СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: "Я гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа: расширить знания ребят о понятиях "гражданин" и "гражданская позиция"

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Я гражданин России"»

МКОУ «Зургановская средняя общеобразовательная школа»



















Классный час:

«Я-гражданин России»













Подготовила классный руководитель: Горяева Т.Б.



Классный час «Я-гражданин России»

Цель: расширить знания ребят о понятиях «гражданин» и «гражданская позиция».



Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А. С. Пушкин.

- Учитель читает стих:

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.


- В каких случаях вы слышите слово «гражданин»?

-Поэт Н. А. Некрасов сказал: «А что такое гражданин?» - «Отечества достойный сын!»

- Как вы понимаете эти слова? Знаете ли вы выдающихся личностей , например, полководцев, павших за Родину?

- Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?

- И так правильно. Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать Отечество.

-Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных «хрущобках», а другие строят особняки. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же все это – Родина? И гражданин должен все это любить и понимать?

- Ребята, это очень сложные вопросы. Конечно, невозможно любить помойки, понимать непродуманные решения и огромную разницу в доходах. Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Он следит за всеми изменениями в стране. Он хочет перемен к лучшему.

- Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. А что, скажете вы, может сделать школьник, который зависит от родителей. Оказывается, много:


·        Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края.


·        Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины.

·        Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует против расточительства, бесхозяйственности.


·        Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной.


·        Гражданин понимает, что люди никогда не были равны , и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.


- Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

- Да, это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц.


Ситуация № 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

Вопросы:

  1. Личное ли это дело каждого?

  2. Имеет ли право курить в общественном месте?

  3. Наносит ли вред окружающим и себе?

  4. Какую гражданскую позицию он занимает?

  5. Какой вред он наносит государству?

  6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация № 2. Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1.      Имел ли ученик право брать стул учителя?

2.      Какое право здесь нарушено? (право неприкосновенности)

3.      Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном?

4.      Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть?

5.      Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто истинный виновник?

6.      Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

- Итак, наш классный час подошел к концу. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы еще раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. Пусть каждый чаще задает себе такие вопросы:

                 

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем терять, зачем искать?

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове

Один – единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?



На этом наш классный час закончен. Спасибо за внимание!

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!