СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Именины. День Ангела"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Именины. День Ангела"»

КЛАССНЫЙ ЧАС на тему: ИМЕНИНЫ, ДЕНЬ АНГЕЛА.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Дать представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; знакомить с церковной терминологией: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители, именины, церковнославянский язык; учить работать с духовными текстами (молитвенное призывание святого, имя которого носишь); познакомить с происхождение и структурой имен.

2. Формировать общеучебные навыки: умение ориентироваться во времени и пространстве, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения; развивать связную речь, нравственное мышление.

3. Формировать у детей систему духовно–нравственных ценностей и с их позиции оценивать свои действия и поступки, прививать любовь к родной культуре, литературе, истории.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал “Наши имена”; изображения православных святых; карточки с записанными полными и неполными формами имени; использование мультимедийного комплекса.

Ход урока

1. Присоединение

Дорогие ребята! Мне радостно видеть ваши добрые глаза, счастливые светлые лица. Сегодня нас с вами ждет очень важная беседа и интересная работа.

Разговор сегодня пойдет о происхождении наших имен; об именинах; об очень важном для каждого человека обряде, в результате которого он приобретает имя – обряде крещения.

(Слайд 1 – тема урока выводится на экран.)

2. Знакомство с происхождением и структурой имен

На доске картинка летящего на небе Ангела-хранителя, рассыпающего звезды. Учитель читает стихотворение:

В преданье старом говорится:

Когда родится человек,

Звезда на небе загорится,

Чтобы светить ему навек.


- Кого мы видим на доске? (Ангела.) А что он делает? (Рассыпает звезды.)

- Посмотрите, ребята, у нас на доске изображено огромное звездное небо. На нем – разные звезды, и на каждой звезде, написана какая-то дата. Догадайтесь, что это за дата? (Правильно, это ваши дни рождения.)

- Я буду называть дату, а вы, кто догадается, поднимайте руку, и я дам вам вашу звезду, которая загорелась, когда вы родились.

- Когда вы рождаетесь, как называется этот праздник? (Правильно, день рождения.)

- Потом, после дня рождения, родители несут вас в Храм. Для чего? (Чтобы окрестить.)

- После крестин рядом с вами появляется Ангел-хранитель. Знаете для чего? (Чтобы стать вашим защитником.)

- А теперь переверните свою звезду и посмотрите, что написано на обратной ее стороне. Что обозначает это слово? (Правильно, ваше имя.)

  • У каждого из вас есть имя. А зачем оно вам?

  • Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена, чтобы отличить одного от другого, различать людей.)

  • Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?

Но тут есть одна загадка. Послушайте стихотворение. Оно называется “Сколько имен у подружки, у Оли?”

Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой мама и папа зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?

(Слайд 2. Имена бывают полными и неполными, уменьшительно-ласкательными и официальными.)

– Догадайтесь, сколько же у этой девочки имен. Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Когда человека называют полным именем? (Так называют в школе или в другой официальной обстановке.)

  • А почему мама, папа и тетя называют ее: Олечка, Олюшка?

  • Это ласкательные формы имени. А как ласково называют вас ваши родители, бабушки и дедушки?

  • Озорник кричит: “Олька!” Это культурная форма имени? Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. Такое обращение может расстроить и оскорбить человека. Если вы так обращаетесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.

  • Итак, ребята, вы узнали, что имена бывают полные и неполные. Давайте поиграем. Я напишу сначала полную форму имени, а вы подберете к нему неполные формы. А потом наоборот: я напишу неполную форму имени, а вы подберете к нему полную форму.

Активное занятие: работа в четверках.

Задание: раздаются карточки с записанной полной формой имени неполная форма имени дописывается учениками. Работа с неполной формой проводится аналогично.

Индивидуальный этап: 1 минута

Обсуждение в четверках: 1 минута

Делегирование и рефлексия.


  1. Екатерина – Катя, Катюша, Катенька, Катюшка.

Людмила – Люда, Людочка, Людмилочка, Мила, Милочка.
Сергей – Сережа, Сереженька, Сережечка.
Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.

  1. Яша, Яшенька – Яков.
    Тема, Темочка – Артем.
    Настенька, Настюша – Анастасия.
    Леночка, Аленушка – Елена.

– Давайте вспомним прекрасные русские имена, которые, к сожалению, сейчас встречаются нечасто. В этом нам помогут пословицы. Я вам буду читать пословицу, а вы называйте имя. (Слайд 3.)

По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Семён, Тимофей)
Туги орешки Терёшке. (Терентий)
Про горького Егорку поют и песню горьку. (Егор)
Мели Емеля – твоя неделя. (Емельян)

- А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок? (Иван, Марья)

3. Знакомство с понятием “святой”

– Как же выбирали старшие младшим имена?

