СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для 6 классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Дети-Герои"

Просмотр содержимого документа
«Классный час для 6 классов»

Классный час для 5-6 классов.

Дети - Герои Великой Отечественной войны

Цель:   воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

расширить знания о Великой Отечественной войне.

Задачи:      показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы

·                 познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

ознакомительное - поисковое

. сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы.

Оборудование:  мультимедийный проектор, фотографии героев

1.Организационный момент

Добрый день дорогие ребята! Мы с вами знаем о Великой Отечественной войне. Каждый год наша страна празднует 9 мая День Победы – праздник со слезами на глазах. Сегодня мы расскажем о пионерах – героях, которые не просто помогали в борьбе с фашистами но и воевавших в те страшные для нашей страны годы. Глядя в окно сегодня, что мы с вами можем увидеть? (людей, машины, детей по дороге со школы, строятся новые красивые дома, школы, детские площадки и т.д.) С тех пор наша страна изменилась, стала краше и величественнее.

Открывается слайд 1, 2. Прием «кластер»

Посмотрите ребята на эти четыре слова, прочтите.

Родина. Детство. Война. Герой.

Что означает каждое слово? Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей записываются в таблице, работа в парах)

Когда вы слышите слово «война» о чем вы думаете, какие чувства вызывает это слово? (ответы детей)

Что означает слово память? ( это наша история от истоков к сегодняшнему дню)

2. Слайд 3

- Кто может рассказать о Великой Отечественной войне, мы знаем с вами что война это страшно, ведь каждую семью затронула эта война (высказывания детей)

А ведь были и герои ребята, совсем юные.


Посмотрите пожалуйста на экран, кого мы видим на экране? ( слайд4 )

 

Слово Пионер также имеет несколько значений.

  1. Пионер — (от французского «пехотинец», зачинатель) или первый в чём то.

  2. Пионеры  —  это дети, члены пионерской организации,  которая появилась в 1922 году в Советском Союзе.

В пионерскую организацию  принимались дети начиная с 9-летнего до 13-14 летнего возраста. Пионеры были обязаны носить красный пионерский галстук и пионерский значок.

Пионерский галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

  Пионерская организация имела свой гимн. И как положено, когда звучал гимн, его слушали стоя, отдавая честь.  

У пионеров была своя форма.

И хочется рассказать о пионерах героях В.О.В.

До войны до 1941 года, это были обыкновенные ученики мальчишки и девчонки. Учились, бегали, играли помогали старшим, их имена знали только родные, одноклассники, учителя, друзья. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас ребята. Они учились в школах, посещали спортивные секции, кружки, участвовали в школьных мероприятиях.

Но утро 22 июня 1941 года, перечеркнуло всю их жизнь. Началась война которая наложила свой отпечаток на историю всей страны. Узнав, что началась война, многие мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст уходили на фронт, у рябят было огромное желание помочь солдату в изгнании гитлеровцев, огромное желание- защитить Родину!

ПИОНЕРАМ -  ГЕРОЯМ         1941 – 1945гг       ПОСВЯЩАЕТСЯ

Послушаем ребята три небольших четверостишья и пожалуйста вслушайтесь в эти строки, в них говорится о детях, которые только вчера играли во дворе, ходили в школу, бегали, прыгали, играли.

(Стихи зачитывают учащиеся)

Ученик В нашей истории много событий,

Где приходилось отстаивать Мир;

Взрослых удел это, но не  забыты

Дети – идущие в бой, вместо игр.


Ученик Сколько их, маленьких, лесом  встревоженным

Тайно носилось по тропкам  исхоженным:

Страшно, наверное, было идти,

Важно – записку прижать на груди.



И мы задумаемся, что может сделать этот маленький человек на войне? Ведь его самого еще нужно защищать! Послушайте еще отрывок из стихотворения

Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.


Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Задание. Какую информацию можно извлечь из стихотворных строк?

Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. (слайд 5 )

И каждый старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу.  Война искалечила тысячи детских судеб, коснулась всех поколений. Старики и дети стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для фронта. Они не доедая преодолевали и холод и голод, они делали все что было в их силах. « Все для фронта – все для Победы! » с этими словами, с этим призывом жила все страна в эти тяжелые дни.

Работали на заводах, на полях, дети были помощниками врачей, помогали портным, землепашцами были подростки. И конечно все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться Героями.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. (слайд 6)

Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик , Марат Казей.

