Тема. Я – гражданин Республики Беларусь.
Цели: привитие интереса к истории и традициям своей страны; осознание себя гражданами Республики Беларусь;
расширение кругозора;
воспитание чувства любви и уважения к Отечеству, гордости за родной край.
Оборудование:
для учителя – картинка аиста, символики Республики Беларусь, карта мира и Беларуси, видеофильм «Моя Беларусь», Конституция Республики Беларусь, буквы для слова «легенда», карточки с отгадками;
для учащихся – карточки для чтения стихов и игр, контурные карты Беларуси, красный карандаш, ручка, изображения аистенка.
Организационный момент
Учащиеся входят в класс, рассаживаются за парты. Учитель и ученики приветствуют друг друга.
А) обращение учителя, поздравление с началом учебного года
- Дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами! И я надеюсь, что вы также с нетерпением ждали этого дня.
Вы заметили, что сегодня утром все прохожие улыбались, глядя на вас, таких красивых, нарядных, счастливых? Улыбались потому, что догадывались о том, что вы второклассники.
Вы заметили, как горды были ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? Горды тем, что вы уже второклассники.
И я горжусь и радуюсь тому, что у меня такие чудесные ученики!
Каждое утро от порога родного дома вы будете идти в свою родную школу №6. Пусть эта дорога будет для вас светлой и радостной. А родная школа станет настоящим вторым домом для вас, как для многих и многих учеников, которые учатся сейчас, которые учились раньше. Я очень люблю нашу школу и горжусь тем, что много – много лет назад я здесь училась, а сейчас учу вас. Я очень надеюсь и хочу, чтобы и вами школа гордилась. Некоторые из вас украсили доску почета «Умники и умницы», я надеюсь, что на следующий год учеников нашего класса на доске почета будет больше.
Б) обмен впечатлениями о летнем отдыхе
- А как вы отдыхали? Что интересного произошло на летних каникулах? Чем они вам запомнились? Поделитесь информацией с друзьями.
( свободные высказывания учащихся)
Сообщение темы урока
- Прочитайте отрывок из стихотворения, записанного на доске, подумайте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Белая Русь мая!
Чыстая ты мая!
Родная ты мая!
- Первый урок во всех школах страны посвящен нашей Родине. Тема нашего урока – (ученики читают хором) «Я – гражданин Республики Беларусь». Мы совершим небольшое путешествие по родной земле – Беларуси. А сопровождать нас в этом путешествии будет:
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
- Правильно, это аист. (картинка)
Аист – символ мира, добра и дружбы. Говорят, эта птица приносит в дом счастье.
Беседа о нашей Родине – Республики Беларусь
А) - В какой стране мы живем? (в Беларуси)
Народов и стран в мире много. Например, в Швеции живут шведы, в Польше – поляки, в Литве – литовцы, в России – русские. А кто живет в Беларуси? (белорусы)
Прочитайте, пожалуйста, стихи о Беларуси, которые подготовил для вас аистенок.
Я – дзяýчынка-беларуска
З васíльковымí вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзíма.
Я – беларус маленькí,
З блакíтнымí вачыма.
Хачу í я, каб лепей
Жыла мая Радзíма.
Молодцы! Вы с любовью и гордостью говорили о нашей Родине, читали стихи. Родина – это родной дом и наши родители, это родная школа и наши друзья, это родной край и люди, которые живут рядом с нами. Для каждого человека его Родина самая лучшая, самая красивая, самая дорогая. Помните, родина у нас одна, как мама.
Вы еще пока маленькие, но все вы граждане нашей страны. От каждого из нас зависит ее будущее. Я верю, что каждый из вас будет старательно учиться и делать все вожможное, чтобы наша Родина процветала.
Беларусь – небольшая страна с населением около 10 миллионов человек. Живут в республике не только белорусы, но и русские, евреи, украинцы, литовцы, поляки и люди других национальностей. С давних времен они все вместе давали отпор врагу, строили новую жизнь. Белорусы научились жить в мире, любви, уважении друг к другу и другим людям планеты Земля.
Б) - В каждой стране есть свои символы. Назовите их. (Гимн, герб, флаг.)
В нашем классе, где мы будем учиться, тоже есть государственные символы, и занимают они самое почетное место. (Учитель указывает место над доской.)
Герб — это рисунок, на котором отображены некоторые особенности народа, страны.
Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображен герб Республики Беларусь. Что вы видите?
Герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур нашей страны в золотистых лучах солнца над земным шаром. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, а слева — льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой с надписью «Республика Беларусь».
Рассмотрите изображение флага. Какие цвета присутствуют на флаге? А знаете ли вы, что они обозначают?
Государственный флаг состоит из трех полос. Широкая верхняя полоса — красного цвета, который символизирует солнце, мужество и благородство. Узкая нижняя полоса — зеленого цвета, который является символом природы. Это цвет надежды и возрождения, щедрости, доброты и трудолюбия. Вертикальная белая полоса с красным орнаментом символизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. Белый цвет — это цвет чистоты, свободы, гостеприимства и согласия.
Игра «Соотнеси цвет»
Красный
Зелёный
Государственный герб Золотистый
Голубой Государственный флаг
Фиолетовый
Розовый
Белый
- Соединить линией цвет с гербом или флагом.
- Какие три цвета повторяются? Какой цвет преобладает?
Государственный гимн — это торжественная песня. Он звучит в самые торжественные минуты и объединяет людей, придает им чувство гордости за свою страну.
Каждый народ гордится своей страной. Уважительное отношение к символам государства — гербу, флагу и гимну — долг каждого гражданина.