До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами, а простыми словами, причем, на наш сегодняшний взгляд, они выглядят довольно нелепо. Ну, как, например, сегодня можно отнестись к такому имени, как Кислоквас, Огурец, Износок, Кисель и т. д.? Но в те далекие времена эти имена были привычными и естественными.

После принятия христианства все дети могли получить имена только при посредстве христианской церкви, во время обряда крещения. Выработался обычай называть детей обязательно в честь какого-нибудь человека, прославленного христианской церковью – святого.

Святой – человек, которого за его праведную жизнь, стойкость в вере Бог наделил даром чудотворения, сделал посредником (проводником) между Собой и людьми; святые – покровители простых смертных, их заступники и “молитвенники” за них. Христиане верили, что после смерти такие угодные Богу люди возносились на небо для новой жизни и продолжали заниматься делами грешной земли. Оттуда святые могли оказать помощь своим “тезкам”.

Имена “святых” вносились в святцы. Святцами называлась у православных церковная книга, содержащая месяцеслов (календарь); составленная в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено церковью религиозное чествование каждого святого. Это было нужно потому, что принято было “нарекать” младенцев именем того из святых, память которого приходилась на день рождения этого ребенка. А так как святых с одинаковыми именами было довольно много, в святцах эти имена повторяются довольно часто.

Несколько учеников рассказывают о своем святом (специально подготовленные доклады).

4. Знакомство с понятиями “именины” и “день Ангела”

(Слайд 4. Стихотворение читает специально подготовленный ученик.)

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.

В этой жизни, а может, и той,
Под земною звездою небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.

(А.Бобров “Имена”)

  • Имена каких святых вам известны?

  • Знаете ли вы что-нибудь о святом, имя которого носите? Когда у вас именины?

  • С чего начинается именинный день – знаете? С молитвенного призывания святого, имя которого носишь. Вот эта молитва:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (называешь имя), яко азъ усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душу моей”.

Словарная работа: “азъ” – русское местоимение “я”; “угодниче Божий”обращение к святому на церковнославянско).

(Текст молитвы выводится на экран – слайд 5. В память об уроке учитель всем раздает молитву)

– А теперь расскажем, как православные христиане празднуют день именин. Ранним утром (до завтрака) они идут к святому причастию в церковь, ставят свечку и произносят эту молитву у иконы, изображающей их святого. После исповеди и причастия возвращаются домой, и только тогда начинается праздник для всей семьи. Тут и именинный пирог (раньше на Руси это был разукрашенный белый каравай, от которого дошла до нашего времени детская хороводная игра “Каравай”), и веселые игры, и песни, и загадки.

Физ. минутка: дети исполняют знакомую хороводную.

Активное занятие: работа в четверках.

Задание: раздаются карточки со словами для темы Праздник, а ученики должны выбрать слова по теме Именины.

Индивидуальный этап: 1 минута

Обсуждение в четверках: 1 минута

Делегирование и рефлексия.

Многие считают именинами (или днем Ангела) свой день рождения. Это не так. В соответствии с правилами православной церкви именины это день памяти святого, именем которого вы названы. А днем Ангела называют день крещения.

5. Практическая работа

– Найдите на розданных листах свое имя. Ваши имена я выписала из православного календаря. Рядом с именем чаще всего указан не один, а несколько дней памяти одноименных святых. Какой из них ваши именины? Идеально, если день рождения и одна из указанных дат будут совпадать. Если даты не совпадают, необходимо искать ближайшую дату после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины.

Каждый ребенок получает лист, на котором записаны имена, ищет свое имя, находит день своих именин.

6. Беседа о таинстве православной церкви – крещении

– Слово “крещение” – от греч. “погружение”.

Над младенцем крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников – крестных отцов и матерей (крестных, как их зовут на Руси). Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.

Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Над крещаемым произносится заклинательная молитва “отгнания диавола”. Каждый элемент обряда в православном таинстве выражает посвящение человека Христу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа и о долге христианина. Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещенному преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос.

Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны “и всех дел его” и трижды заявить свое желание “сочетаться со Христом”. Читается Символ Веры, одевается белая рубаха, означающая чистоту жизни во Христе, свеча в его руке или в руке крестного – духовное просвещение, свет радости.

На доске вывешены увеличенные фотографии детей, иллюстрирующие обряд крещения.

Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Они безгрешны, всегда исполняют волю Божию. Когда их Бог посылает к людям, тогда они являются видимым образом, принимая на себя телесный вид. Слово “ангел” означает “вестник”.

Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и после смерти.

7. Итог урока

– Итак, для чего же дают каждому человеку имя?

– Что такое именины?

– Что такое день Ангела?

– Что вы узнали об обряде крещения?

– Кто является покровителями и заступниками людей?

– Кто невидимо охраняет человека от бед и напастей всю жизнь?

Заканчивается наш урок песней «Ангел мой будь со мной, ты впереди, а я за тобой».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!