трех вариантов. Шесть столбцов – это шесть видов деятельности.

I – Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Требования к профессионалу: интерес и терпимость к людям, тактичность, развитый эмоциональный интеллект.

II – Склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с разработкой новых идей и технологий в любой отрасли. Требования к профессионалу: хорошая теоретическая подготовка, интуиция, развитый интеллект, самостоятельность и

гибкость мышления.

III – Склонность к практической деятельности. Производство и обработка материалов; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов и конструкций; управление техникой; изготовление изделий. Требования к профессионалу: теоретические знания, практические навыки, сила, выносливость.

IV – Склонность к эстетическим видам деятельности. Творческие профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, требуют наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских и др.).

V – Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедициями, охранной, спасательной и оперативной деятельностью, службой в армии. Требования к профессионалу: хорошая физическая подготовка, смелость, самоотверженность.

VI – Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием, делопроизводством, анализом и преобразованием информации любого рода. Требования к профессионалу: аккуратность, исполнительность, ответственность.


Задание – игра. Распределяемся в пары и определяем профессию вашего напарника, только это должно быть обоснованно (почему вы так думаете, основываетесь на поведении, интересах, способностях). После это узнаем, правильно ли определили ваши напарники вашу желаемую профессию.


И последним на сегодняшнем классном часе будет тест на определение мыслительных способностей. (Приложение 4)

Мышление – это активная форма творческого отражения и преобразования человеческой действительности. Тест покажет наличие у вас творческих способностей или принятие ценностей и предложенных схем обществом. Мы определим тип мышления. Методика состоит из 32 утверждений и позволяет узнать ведущий тип мышления (предметно-действенный, абстрактно-символический, словесно-логический или наглядно-образный), то есть индивидуальный способ преобразования информации. Тип мышления накладывает отпечаток на стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Предметно-действенное мышление (П–Д) свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление развито у спортсменов, танцоров, артистов.

Абстрактно-символическим мышлением (А–С) обладают многие ученые, которым легко усваивать информацию в виде знаков, кодов и формул, которые нельзя

потрогать или представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление (С–Л) отличает людей с хорошим речевым развитием. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению руководители, политики, ученые, переводчики, преподаватели, писатели, журналисты формулируют свои мысли и доносят их до людей.

Наглядно-образным мышлением (Н–О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего ни-когда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.


4. Открываем свои листы, написанные вначале классного часа. Совпали ли у вас ваши желания по поводу будущей профессии и результатами опросников (учащиеся делятся своими наблюдениями).


Подведем итоги нашего классного часа. Выбор профессии – это серьезный и осознанный шаг. Профессия должна быть желаемой, работа - приносить самоудовлетворение. Вопрос выбора профессии является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Сегодня мы вместе с вами попробовали помочь вам в выборе такого рода, чтобы вы работали над собой и для себя в этом направлении. Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она не дана человеку от рождения, а формируется в трудовой деятельности. В основе профессионализма лежит профессиональная мотивация, желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки. Мы желаем вам сделать правильный выбор и в нашем обществе появятся профессионалы в своем деле, к которым не страшно будет обратиться за помощью. Но не важно, какую профессию вы выберете в дальнейшем, но помните, что, прежде всего, в любой ситуации вы должны остаться Человеком.




















Приложение 1

«Или-или» (модифицированный вариант методики Е.А. Климова)

Инструкция. Прочитайте оба высказывания и выберите действие, которое вам

больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его.


Ч

Т

П

З

И

2 а

1 б

1 а

2 б

3 а

4 б

4 а

3 б

5 а

5 б

6 б

7 б

6 а

9 б

7 а

8 а

9 а

10 а

10 б

8 б

12 а

11 б

11 а

12 б

13 а

14 б

14 а

13 б

15 а

15 б

16 б

17 б

16 а

19 б

17 а

18 а

19 а

20 а

20 б

18 б

Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б).

Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б).

Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б).

Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б).

Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б).

Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б).

Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б).

Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б).

Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б).

Лечить животных (10а) или переводить с одного языка на другой (10б).

Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б).

Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документа-цию (12б).

Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б).

Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую по-мощь (14б).

Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б).

Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б).

Расписывать стены (17а) или строить здания (17б).

Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б).

Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б).

Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б).

Обработка результатов. Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке.

