СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Что такое хорошо!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Познакомить младших школьников с понятиями добра и зла, совести; им
  • Способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению;
  • Развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
  • Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Что такое хорошо!»»

Классный час «Что такое хорошо!»

Цель: Формирование у учащихся понятия о добре и зле, предназначении совести, значении раскаяния.

Задачи:

  • Познакомить младших школьников с понятиями добра и зла, совести; им

  • Способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению;

  • Развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

  • Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.


Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной дискуссии.

Основные термины и понятия: добро, зло, совесть.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры.

Используемая литература:  Аркадий Гайдар «Совесть», Владимир Маяковский «Что такое хорошо»

Предполагаемые результаты:

Личностные

  • оценивать конкретные поступки как плохие и хорошие;

  • выбирать, какой поступок совершать;

  • признавать свои плохие поступки и отвечать за них;

  • отделять оценку поступка от оценки самого человека.

Метапредметные

  • определять цель и формулировать проблему;

  • определять степень успешности выполненной работы;

  • работать по плану;

  • высказывать своё мнение;

  • относиться к другой точке зрения;

  • работать в группе;

  • извлекать информацию, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

Ход занятия.

1. Формулирование тема и целей.

Учитель: - Мы приходим в мир маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, думай, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека, не причиняй своими поступками, поведением боли, оскорбления, беспокойства, переживаний другим людям. Совершая поступки по велению собственной совести, а не для того, чтобы тебя за них похвалили. Ты рожден человеком, но человеком надо стать.

Учитель: - У известного русского поэта Владимира Маяковского есть стихотворение, которое он написал для детей и называется «Что такое хорошо, а что такое плохою».(слайд 1)

Начинается оно такими строчками:

Крошка –сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

- Что такое хорошо,

- И что такое плохо?

Учитель: - На эти вопросы мы попытаемся ответить к концу нашего занятия. Сформулируйте тему нашего часа нравственности.

«Что такое хорошо? Что такое плохо?» (слайд 2)

Учитель: - А теперь вместе подумаем, какая цель нашего занятия?

На слайде слова-подсказки:

я узнаю…

будем учиться развивать в себе и помогать …

- воспитывать …

Учитель: - Молодцы, вы правильно определили.

Учитель: - Сегодня мы попытаемся оценить человеческие поступки, рассуждать, сделать правильные выводы. Нам помогут родители. Они взрослые, имеют определённый жизненный опыт, могут дать верный совет.

Учитель: - Для работы у вас на столах лежат карточки 3 цветов. Если вы захотите вступить в диалог, поднимите карточку определённого цвета.

Красная – осудить поступок человека.

Зелёная – защитить человека.

Синяя – вы знаете верное решение и можете его озвучить.

Запомнили, будьте внимательны.

  1. Работа над рассказом.

Вашему вниманию я предлагаю рассказ русского писателя А.Гайдара. Называется рассказ «Совесть».

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Учитель: - Я остановлюсь, чтобы спросить у вас, как вы оцениваете поступок Нины?

Осудить(красная карточка) защитить(зелёная карточка)

-не пошла в школу; - боялась, что поставят двойку;

- не сделала уроки; - будет ругать учитель;

- обманула родителей; - осудят одноклассники;

Учитель: - Спасибо за высказывания. Я продолжу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

– Нет! – удивленно ответил малыш. – Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Осудить(красная карточка) защитить(зелёная карточка)

-не сказала малышу, что прогуляла; -пожалела малыша;

- шутила над ним; - помогла ему добраться до школы;

- бросила учебники; - не испугалась собаки;

Нашли верное решение (Синяя карточка)

1. Хорошо, что она помогла малышу, не бросила его в беде.

2. Ей нужно было пойти в школу вместе с мальчиком, попросить извинения у учителя и ребят.

3. Честно признаться, что не сделала домашнее задание.

4. Остаться после урока, чтобы выполнить не сделанное домашнее задание.

5. Предупредить об опасности в лесу младших ребят.

Учитель: - Спасибо за высказывания.

Учитель: - А теперь особенно внимательно послушайте, как Аркадий Гайдар закончил этот рассказ. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

- Рассказ начинается и заканчивается одним и тем же словом. Какое это слово, кто скажет?

Учитель: - Как вы думаете, что же такое СОВЕСТЬ? (ответы детей, родителей). Карточки здесь не надо использовать.

