Имею право, но обязан
2016 год
Классный час «Имею право, но обязан»
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся
- учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.
I задание: На доске вывешены таблички с определениями:
Права
Обязанности
Долг
Ответственность
Свобода
Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
2 задание.
Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.
3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
4задание:
Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).
Права школьника.
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья
право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право на защиту
право на отдых
право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным
право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения
право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка.
Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)
4 задание:Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).
5 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).
6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).
Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:
возможность делать все, что хочешь
независимость от кого-то
отсутствие стеснения, ограничений
возможность выбора
право делать все, что не вредит другим
итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.
7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
1. запрет курить в общественных местах
2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
1. запрет кататься по перилам
2. запрет играть на прВопросы:
1. Гражданское право
Найдите понятия, относящиеся к гражданскому праву: гражданство, наследование, собственность, дарение, сделки, деньги, вымогательство имущества
2. Государственное или Конституционное право
Государственную власть в России осуществляют:
1.Генеральный прокурор
2.Президент
3.Центральный банк
4.Федеральное Собрание
5.Демократическая партия России
6.Правительство России 7.Федерация товаропроизводителей
8.Аппарат Президента
9.Суды РФ
3. Уголовное право
Главной целью наказания является: месть преступнику; перевоспитание преступника; восстановление социальной справедливости
4. Семейное право
Воспитание детей – это право родителей; обязанность родителей; право и обязанность родителей
5. Административное право
Административное право регулирует отношения, возникающие: между работником и администрацией; в сфере государственного управления; в сфере правонарушений
6. Трудовое право
Назовите основные принципы правового регулирования трудовых отношений: право свободный труд; право на вознаграждение; право на отдых; содействие развитию личности работника
9 задание:
“Разомнись-ка!”
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).
10 задание
“Придумай-ка!”
Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).
Пословицы:
Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
Рефлексия.
Учащиеся работают в тетрадях для классных часов
АНКЕТА
1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
2. Что обязан делать ученик?_____________________________
3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_
4.Что такое права?_____________________________________
5. Что такое обязанности?_______________________________
6.Зачем придумали права людей и обязанности?
Подведение итогов классного часа
После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:
(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».
1.Правовые акты, принимаемые высшими органами государственной власти, являющиеся главными, ведущими (Законы)
2.Определённые правила поведения (Нормы)
3.Законодательный орган РФ, Парламент страны (Федеральное Собрание)
4.Заявление в суд (Иск)
5.Возможность делать, что- либо в соответствии с законом (Право)
6. Гарант Конституции (Президент)
7. Большое государство со сложным внутренним устройством (Федерация)
Вопросы второй команде:
1.Глава государства (Президент)
2.Власть на местах (Местное самоуправление)
3.Действия в соответствии с целями и интересами (Свободы человека)
4.Совокупность прав, свобод и обязанностей (Правовой статус человека)
5.Совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих общественные отношения в определённой сфере жизни общества (Отрасль права)
6. Всенародное голосование (Референдум)
7. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу (Констиуция)
Вопросы поочерёдно каждой команде:
1. Что по Конституции является высшей ценностью?...(человек, его права и свободы)
2. Носителем и единственным источником власти в РФ является...(многонациональный народ)
3. Государственная власть в РФ осуществляется на основе...(разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы которой самостоятельны)
4. Какие институты осуществляют государственную власть в РФ?...(Президент, правительство, Федеральное Собрание, Суды)
5. На что по Конституции направлена политика Российского государства?...(на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека)
6. Какова связь Конституции и остальных законов в государстве?...( все законы и правовые акты не должны противоречить Конституции)
Литература
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.
2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.
3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.
4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.
5. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО.
6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.
7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА
8 http://festival.1september.ru/authors/ 103- 879-569
9.http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623
10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра-викторина%20Большакова.doc