СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Имею право, но обязан»

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание правовой сознательности у учащихся

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Имею право, но обязан»»











Имею право, но обязан















2016 год

Классный час «Имею право, но обязан»

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся

- учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

- формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I задание: На доске вывешены таблички с определениями:

Права

Обязанности

Долг

Ответственность

Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание.

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

4задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника.

  • право на бесплатное образование

  • право на получение дополнительного образования

  • право на охрану жизни и здоровья

  • право свободы выражения своих убеждений

  • право посещать мероприятия

  • право на защиту

  • право на отдых

  • право пользоваться библиотекой

  • право избирать и быть избранным

  • право на обучение по индивидуальным программам

  • право на выбор образовательного учреждения

  • право вступать в общественные организации

  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника:

  • добросовестно учиться

  • беречь школьное имущество

  • уважать учащихся и работников школы

  • выполнять устав школы

  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

4 задание:Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

5 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь

  • независимость от кого-то

  • отсутствие стеснения, ограничений

  • возможность выбора

  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

1. запрет курить в общественных местах

2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

1. запрет кататься по перилам

2. запрет играть на прВопросы:

1. Гражданское право

Найдите понятия, относящиеся к гражданскому праву: гражданство, наследование, собственность, дарение, сделки, деньги, вымогательство имущества

2. Государственное или Конституционное право

Государственную власть в России осуществляют:

1.Генеральный прокурор

2.Президент

3.Центральный банк

4.Федеральное Собрание

5.Демократическая партия России

6.Правительство России 7.Федерация товаропроизводителей

8.Аппарат Президента

9.Суды РФ

3. Уголовное право

Главной целью наказания является: месть преступнику; перевоспитание преступника; восстановление социальной справедливости

4. Семейное право

Воспитание детей – это право родителей; обязанность родителей; право и обязанность родителей

5. Административное право

Административное право регулирует отношения, возникающие: между работником и администрацией; в сфере государственного управления; в сфере правонарушений

6. Трудовое право

Назовите основные принципы правового регулирования трудовых отношений: право свободный труд; право на вознаграждение; право на отдых; содействие развитию личности работника



9 задание:

“Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

10 задание

“Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)

  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)

  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)

  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)

  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)

  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)

  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)



Рефлексия.

Учащиеся работают в тетрадях для классных часов

 АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.



Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

1.Правовые акты, принимаемые высшими органами государственной власти, являющиеся главными, ведущими (Законы)

2.Определённые правила поведения (Нормы)

3.Законодательный орган РФ, Парламент страны (Федеральное Собрание)

4.Заявление в суд (Иск)

5.Возможность делать, что- либо в соответствии с законом (Право)

6. Гарант Конституции (Президент)

7. Большое государство со сложным внутренним устройством (Федерация)



Вопросы второй команде:

1.Глава государства (Президент)

2.Власть на местах (Местное самоуправление)

3.Действия в соответствии с целями и интересами (Свободы человека)

4.Совокупность прав, свобод и обязанностей (Правовой статус человека)

5.Совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих общественные отношения в определённой сфере жизни общества (Отрасль права)

6. Всенародное голосование (Референдум)

7. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу (Констиуция)



Вопросы поочерёдно каждой команде:



1. Что по Конституции является высшей ценностью?...(человек, его права и свободы)

2. Носителем и единственным источником власти в РФ является...(многонациональный народ)

3. Государственная власть в РФ осуществляется на основе...(разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы которой самостоятельны)

4. Какие институты осуществляют государственную власть в РФ?...(Президент, правительство, Федеральное Собрание, Суды)

5. На что по Конституции направлена политика Российского государства?...(на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека)

6. Какова связь Конституции и остальных законов в государстве?...( все законы и правовые акты не должны противоречить Конституции)



Литература



1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.

3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.

4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.

5. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО.

6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.

7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА

8 http://festival.1september.ru/authors/ 103- 879-569

9.http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623

10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра-викторина%20Большакова.doc






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!