3. Работа над понятием СОВЕСТЬ

Учитель: - Найдите в толковом словаре С.И.Ожегова, значение слова СОВЕСТЬ (слайд 4, 5).

- Различать добро и зло в человеке помогает СОВЕСТЬ.

- Какие слова, имеющие такой же смысл можно подобрать к слову СОВЕСТЬ?

4. Пословицы о совести.

Учитель: - Издавна, ещё наши предки придавали чувству совести огромное значение.

- Прочитаем пословицы на слайде. Попытаемся объяснить их смысл (слайд 6).

- Выражения, где звучит слово совесть делают нашу речь наполненной смысла, заставляют нас задуматься (слайд 7).

Учитель: - Вчера на классном часе я попросила вас подумать и назвать ваш поступок, за который вам было стыдно, горько, совестно.

Учитель: - Я не буду называть все поступки. Остановлюсь на некоторых. Имена называть не будем, оставим в тайне, но кто-то из вас узнает здесь себя и сделает определённые выводы.

5. Поступки (работают карточки)

Драки. Один маленький человек обидел другого, ударил специально, потекли слёзы, даже появилась кровь. Как быть?

Осудите: Защитите:

- доставил боль другому человеку - его обидели словом, он решил обидеть кулаком

- огорчил учителя, воспитателя - его учат так поступать родители, старшие братья

- переживали родители - бьют самого, а он поэтому бьёт других

- хочет, чтобы таким образом на него обратили внимание

- берёт с кого - то пример

Верное решение.

1. Мы не имеем право поднимать руку на другого человека.

2. Если возник конфликт, стараться решить его словами.

Товарищи решили сыграть в игру. Им понадобилось помещение, куда нельзя было заходить. Там лежали чужие вещи, опасные для здоровья предметы. Когда их там обнаружили, каждый винил своего товарища, что именно он позвал туда всех играть в игру, а сам он не виноват.

Осудите: Защитите:

- не послушался запрета - испугался, что будут ругать

- выдал товарища - игра была очень интересной

- не хватило смелости сказать правду -для него помещение не было опасным

- рисковал своей жизнью - ребята угрожали. Что не будут с ним больше играть

- поставил под угрозу взрослых, отвечающих за него. Думал, что никто из взрослых не заметит.

Верное решение.

1. Извиниться за свой поступок перед взрослым и товарищем.

2. Послушать взрослых, по какой причине не разрешают им это делать.

3. Не нарушать запреты, законы.

4. Соблюдать правила поведения в общественных местах, в школе.

Вывод учителя: Я думаю, что все внимательно выслушали замечания, одобрения, и особенно верно принятые решения. Слушайте всегда голос вашей совести.

Учитель: - Но хороших поступков всегда больше, нежели чем плохих. Благодаря этому живёт человечество.

- Люди спасают других из огня, воды, рискуя своей жизнью.

- Охраняют Родину и её граждан от врага.

- Перечисляют деньги на лечение детей.

- Строят дома, больницы, храмы для других людей.

- Да просто не думают и не говорят плохо о своих соседях, знакомых.

Такие люди живут в ладу со своей совестью. С ними хочется дружить, быть похожими на них, брать пример.

Учитель: - И вы не исключения. Я так же попросила назвать поступки, которыми вы гордитесь, помните о них.

- Помощь вашим родителям помыть посуду, подмести, помочь в огороде.

- Помощь другу в починке велосипеда, принести лёд, чтобы приложить к ушибу.

- За день ни с кем не подраться.

- Хорошо работать на уроке.

- Поделиться с другом пластилином, бумагой.

5. Работа над качествами личности. Итог занятия.

- Вы послушали рассказ, проанализировали понятия совести, раскрыли смысл пословиц и поговорок о совести, подумали над выражениями. А сейчас попытайтесь ответить на вопрос « Что такое ХОРОШО?» «Что такое ПЛОХО? (слайд 8)

Учащиеся читают по цепочке и хором выводы.

6. Домашнее задание. «Эмблема» совести.

Учитель: - Дома подумайте и с помощью рисунка выразите, что такое совесть?

Я совесть представляю таким рисунком! (слайд 9)

Прочитать стихотворение В. Маяковского.

7. Рефлексия.

На слайде слова-подсказки:

я узнал…

будем учиться развивать в себе и помогать …

- воспитывать …






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!