СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Я - гражданин Республики Беларусь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа " Я - гражданин Республики Беларусь" для учащихся 2-4 классов. Материалы мероприятия можно использовать при проведении классного часа или первого урока.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я - гражданин Республики Беларусь"»


Тема. Я – гражданин Республики Беларусь.

Цели: привитие интереса к истории и традициям своей страны; осознание себя гражданами Республики Беларусь;

расширение кругозора;

воспитание чувства любви и уважения к Отечеству, гордости за родной край.


Оборудование:

для учителя – картинка аиста, символики Республики Беларусь, карта мира и Беларуси, видеофильм «Моя Беларусь», Конституция Республики Беларусь, буквы для слова «легенда», карточки с отгадками;

для учащихся – карточки для чтения стихов и игр, контурные карты Беларуси, красный карандаш, ручка, изображения аистенка.



  1. Организационный момент

Учащиеся входят в класс, рассаживаются за парты. Учитель и ученики приветствуют друг друга.

А) обращение учителя, поздравление с началом учебного года

- Дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами! И я надеюсь, что вы также с нетерпением ждали этого дня.

Вы заметили, что сегодня утром все прохожие улыбались, глядя на вас, таких красивых, нарядных, счастливых? Улыбались потому, что догадывались о том, что вы второклассники.

Вы заметили, как горды были ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? Горды тем, что вы уже второклассники.

И я горжусь и радуюсь тому, что у меня такие чудесные ученики!

Каждое утро от порога родного дома вы будете идти в свою родную школу №6. Пусть эта дорога будет для вас светлой и радостной. А родная школа станет настоящим вторым домом для вас, как для многих и многих учеников, которые учатся сейчас, которые учились раньше. Я очень люблю нашу школу и горжусь тем, что много – много лет назад я здесь училась, а сейчас учу вас. Я очень надеюсь и хочу, чтобы и вами школа гордилась. Некоторые из вас украсили доску почета «Умники и умницы», я надеюсь, что на следующий год учеников нашего класса на доске почета будет больше.

Б) обмен впечатлениями о летнем отдыхе

- А как вы отдыхали? Что интересного произошло на летних каникулах? Чем они вам запомнились? Поделитесь информацией с друзьями.

( свободные высказывания учащихся)


  1. Сообщение темы урока

- Прочитайте отрывок из стихотворения, записанного на доске, подумайте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Белая Русь мая!

Чыстая ты мая!

Родная ты мая!

- Первый урок во всех школах страны посвящен нашей Родине. Тема нашего урока – (ученики читают хором) «Я – гражданин Республики Беларусь». Мы совершим небольшое путешествие по родной земле – Беларуси. А сопровождать нас в этом путешествии будет:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото.

- Правильно, это аист. (картинка)

Аист – символ мира, добра и дружбы. Говорят, эта птица приносит в дом счастье.


  1. Беседа о нашей Родине – Республики Беларусь

А) - В какой стране мы живем? (в Беларуси)

Народов и стран в мире много. Например, в Швеции живут шведы, в Польше – поляки, в Литве – литовцы, в России – русские. А кто живет в Беларуси? (белорусы)

Прочитайте, пожалуйста, стихи о Беларуси, которые подготовил для вас аистенок.

Я – дзяýчынка-беларуска

З васíльковымí вачыма.

Хоць малая, але знаю:

Беларусь – мая Радзíма.


Я – беларус маленькí,

З блакíтнымí вачыма.

Хачу í я, каб лепей

Жыла мая Радзíма.

  • Молодцы! Вы с любовью и гордостью говорили о нашей Родине, читали стихи. Родина – это родной дом и наши родители, это родная школа и наши друзья, это родной край и люди, которые живут рядом с нами. Для каждого человека его Родина самая лучшая, самая красивая, самая дорогая. Помните, родина у нас одна, как мама.

  • Вы еще пока маленькие, но все вы граждане нашей страны. От каждого из нас зависит ее будущее. Я верю, что каждый из вас будет старательно учиться и делать все вожможное, чтобы наша Родина процветала.

