СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для школьников по профориентации «Мир профессий»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для школьников по профориентации «Мир профессий»

Просмотр содержимого документа
«Классный час для школьников по профориентации «Мир профессий»»

Классный час для школьников по профориентации «Мир профессий»

Данное занятие предназначено для учащихся пятых классов. Состоит из информационной части, игровых заданий и практической части. В ходе классного часа дети узнают о разнообразии мира профессий, классификации профессий Е.А. Климова, определят свою склонность к определенному типу профессий. Провести такое занятие может как педагог-психолог, так и классный руководитель.
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;
Задачи:
1) Ознакомить детей с классификацией профессий;
2) Выявить склонность к определенному виду профессиональной деятельности; 
3) Повысить интерес учащихся к различным профессиям и расширить их кругозор.
Оборудование: 
1. Листы с напечатанными пословицами и поговорками.
2. Карточки со стихами.
3. Методика Е.А. Климова «ДДО», бланки ответов.
4. Таблицы с примерами профессий каждого типа.
В начале занятия педагог-психолог показывает презентацию учащимся с фотографиями различных профессий. После просмотра задается вопрос детям: «Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часе?» (Ответы детей)Правильно – о профессиях!
I На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Какие профессии вы знаете? (ответы учащихся). Так как профессий очень много, их нужно было сгруппировать или разделить на типы. Сегодня я вам расскажу об одной классификации профессий, ее автор - ученый Е.А. Климов. Мы узнаем, какие типы профессий существуют, с чем они связаны, какие профессии относятся к определенному типу. Кроме этого, мы с вами выполним тест и узнаем, к какому типу профессий склонен каждый из вас. А в завершении урока, вы сами попробуете определить, к какому типу относится определенная профессия.
II Мы с вами уже поняли, что профессий существует очень много, и каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. Что необходимо для овладения какой-либо профессией? (ответы учащихся). Об этом говорится и во многих известных поговорках. Учащимся раздаются распечатки с текстом. В течение 5 минут они работают с ними, соединяя части поговорок.

Без труда - как без рук
Была бы охота - ремесло к лицу
Без косы - не говори, что не дюже
Берись за то, - и сена не накосишь
Без ремесла - не вытащишь и рыбку из пруда
Взялся за гуж, - только небо коптить
Без дела жить - заладится всякая работа
Всякому молодцу - к чему ты годен
Ответы
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
-Была бы охота – заладится всякая работа
-Без косы и сена не накосишь
-Берись за то, к чему ты годен
-Без ремесла как без рук
-Взялся за гуж, не говори, что не дюж
-Без дела жить – только небо коптить
- Всякому молодцу – ремесло к лицу
Делается вывод по результатам задания.
III А сейчас мы с вами побудем настоящими поэтами. Поэтическая игротека. Выдаются тексты четверостиший стихотворения. Задание: «Вставьте пропущенные слова». Затем желающие зачитывают, что получилось.
Джани Радаре “Чем пахнут ремесла?”
№ 1. У каждого дела запах особый
В булочной пахнет тестом и … (сдобой)
№ 2. Мимо столярной идешь мастерской – 
Стружкою пахнет и свежей… (доской)
№ 3. Пахнет маляр скипидаром и … (краской)
Пахнет стекольщик оконной … (замазкой)
№ 4. Куртка шофера пахнет… (бензином)
Блуза рабочего – маслом машинным 
№ 5. Пахнет кондитер орехом мускатным
Доктор в халате – …(лекарством) приятным.
№ 6. Рыбой и морем пахнет … (рыбак).
Только безделье не пахнет никак.
Обсуждение.
IV Игра “Подскажи словечко”. В продолжение поэтической темы, я предлагаю вам загадки о профессиях. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму. На доске подсказка: слова – профессии эти.

В море коварном товаров и цен 
Бизнес – корабль ведет … (бизнесмен)

От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас … (программист)

Вот вам чертеж, где каждый размер 
Новой детали дал … (инженер)

Мне поставила вчера 
Два укола … (медсестра)

Как воздушная принцесса
В форме летней … (стюардесса)

Герои легендарные 
В огонь идут … (пожарные)

Письма в дом приносит он,
Долгожданный … (почтальон)

Путь его тяжел и долог, 
Ищет залежи … (геолог)

У слона иль мышек жар – 
Их спасает … (ветеринар)

Лоботрясов укротитель,
В школе учит нас … (учитель)

V Это лишь малая часть известных нам профессий. Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в большие группы. Как я уже говорила, создателем одной из самых известных классификаций профессий является наш российский психолог, доктор психологических наук Евгений Александрович Климов. В его классификации каждый тип профессий отличается предметом труда, т.е. с чем или с кем человек работает. Всего Евгений Александрович выделил пять типов профессий.
1. Профессии типа человек – техника. Предмет труда – техника. Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель. Наладчик какого-либо оборудования и т.п. Учащиеся называют свои примеры.
2. Профессии типа человек – природа. Предмет труда – животный и растительный мир (животные и растения, почва и воздушная среда). Это профессии, вязанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями. Пример: эколог, геолог, тракторист, биолог, зоотехник, егерь (лесник). Учащиеся называют свои примеры.
3. Профессии типа человек – знак (или знаковая система). Предмет труда – схемы, знаки, карты, устная и письменная речь, цифры, ноты. Эти виды деятельности относятся к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор компьютера, физик, кассир и т.д. Учащиеся называют свои примеры.
4. Профессии типа человек – художественный образ. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность. Людей этого типа отличает наличие художественной фантазии, талант. Пример: дизайнер, декоратор, певец, актер, художник. Учащиеся называют свои примеры.
5. Профессии типа человек – человек. Предмет труда – человек, группа людей. Это все профессии, связанные с общением с людьми, с воздействием на других людей. Пример: учитель, воспитатель, тренер, менеджер, юрист. Учащиеся называют свои примеры.

VI Таким образом, мы познакомились с различными типами профессий и сейчас попробуем узнать, какой же тип профессий подходит каждому из вас. Для этого мы проведем тест. (Проводится методика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова). Обработка. Учащиеся узнают, к какому типу профессий они склонны. Обсуждение.
VII Мы хорошо потрудились, немного повеселились, а теперь настало время проверить себя.
Учащимся задаются вопросы. 
Проверим себя!
1.Сколько типов профессий по систематизации Климова вы знаете?
2. К какому типу относится профессия «бухгалтер»?
3. К какому типу относится профессия «менеджер»?
4. К какому типу относится профессия «парикмахер»?
5. К какому типу относится профессия «переводчик»?
6. К какому типу относится профессия «экскурсовод»?
7. К какому типу относится профессия «ветеринар»?
8. К какому типу относится профессия «дизайнер»?
9. К какому типу относится профессия «водитель»?
10. К какому типу относится профессия «учитель»?
Молодцы!!!
Рефлексия занятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!