В) игра «Найди Беларусь на карте»
- А где находится наша Беларусь? (ученики рассматривают карту мира и находят Беларусь, обводят границы республики красным карандашом на контурной карте)
- Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами. Назовите соседей нашей страны.
Мяжуе з Польшчай, Украíнай,
Расíяй, Латвíяй, Лíтвой.
Твой родны край, твая Айчына –
Жыцце твае í гонар твой.
- На сколько областей поделена Беларусь? Назовите их. Назовите города– областные центры? В какой области живем мы? Какой город является областным центром Брестской области? Чем знаменит город Брест?
- Главный город нашей страны – ее столица. Как называется столица Республики Беларусь? (город – герой Минск)
- Найдите на карте столицу. Обведите точку красным карандашом. Подпишите название города. (Учитель пишет на доске, вспоминая правило)
- А в каком городе живем мы с вами? Что вы знаете о родном городе?
Пинск отмечает свой день рождения 5 ноября 1097 года. В этом году город будет отмечать свое 915 – летие.
Найдите на карте город Пинск. Обозначьте его красным флажком.
Г) просмотр видеофильма «Моя Беларусь»
- Аистенок предлагает вам отдохнуть и посмотреть фильм «Моя Беларусь.
О многом мы уже сегодня говорили, но вы увидите и что-то новое, о чем и расскажите.
(ученики просматривают фильм, отвечают на вопросы:
-Какой главный закон есть в Беларуси? (Конституция. Учитель демонстрирует книжечку. 15 марта страна отмечает День Конституции РБ)
- Какая белорусская природа? (Прекрасная, леса, поля, луга, реки и озера, многочисленные растения и животные.)
- Что в фильме видели с далекого прошлого нашей страны? (Замки)
- А какой белорусский народ? (мирный, гостеприимный, трудолюбивый)
Игра «Пословицы»
- Сложить начало и конец пословиц.
Хто працуе заýтра як знойдзеш.
Хочаш есцí калачы той не сумуе.
Сёння зробíш не сядзí на печы.
- О чем все эти пословицы говорят?
- Какой ваш самый главный труд?
Г) знакомство с легендой «Откуда пошли беларусы»
Игра «Сложите слово»
Е н е л а д г (легенда)
Случилось это давным-давно. Земли тогда еще не было. Везде стояла мертвая вода, а посередине торчал камень. Внезапно надвинулись тучи, загремел гром, начала сверкать молния. Она била своими огненными стрелами в камень. От камня отскочили три искорки- белая, красная и желтая и упали в воду. Вода закипела, свет померк, стало темно-темно. Когда же молния закончилась, то произошло чудо: вода расступилась, появилась земля. Очень скоро в воде и на земле появилась жизнь. Сначала рыбы, птицы, звери, а потом и человек. Звали его Бай. Когда пришло время ему умирать, то позвал он своих сыновей и поделил свое богатство между ними. А про самого младшего сына, которого звали Белополь, позабыл, потому что того не было в этот момент дома, Белополь был на охоте. Ему остались в наследство только две собаки. Одну собаку отпустил в правый бок, другую в левый. А по их следу реки покатились: Двина и Днепр. Вот на этих просторах и начал Белополь свое хозяйство строить. От Белополя берут свое начало люди, имя которым – белорусы.
- Что интересного запомнили из легенды?
Д) беседа о родном языке
- Аистенок полетел над просторами Беларуси и принес нам письмо.
Я прыйду да вас ý госцí.
И мы будзем весела гуляць.
Але спачатку мяне
Паспрабуйце вы адгадаць.
Я í хмарка, í туман,
Ручаёк í акíян,
Я лятаю í бягу
í шкляною быць магу. (Вада.)
Па кустах пакацíýся,
На зубах раскусíýся. (Арэх.)
Маленькí шарык пад лаýкаю шарыць,
Збíрае крошкí, баíцца кошкí. (Мышка.)
Круглая лíтара кацíлася па полí
Ды ýвалíлася ý словы. (Лíтара О.)
- Какое слово получилось? А какое это слово русское или белорусское? Как перевести его на русский язык?
Чтение и анализ стихотворения «Мíколкавы пытаннí»
- Послушайте стихотворение, какой вопрос он задавал?
Француз па-французску,
Па-польску – паляк
Гавораць з маленства,
А я, мама, як?
Замежную мову
Я садзе вучу,
А на беларускай –
Не мею, маýчу.
Чаму, адкажы мне,
Ты, тата í дзед
Не размалялí
На роднай нíдзе?
Я русскую мову
Люблю í вучу.
Í нашу таксама
Я ведаць хачу.
Буквар беларускí
Прашу мне купíць
Í родную мову
Пачну я вучыць.
- А вы уже умеете говорить па-беларуску? А якíя беларускíя словы ведаеце?
4. Подведение итогов урока
А) - Прачытайце па-беларуску сказы. Дапоýнíце íх.
Мы жывём у прыгожай ______________ .
У Беларусí жывуць ________________.
Родная мова беларусаý ______________.
Б) гульня «Пажаданне ýсíм беларусам»
- Наш аистенок на своих крылышках пусть унесет ваши пожелания всем беларусам. (Дети пишут свои пожелания на аистенке. Желающие могут зачитать свои записи.)
В) заключительное слово учителя
- Наш первый урок подошел к концу. Конечно, на этом путешествие по нашей родной стране Беларуси не заканчивается. На уроках, на классных часах мы будем и дальше узнавать новое о Беларуси, говорить о природе родного края, о городе Минске, об истории и знаменитых людях, о Великой Отечественной войне и послевоенных годах, о героях нашей Родины, современной науке, народном промысле, культуре, о белорусских традициях и праздниках и о многом-многом другом, ну и, конечно же, совершим незабываемые экскурсии по знаменитым местам Беларуси.