  • Беларусь – небольшая страна с населением около 10 миллионов человек. Живут в республике не только белорусы, но и русские, евреи, украинцы, литовцы, поляки и люди других национальностей. С давних времен они все вместе давали отпор врагу, строили новую жизнь. Белорусы научились жить в мире, любви, уважении друг к другу и другим людям планеты Земля.


Б) - В каждой стране есть свои символы. Назовите их. (Гимн, герб, флаг.)

В нашем классе, где мы будем учиться, тоже есть государственные символы, и занимают они самое почетное место. (Учитель указывает место над доской.)

Герб — это рисунок, на котором отображены некоторые особенности народа, страны.

Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображен герб Респу­блики Беларусь. Что вы видите?

Герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур нашей страны в золотистых лучах солнца над земным шаром. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, а слева — льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой с надписью «Республика Беларусь».

  • Как вы думаете, почему изображен венок из колосьев? Почему на венке цветки клевера и льна?

Рассмотрите изображение флага. Какие цвета присутствуют на фла­ге? А знаете ли вы, что они обозначают?

Государственный флаг состоит из трех полос. Широкая верхняя поло­са — красного цвета, который символизирует солнце, мужество и благо­родство. Узкая нижняя полоса — зеленого цвета, который является сим­волом природы. Это цвет надежды и возрождения, щедрости, доброты и трудолюбия. Вертикальная белая полоса с красным орнаментом сим­волизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. Белый цвет — это цвет чистоты, свободы, гостеприимства и согласия.

  • Что символизирует каждый цвет флага нашей республики?

Игра «Соотнеси цвет»

Красный

Зелёный

Государственный герб Золотистый

Голубой Государственный флаг

Фиолетовый

Розовый

Белый

- Соединить линией цвет с гербом или флагом.

- Какие три цвета повторяются? Какой цвет преобладает?

Государственный гимн — это торжественная песня. Он звучит в са­мые торжественные минуты и объединяет людей, придает им чувство гордости за свою страну.

Каждый народ гордится своей страной. Уважительное отношение к сим­волам государства — гербу, флагу и гимну — долг каждого гражданина.

В) игра «Найди Беларусь на карте»

- А где находится наша Беларусь? (ученики рассматривают карту мира и находят Беларусь, обводят границы республики красным карандашом на контурной карте)

- Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами. Назовите соседей нашей страны.

Мяжуе з Польшчай, Украíнай,

Расíяй, Латвíяй, Лíтвой.

Твой родны край, твая Айчына –

Жыцце твае í гонар твой.

- На сколько областей поделена Беларусь? Назовите их. Назовите города– областные центры? В какой области живем мы? Какой город является областным центром Брестской области? Чем знаменит город Брест?

- Главный город нашей страны – ее столица. Как называется столица Республики Беларусь? (город – герой Минск)

- Найдите на карте столицу. Обведите точку красным карандашом. Подпишите название города. (Учитель пишет на доске, вспоминая правило)

- А в каком городе живем мы с вами? Что вы знаете о родном городе?

Пинск отмечает свой день рождения 5 ноября 1097 года. В этом году город будет отмечать свое 915 – летие.

Найдите на карте город Пинск. Обозначьте его красным флажком.

Г) просмотр видеофильма «Моя Беларусь»

- Аистенок предлагает вам отдохнуть и посмотреть фильм «Моя Беларусь.

О многом мы уже сегодня говорили, но вы увидите и что-то новое, о чем и расскажите.

(ученики просматривают фильм, отвечают на вопросы:

-Какой главный закон есть в Беларуси? (Конституция. Учитель демонстрирует книжечку. 15 марта страна отмечает День Конституции РБ)

- Какая белорусская природа? (Прекрасная, леса, поля, луга, реки и озера, многочисленные растения и животные.)

- Что в фильме видели с далекого прошлого нашей страны? (Замки)

- А какой белорусский народ? (мирный, гостеприимный, трудолюбивый)

Игра «Пословицы»

- Сложить начало и конец пословиц.

