СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Детство,опаленное войной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Детство,опаленное войной"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Измалково
Измалковского муниципального района
Липецкой области»








Сценарий классного часа

«Детство, опалённое войной»









Учитель русского языка и литературы Назарова Оксана Петровна

oksana_nazarova_2016@mail.ru

9092205525



















2019




Пояснительная записка

Сценарий классного часа разработан для учеников основной школы, посвящен трудовому и военному подвигу детей в годы Великой Отечественной войны.

Цели и задачи:

- гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;

-укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

- развитие познавательных интересов;

- воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину;


Продолжительность классного часа 45 минут.

Формы работы: встреча с приглашенными людьми, беседа, концерт.

Ожидаемые результаты: расширить представление детей о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;

5.Организационное обеспечение:

- список рекомендуемой литературы;

- приложение (текст методик, анкет, кейсов, квестов и т.д.)

- перечень видео-и аудио продукции (при наличии).


Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.



















Мальчик:
Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.

Девочка:
Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена чьи освящаются,
Вам, опалённым войною, посвящается…

Учитель: Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников

Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены
 
Мальчик: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже много лет всё и ждут и ждут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня".


Учитель: Война не щадит никого. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули их юные сердца. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.


«Отцы на фронт, дети на заводы»

Учащиеся 3 класса подготовили рассказ о детях, которые, приближая Победу, трудились в тылу.


Мальчик: Тыл - это половина победы!

Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.


Девочка: Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.

Мальчик: Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку


Девочка: Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков


Мальчик: Не только на заводах ребята помогали старшим. Девочки ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, писали письма, устраивали концерты.


Учитель: «Большое всенародное горе объединило тогда людей. Фашисты принесли на нашу землю разрушение и смерть. Они разъединили близких людей. Тысячи людей лишили Родины, семьи, жизни, в первые же месяцы войны. И мы, дети, видели, как мужественно наши родные и близкие противостоят этому горю и злу. Женщины после работы шли в госпиталь, чтобы помочь медицинским работникам ухаживать за ранеными. Это было такое время, ребята, когда нельзя было оставаться в стороне».


Мальчик:

У нас в тылу работали заводы,

Там собирали танки, самолёты,

Снаряды делали и пули отливали,

Одежду, сапоги изготовляли,

Для самолётов бомбы, ружья для солдат,

Орудья и, конечно, провиант.

Без мужественных тружеников тыла

Страна бы наша никогда не победила.

Их тоже часто награждали,

И ордена давали, и медали.


«Дети на фронте»

Учащиеся 4 класса подготовили рассказ о детях, которые воевали на фронте.


Мальчик: Термин "сын полка" появился еще до Великой Отечественной войны, но широкое распространение получил в это время. Так называли детей, которых зачисляли в состав воинского подразделения и ставили там на довольствие, либо такие дети содержались в армии за счет основного состава, но сведения о них не отражались в документации. Оказавшись в составе воинских частей, дети нередко принимали участие в боевых действиях.

Девочка: Дети, как могли, приближали Победу. Сотни тысяч девочек и мальчиков, едва окончивших школу, в годы войны "прибавляли" себе пару лет и уходили защищать Родину, воюя наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Например, в оккупированной Белоруссии в партизанских отрядах воевали не менее 74500 детей. В годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров были награждены боевыми орденами и медалями. Пионеры-герои Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова стали Героями Советского Союза. 


1.Зина Портнова . Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Казнена немцами.


2.Валя Котик. Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю.


3.Марат Казей – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского.


4.Лёня Голиков. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты.


5.Валя Зенкина. Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде.


6.Витя Хоменко. В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке.


7.Боря Цариков, выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон, 70 танков уничтожил.


8.Володя Казначеев в партизанском отряде прославился как самый ловкий и удачливый минёр.


9. Вася Коробко, вступив в партизанский отряд, стал разведчиком и подрывником.


10.Костя Кравчук. Отступающие солдаты, дали ему на хранение полковое знамя. Более двух лет, рискуя своей жизнью и жизнью родных, мальчик в тылу врага берёг знамя.


11. Ваня Андриянов. После освобождения села стал воспитанником 33-го отдельного инженерного батальона, то есть «сыном полка».


12.Саша Филинов. По его добытым сведениям, были уничтожены несколько фашистских штабов.


13. Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.


14. Валерик Волков – ему было 13 лет, но он уже успел пережить большое горе: в 1938 году умерла мать, а в 1941 году в село пришли фашисты и расстреляли отца за связь с партизанами. Осиротевшего мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Так Валерик стал сыном полка.


Мальчик:

Шумела гроза над землёю, 
Мужали мальчишки в бою… 
Знает народ: пионеры-герои 
Навечно остались в строю! 

Шагают они на параде, 
Равняя невидимый ряд, 
Правофланговыми в каждом отряде 
Ребята-герои стоят! 

Мы в жизни, мой друг и ровесник, 
Дорогой героев пойдём. 
Подвиги их мы запомним, как песню, 
И сами ее допоём! 


«Дети в концлагерях»

Об этой кровавой странице нашей истории нам расскажут ученики 5 класса.


Мальчик: 11 апреля 1945 года в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Вспомним о тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.


Девочка: Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.


Мальчик: Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.


Девочка:
Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Не кричат не рождённые дети.
Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных.
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,
Нужно имя, чтоб стать безымянным.
Чтоб письмо в треугольном конверте,
Чтобы слёзы тяжёлые стали.
Нужно жить хоть минуту до смерти,
Ну а вы и того не прожили.
Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Вечная память этим ребятам.


Мальчик: В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.

Учитель: Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем,… Что есть у матерей дороже их детей?


Мальчик:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами, 
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Что кровь детей глотают жадно, 
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром гряну. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
“Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!” – 
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
“Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?” 
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
“Не бойся, мальчик мой. 
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно”.
И он закрыл глаза. И заалела кровь, 
Но испытала, ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…


Мальчик: В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.


Девочка: Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашистской идеологией палачи уничтожали детей.


Мальчик: Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти


Девочка: Тем, кто остался в Теберде, досталось горя ещё больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.


Мальчик: 22 декабря 1942 года газом были уничтожены 54 ребёнка детского санатория.

Девочка: Уничтожено 214 детей в городе Ейск.


Мальчик: Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.


«Дети блокадного Ленинграда»

О детях из оккупированного города нам расскажут ученики6 класс.


 Учитель: Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей. Жила-была девочка. Звали её Таня Савичева.


Девочка: Время - лучший врач. Когда люди придумывали эту поговорку, они не знали о существовании дневника Тани Савичевой.

Мальчик:

Эта толстая тетрадь стоит многих толстых книг.
Таня Савичева. Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив свои дыханья, слышит мир
Твои слова.
Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года
Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года
Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

Девочка:
Сломя зловещий гул орудий
Пронеслась войны гроза.
Но всё также память людям
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
Но на скорбном Пискарёвском
Обожгут сердца слова:
Здесь лежат ленинградцы:
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням.
Никто не забыт и ничто не забыто.


Представление гостя :

Учитель: Сегодня у нас в гостях Злобина Таисия Николаевна. В годы войны она была маленькой девочкой. У неё осталось много ярких воспоминаний о тех тяжёлых временах детства. Зинаида Васильевна, расскажите нам о своём военном детстве. Где Вы жили во время войны? Как учились в школе? Как жила ваша семья? О чём Вы мечтали? Как Вы запомнили свои военные детские годы? О чём бы Вы хотели рассказать нашим ученикам?


Рассказ о военном детстве.



Использованные в работе материалы:

http://www.steklm.ru/gazeta/archive/004/004front.htm - Фронт и тыл

http://www.rojdestvo.ru/foto_voenpesnya07.shtml - фото

http://www.a-z.ru/women_cd2/15/i8_1481-17.htm - военные фотографии

http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm - дети в период ВОВ

http://www.9151394.ru/projects/gum/moscow_60/9/deti1.htm - дети военной Москвы

http://www.sergiev-posad.ru/gord/history/?id=3852 – Война и дети

http://www.world-war.ru/cat_index_130.html - Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне

http://vladnews.ru/2162/Pamat/Ih_frontom_byl_tyl_Kto_i_kak_ocenivajet_vklad_etih_ludej_v_Pobedu - Их фронтом был тыл.

http://perm.psu.ru/school136/1945/antifashist/s136g2/index.htm - Дети войны

http://www.uralaz.ru/indx/events/np/?id=2673 - И тыл в то время тоже фронтом был



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!