Разработка классного часа на тему: «Дружба – чудесное слово»
(Для учащихся младшего школьного возраста)
Цели: Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Форма организации: классный час.
Оборудование: проектор, доска, листы А4, цветные карандаши.
План проведения занятия:
Организационный момент (1мин).
Основная часть. (34 мин)
Заключение. Подведение итогов. (5 мин).
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
Создание эмоционального настроя на работу.
Учитель: Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II.Основная часть.
Работа по определению темы урока.
Нашу встречу я бы хотела начать со сказки :
Однажды утром Медвежонок проснулся и подумал:
«В лесу много зайцев а мой друг Заяц — один. Надо его как—нибудь назвать!»
И стал придумывать своему другу имя.
«Если я назову его ХВОСТИК, — думал Медвежонок, — то это будет не по правилам, потому что у меня тоже есть хвостик… Если я назову его УСАТИК, это тоже будет нехорошо — потому что и у других зайцев есть усы… Надо назвать его так, чтобы все-все сразу знали, что это — мой друг».
И Медвежонок придумал.
— Я назову его ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА? — прошептал он.
— И тогда всем—всем будет понятно.
И он соскочил с постели и заплясал.
— ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! — пел Медвежонок. — Ни у кого нет такого длинного и красивого имени!..
И тут появился Заяц.
Он переступил порог, подошел к Медвежонку, погладил его лапой и тихо сказал:
— Как тебе спалось, МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ?
— Что?.. — переспросил Медвежонок.
— Это теперь твое новое имя! — сказал Заяц. – Я всю ночь думал: как бы тебя назвать? И наконец, придумал: МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ!
Учитель: - Ребята вам понравилась сказка? А зачем медвежонок придумал такое имя зайцу?
Ответы детей: Надо назвать его так, чтобы все-все сразу знали, что это — мой друг
Учитель: Так какой теме будет посвящено наше занятие?
(Дети высказывают свои предположения.)
- Дорогие, ребята! Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях
Учитель: Какое прекрасное слово! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Наш классный час называется «Дружба – чудесное слово».
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?
Ответы детей: научится отличать дружбу от зла, понять каким должен быть друг и уметь дружить.
«Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» .
Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?» .
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Беседа:
- А помните, ребята, я вам рассказывала про Незнайку? Я вчера от него получила письмо. Он приехал в гости к бабушке в деревню Ягодкино. Ему там очень понравилось, особенно щенок Барбос. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых у него здесь нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А Незнайка грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.
- Давайте вместе подумаем, как начать Незнайке дружить с ребятами?
(Дети высказывают свои мнения.)
- Верно, сначала надо познакомиться.
- А как?
- Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку.
- А если познакомились, значит - уже друзья? ( Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)
- А когда начали вместе играть - уже друзья? Уже есть дружба?
- А если начали играть и вдруг поссорились?
- Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать - получится дружба?
- А как сделать, чтобы она получилась? Что я напишу Незнайке?
- Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?
- И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.
- Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся.
Давайте научим Незнайку, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая.
- Чего в дружбе нельзя?
Д: - Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать.
- А что в дружбе обязательно нужно? (Нужно помогать другу, защищать его, делиться с ним игрушками и т.д.)
- Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой. Я думаю, ваши советы обязательно помогут Незнайке.
- Спасибо, я обязательно напишу ему об этом. И передам большой привет от вас.
Физическая минутка
(На каждую строку стихотворения, дети выполняют движение)
С. Михалков:
Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
- Потрогайте руки вашего товарища по парте. Что о них можно сказать?
Игра «Волшебная рука»
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
Учитель:- А теперь свои ладошечки подарите своему соседу по парте.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
Ответы детей:
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Творческая работа «Корабли дружбы».
Учитель: -Ребята по нашему классу разлилось «Море дружбы», не хватает только корабликов дружбы, ребята давайте сделаем наши кораблики волшебными и открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте по одному правилу дружбы. Напишите это правило на кораблике.
Ответы детей: Каждая пара выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к Морю дружбы.
Учитель:- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Будь внимателен к своему другу.
Умей уступать своему другу.
Подведение итогов
Наше занятие подходит к концу. Мне кажется, что у нас получился замечательный разговор. Надеюсь, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вам поможет найти, а если у кого есть сохранить дружбу.
Ведущий:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Удачи, вам дорогие ребята!
Старайтесь помогать друг другу. Дружите друг с другом.
Хороших вам друзей!
Спасибо за работу!
Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь».
6