Хто працуе заýтра як знойдзеш.

Хочаш есцí калачы той не сумуе.

Сёння зробíш не сядзí на печы.

- О чем все эти пословицы говорят?

- Какой ваш самый главный труд?

Г) знакомство с легендой «Откуда пошли беларусы»

Игра «Сложите слово»

Е н е л а д г (легенда)

Случилось это давным-давно. Земли тогда еще не было. Везде стояла мертвая вода, а посередине торчал камень. Внезапно надвинулись тучи, загремел гром, начала сверкать молния. Она била своими огненными стрелами в камень. От камня отскочили три искорки- белая, красная и желтая и упали в воду. Вода закипела, свет померк, стало темно-темно. Когда же молния закончилась, то произошло чудо: вода расступилась, появилась земля. Очень скоро в воде и на земле появилась жизнь. Сначала рыбы, птицы, звери, а потом и человек. Звали его Бай. Когда пришло время ему умирать, то позвал он своих сыновей и поделил свое богатство между ними. А про самого младшего сына, которого звали Белополь, позабыл, потому что того не было в этот момент дома, Белополь был на охоте. Ему остались в наследство только две собаки. Одну собаку отпустил в правый бок, другую в левый. А по их следу реки покатились: Двина и Днепр. Вот на этих просторах и начал Белополь свое хозяйство строить. От Белополя берут свое начало люди, имя которым – белорусы.

- Что интересного запомнили из легенды?

Д) беседа о родном языке

- Аистенок полетел над просторами Беларуси и принес нам письмо.

Я прыйду да вас ý госцí.

И мы будзем весела гуляць.

Але спачатку мяне

Паспрабуйце вы адгадаць.

  • Вам необходимо отгадать загадки и собрать первые буквы в слово.

Я í хмарка, í туман,

Ручаёк í акíян,

Я лятаю í бягу

í шкляною быць магу. (Вада.)

Па кустах пакацíýся,

На зубах раскусíýся. (Арэх.)

Маленькí шарык пад лаýкаю шарыць,

Збíрае крошкí, баíцца кошкí. (Мышка.)

Круглая лíтара кацíлася па полí

Ды ýвалíлася ý словы. (Лíтара О.)

- Какое слово получилось? А какое это слово русское или белорусское? Как перевести его на русский язык?

Чтение и анализ стихотворения «Мíколкавы пытаннí»

- Послушайте стихотворение, какой вопрос он задавал?

Француз па-французску,

Па-польску – паляк

Гавораць з маленства,

А я, мама, як?

Замежную мову

Я садзе вучу,

А на беларускай –

Не мею, маýчу.

Чаму, адкажы мне,

Ты, тата í дзед

Не размалялí

На роднай нíдзе?

Я русскую мову

Люблю í вучу.

Í нашу таксама

Я ведаць хачу.

Буквар беларускí

Прашу мне купíць

Í родную мову

Пачну я вучыць.

- А вы уже умеете говорить па-беларуску? А якíя беларускíя словы ведаеце?

4. Подведение итогов урока

А) - Прачытайце па-беларуску сказы. Дапоýнíце íх.

Мы жывём у прыгожай ______________ .

У Беларусí жывуць ________________.

Родная мова беларусаý ______________.

Б) гульня «Пажаданне ýсíм беларусам»

- Наш аистенок на своих крылышках пусть унесет ваши пожелания всем беларусам. (Дети пишут свои пожелания на аистенке. Желающие могут зачитать свои записи.)

В) заключительное слово учителя

- Наш первый урок подошел к концу. Конечно, на этом путешествие по нашей родной стране Беларуси не заканчивается. На уроках, на классных часах мы будем и дальше узнавать новое о Беларуси, говорить о природе родного края, о городе Минске, об истории и знаменитых людях, о Великой Отечественной войне и послевоенных годах, о героях нашей Родины, современной науке, народном промысле, культуре, о белорусских традициях и праздниках и о многом-многом другом, ну и, конечно же, совершим незабываемые экскурсии по знаменитым местам Беларуси.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!