СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час - диспут " о дружбе и друзьях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

- сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям.

Просмотр содержимого документа
«Классный час - диспут " о дружбе и друзьях"»

Классный час – диспут на тему «О дружбе и друзьях»


Цель


- сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям.


Ход диспута.


На доске написаны цитаты:


Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобрести их, когда только можете.


Воспитатель


Дружба – это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни. Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем. Русский педагог Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».


Обсуждение проблемной ситуации.


Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так;

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош…


Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в прежней школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них «Водой не разольешь», если бы не один случай.


Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы.… Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на ребенка и спросил:


- Ты откуда, хлопец, взялся?


- Сегодня мы брали у вас лодку…. Я обещал вернуть…


Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходиться делать то, что хочется. А в тот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.


Вопросы для беседы.

Ее нужно проявлять по отношению к друзьям или ко всем людям?

Какая мысль заключена в стоках из стихотворения В. Высоцкого?

Как можно озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами «Если бы не один случай»?

Какие качества характера проявил Павел , чтобы сдержать данное слово?

Как бы вы поступили на его месте?

Почему мальчики бросили Павла одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?

Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?

Какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна ли она для нас?


Имеет ли дружба обязанности?


Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею.


(Г. Лессинг)


Каждый человек несет ответственность за что-либо. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга…


А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. И ради дружбы необходимо трудиться душой.


Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе потрудись душой для рядом находящегося человека!


Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее.


Вопросы:


За что несет ответственность человек?

Какие требования к дружбе предъявляет автор текста?

Как вы понимаете выражение «трудиться душой»? вспомните известные стихи Н. Заболоцкого:


Не позволяй дуще лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Приведите примеры из своей жизни, когда вы пожертвовали чем-либо для своего друга.

Можете ли вы сказать о своем друге, что он – то человек, «кто всякий раз, когда вы в нем нуждаетесь, об этом догадывается»?

Правду частенько очень трудно сказать вслух, тем более близкому дорогому для тебя человеку. Как вы считаете, что лучше – сохранить хорошие отношения или последовать совету писателя Николая Островского: «Дружба – это, прежде всего, искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку»?


Пословицы и поговорки о дружбе:


Старый друг лучше новых двух.

Был бы друг, будет и досуг.

Был бы дружок, найдется и часок.

Друзья прямые – братья родные.

Верный друг лучше сотни слуг.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Хороший друг всегда приходит вовремя.

У друга вода лучше, чем мед у врага.

Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

У друзей секретов нет.

В дороге и отец сыну товарищ.

Друг научит, недруг проучит.

Своих друзей наживай и отцовских не забывай.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Приятелей много, а друга нет.

Не хвались другом три дня, а хвались три года.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «О любви и верности…»


Классный час на тему «О любви и верности…» для учащихся 10-11 классов .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!