Мы с вами смотрели фильм про пионера – героя, как он назывался? (Орленок)

Кто был главный герой этого фильма? (Валя Котик)

Какими качествами он обладал?

(О героических подвигах этих детей вам сейчас расскажут ребята)

ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Лёня Голиков. ( слайд 7)

Ученик Когда началась Великая Отечественная война Лёня уходит в партизанский отряд. Он расклеивает листовки, выполняет различные поручения. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его.

Ученик В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни. В одном из них он трагически погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован приказ о присвоении Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Расскажите о подвигах Лени? Каким качествами он обладал? ( ходил в разведку выполнял задания партизанского отряда)

Зина Портнова. ( слайд 8)

Ученик Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.
Ученик По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку.
Ученик В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в фашиста. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит.

Ученик Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. 10 января 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину расстреляли.

В 1958 году Родина посмертно наградила Зину Портнову званием – Героя Советского Союза.

Как вы думаете Зина была храброй ? В каких операциях участвовала отважная пионерка Зина? (распространяла листовки, вела разведку, подбросила яд в котел с едой в немецкой столовой)

Валя Котик ( слайд 9)

Ученик Пионер Шепетовского района Хмельницкой области. Юный пионер Валентин когда в деревню ворвались фашисты, вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.
Ученик Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам.

Ученик В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени.
Родина посмертно в 1958 удостоила его званием Героя Советского Союза.

Какие боевые задания выполнял Валентин ? ( выполнял поручения, взрывал грузовики врага)

Марат Казей. ( слайд 10)

Ученик Когда война обрушилась на белорусскую землю, Марат вместе с мамой уходит в партизанский отряд. Враг лютовал. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
Ученик Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал и себя и их. В 1965 году за мужество и отвагу пионер Марат Казей Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

Как помогал и какой подвиг совершил Марат? ( был разведчиком и подорвал себя вместе с фашистами)

Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности

В честь юных героев назывались пионерские дружины, лагеря отдыха, школы, улицы, корабли. О них писали книги, снимали фильмы и ставили спектакли.

Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины.  Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей. Хочется, чтобы вы помнили подвиги, которые совершили дети, какой вклад они сделали для того, чтобы мы с вами жили в мирное время.

(слайд 11) Во многих семьях сохранились солдатские треугольники – письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья и сестры. Они писали, что вернутся домой и только с победой! Сохранились до наших дней и письма которые писали дети и солдатам и дети – маленькие герои своим родным, они пережили события того страшного времени, они очень рано повзрослели. Дневники, письма – это свидетельства и доказательства, это важный вещественный источник.

( слайд 12) В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.

(На экране треугольник солдатского письма с фронта ВОВ)

-Что вы видите на экране?

-Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником?

Письма с фронта, письма не в конвертах на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму придумали солдаты.

Конверт – треугольник обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, затем слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась во внутрь треугольника.

(Учитель раздает копии писем – треугольников)

Задание: Ребята, прочтите копии писем, эти письма писали дети.

Напишите сочинение в двух трех предложениях. «Письмо будущему поколению» выразите в письме свои пожелания. Письма сложите в треугольник в конце урока я соберу ваши пожелания.

Ребята сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Они помогали в тылу мамам и старикам. Они совершили истинный подвиг.

Предложить ученикам, на основе своих впечатлений о прошедшем уроке, закончить предложения, приведенные в таблице



Сегодня на уроке я …

Лучше всего у меня получилось …

Было интересно …

Хотелось бы узнать … 


На этом закончился наш урок посвященный детям – героям, мы познакомились и увидели, что человек который любит свою Родину, который борется за мир не зависимо от возраста может быть отважным в борьбе со злом.



Всем большое спасибо!


О подвигах юных героев Великой Отечественной войны, можно прочитать в книгах:

• Большак В.Г. Проводник в бездну: Докум. повесть. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 160 с. — (Юные герои).

• Вуравкин Г.Н. Три страницы из легенды / Пер. с белорус. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 64 с. — (Юные герои).

• Валько И.В. Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 174 с. — (Юные герои).

• Выговский B.C. Огонь юного сердца / Пер. с укр. — М.: Дет. лит., 1968. — 144 с. — (Школьная библиотека).

• Дети военной поры / Сост. Э.Максимова. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

• Ершов Я.А. Витя Коробков — пионер, партизан: повесть — М.: Воениздат, 1968 — 320 с. — (Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

• Жариков А.Д. Подвиги юных: Рассказы и очерки. — М.: Молодая гвардия, 1965. —- 144 е.: ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!