Классный час на тему:
"Депортация чеченского народа..."
Классный руководитель: ГУМАКАЕВА Л.Р.
21.02.2023 уч.год
23 февраля 1944 года произошло чудовищное преступление - депортация чеченского и ингушского народов со своей Родины. До них, 2 ноября 1943 года, были высланы с родных гор Кавказа карачаевцы, а позже 8 марта 1944 года были высланы балкарцы. В те годы также были депортированы и месхетинцы, и крымские татары и другие. Эти народы потеряли минимум 50% своего населения. Люди умирали от голода, холода, болезней. Они потеряли все, но хранили в своих сердцах Аллаха, и лишь Всевышний сохранил остатки этих народов от полной гибели, на которую их обрекли неверные дьяволы.
Передают очевидцы: «Когда всех погрузили в товарные вагоны, началась паника от происходящего и неизвестности. Вдруг один старик крикнул: «ЛЮДИ, НЕ БОЙТЕСЬ! НАС НЕ ОТВЕЗУТ ТУДА, ГДЕ НЕТ АЛЛАХА».
После этого все замолчали и успокоились...».
Об этом мне кавказцы рассказали.
Как исповедь волнения полна,
Полна эта история печали.
Боль наших предков в ней отражена.
Да, было то преступное веленье,
Нам приговор тот не понятен был.
Бросали мы обжитые селения,
И на восток народ наш уходил.
Бессилен был кинжал, и мы молчали,
Но Родине был верен наш ответ.
Нам наши горы гордые в печали
Смотрели долго, долго нам во след.
Но нет, Кавказ, тебя мы не забыли.
Мы там тебя еще сильней любили
Как жаль, что очень многие из нас
До возвращения так и не дожили.
Однажды рано утром на рассвете,
Когда пришел послушать пенье скал,
В коричневом поношенном бешмете
Седой кавказец камни целовал.
Так помните же вы, сыны Кавказа,
Позор, перенесенный без вины.
Живите долго, дружно и счастливо -
Чечен, балкарец, карачай и ингуши!
Я искренне соболезную всем моим братьям и сестрам, чьи родные и близкие погибли в годы геноцида. Аллах да напишет умершим степень шахидов, а живым да дарует долгие годы в имане, в исламе и благополучии.
23 февраля 1944 года войска НКВД окружили центральную усадьбу колхоза имени Берии, согнали оставшихся жителей окрестных школ в новый коровник и подожгли. Депортация, начавшаяся 21 февраля, заканчивалась. 478 тысяч человек было погружено в 180 эшелонов и отправлено в Казахстан. Зачем было сжигать несколько сот стариков, детей, женщин? Летописцы этой чеченской Хатыни подчеркивают, что сожгли именно немощных – больных, беременных, малолетних, с транспортировкой которых могли быть проблемы. Но почему не были так же зверски уничтожены люди из других горных районов?
Наверное, можно говорить о том, что в преступлениях такого масштаба мотивы уже не важны. Некоторые чеченцы, отвечая на этот вопрос, часто начинают говорить о том, что Ношхинский район являлся центром горского этноса. В Хайбахе некогда даже хранилась священная утварь, свидетельствующая о предках чеченцев. То есть сожжение в их представлении было символическим актом, попыткой уничтожения сердца народа, источника сопротивления.