6–8 баллов – выраженный интерес к предмету труда;

3–5 баллов – умеренный интерес к предмету труда;

0–2 балла – слабый интерес к предмету труда.































Приложение 2


Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной)

Инструкция. В бланке рядом с номером высказывания поставьте «+», если оно вам подходит.

П

Т

З

И

Ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


1. С удовольствием ухаживаю за растениями, животными.

2. Могу подолгу что-нибудь мастерить.

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

4. Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить.

5. Легко знакомлюсь с людьми.

6. Охотно читаю о растениях, животных.

7. Мое техническое творчество обычно вызывает интерес у товарищей, старших.

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

9. Знакомые считают, что у меня есть художественные способности.

10. С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми.

11. Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными.

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин.

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

15. Легко улаживаю разногласия между людьми.

16. Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных.

17. Считаю, что у меня есть способности к работе с техникой.

18. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

19. Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно).

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

21. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

22. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

23. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

24. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

25. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.

Обработка результатов. По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами.

4–5 баллов – выраженный интерес, 2–3 – умеренный интерес; 0–1 – отсутствие интереса.





























Приложение 3

Опросник профессиональных склонностей

(методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности, то есть влечения к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.

1

А



Б


В

2


А

Б

В



3

А

Б


В



4



А


Б

В

5

А

Б

В




6

А

Б




В

7


А

Б

В



8

А




Б

В

9


А


Б

В


10




А

Б

В

11

А

Б

В




12



А

Б

В


13

А




Б

В

14


А


Б

В


15

А


Б


В


16

А


Б



В

17




А

Б

В

18

А

Б

В




19



А


Б

В

20

А


Б



В

21


А

Б

В



22


А

Б

В



23


А


Б


В

24

А




Б

В

Сумма балов

I

II

III

IV

V

VI



1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;

в) заниматься расчетами, вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а) механиком;

б) спасателем;

в) бухгалтером.

5. Будущее людей определяет:

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет:

а) устройство экспонатов;

б) их практическое применение;

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю прежде всего :

а) дружелюбие;

б) смелость;

в) аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы:

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о:

а) человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а) технический;

б) музыкальный;

в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на:

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю:

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать:

а) с людьми;

б) с машинами и механизмами;

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна:

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни:

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о:

а) защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

а) труда;

б) физкультуры;

в) математики.

20. Мне интереснее было бы:

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о:

а) выдающихся ученых и их открытиях;

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. В свободное время я люблю:

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о:

а) научном открытии;

б) художественной выставке;

в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать:

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10–12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

7–9 баллов – склонность к определенному виду деятельности;

4–6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;

0–3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

I – Склонность к работе с людьми.

II – Склонность к исследовательской деятельности.

III – Склонность к практической деятельности.

IV – Склонность к эстетическим видам деятельности.

V – Склонность к экстремальным видам деятельности.

VI – Склонность к планово-экономическим видам деятельности.

































Приложение 4

Определение типа мышления.

Инструкция. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке рядом с номером поставьте плюс, если нет – минус.


1

5

9

13

17

21

25

29

П-Д

2

6

10

14

18

22

26

30

А-С

3

7

11

15

19

23

27

31

С-Л

4

8

12

16

20

24

28

32

Н-О


1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

6. Я люблю играть в шахматы.

7. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

8. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

9. Мне нравится все делать своими руками.

10. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

11. Я придаю большое значение сказанному слову.

12. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

13. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

14. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

15. Мне интересна работа ведущего теле-, радиопрограмм, журналиста.

16. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

17. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

18. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

19. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

20. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

21. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

22. Я понимаю красоту математических формул.

23. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

24. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

25. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

26. Мне интересно было бы расшифровать тайные знаки.

27. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

28. Я понимаю красоту природы и искусства.

29. Мне нравится работа, требующая физической активности.

30. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

31. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

32. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строчек и запишите это число в клетках с буквами П–Д, А–С, С–Л, Н–О. Чем выше балл, тем ярче выражен тип мышления (0–2 балла – слабая выраженность, 3–5 – средняя, 6–8 – высокая).

П-Д - предметно-действенное мышление

А-С - абстрактно-символическое мышление

С-Л - словесно-логическое мышление

Н-О - наглядно-образное мышление







27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!