СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Чернобыльская трагедия".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час рассказывает о трагедии, которая произошла на Чернобыльской АС.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Чернобыльская трагедия".»

Модель классного часа на тему «Чернобыльская трагедия», разработанного учителем начальных классов

ОГКОУ «Вичугская школа VIII вида»

Шавакулевой Е. Г.




Цели:

  1. Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии: способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

  2. Развивать позитивную активную жизненную позицию.

  3. Воспитывать чувство сострадания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.



Ход мероприятия.



Слайд «Чернобыльская трагедия».

1ученик.

Наша память не помнит о многом.

Растворились столетьем года.

Но за старым и ветхим порогом

Тот апрель, что под сердцем всегда,

Если вспомню, душа оборвётся,

Боль ударит, как бьют палачи.

В церкви колокол плачем зальётся,

И слетят шумной стаей грачи.

Чёрным клином уйдут в небо птицы,

Тень большая, а стая мала,

Мне Чернобыль во снах часто снится,

Много в нём горькой правды и зла.


Слайд «Чернобыль».

Учитель: «Давным-давно был основан город Чернобыль. 800 лет его жители возделывали землю, сажали рожь и картофель, разводили скот. Почва была песчаной, вокруг раскинулись болота, непригодные для земледелия. И, тем не менее, деревушка жила. Обитатели Чернобыля оставались на своей земле, несмотря на нашествия Наполеона и Гитлера, невзирая на голод, чуму и жестокие морозы.

Теперь Чернобыль пуст, безлюден, окружён молчащим лесом».


Слайд «Атомная электростанция».

Учитель: «Древний Чернобыль дал своё горькое название

мощной атомной электростанции, строительство которой было начато в 1971 году. В 1986 году должен был вступить в строй 5 энергоблок».


Слайд №2 «Атомная электростанция».


Слайд №3 «Атомная электростанция».

Учитель: «Чернобыльская АЭС расположена на Украине».


Слайд №4 «Атомная электростанция».

2ученик.

Чернобыль… звучит это страшно…

Душа холодеет, и вспомнить ужасно

Те дни, когда мир потрясло известие,

Что началось радиоактивное бедствие.

В эту ночь спокойно город спал,

На атомной станции дежурил персонал.

Но после полуночи – аварийный сигнал

И на четвёртом реакторе взрыв прозвучал.

Взвился в небеса чёрно-огненный шар,

А вслед за ним начался пожар.

Тридцать тысяч рентген и нейтронное излучение

Из жерла «вулкана» вышли в освобожденье.

Радиационные облака ветер уносил,

По всей Европе тучи распространил.

Заражались почва, воздух и вода,

А иные объекты гибли навсегда.

3ученик.

Мы жители хрупкой планеты Земля

Хотим, чтоб она цветущей была.

Нам чёрные пятна на ней не нужны

И бережно к ней относиться должны.



Слайд «Припять».

Учитель: «Для работников станции неподалёку построили современный город.

Его назвали Припятью по имени полноводной красавицы реки, которая, причудливо извиваясь голубой лентой, несёт свои воды к седому Днепру».


Слайд «Припять – город молодой».

Учитель: «Это город атомщиков. Основан он 4 февраля 1970 года. Численность населения на ноябрь 1985 года – 47 тысяч 500 человек».


Слайд «Припять».

Учитель: «Средний возраст жителей юного города составлял 26 лет.

Ежегодно здесь рождалось более тысячи детей».


Слайд «Припять – город призрак».

Учитель: «Сейчас этот город без жителей, без звонких криков ребятни, без обычной повседневной жизни».

4ученик.

Стучат вселенские часы…

Среди рассветной синей стыни

Я слышу перезвон росы

На горьких стебельках полыни.

Заря встаёт, клубится тень,

А соловей, укрывшись в роще,

Наивно славит новый день,

Берёза волосы полощет

В тумане бело-голубом,

А ивы водят хороводы.

Река мажорно катит воды.

Во всём – гармония и нежность.

Небес надменная безбрежность

На землю смотрит свысока.

За тихим плёсом даль легка,

Как сотни тысяч лет, как прежде.

Но горек был рассвет надежде:

В нём время метит точный признак.

Мой мёртвый город встал, как призрак.


Слайд «Авария».

Учитель: «События, которые привели к аварии, начали развиваться утром 25 апреля 1986 года. Реактор четвёртого блока предполагалось остановить на плановый профилактический ремонт и, пользуясь этим, решили провести испытания, чтобы определить, как долго после прекращения нормальной подачи электроэнергии турбогенератор способен производить электроэнергию для питания насосов водяного охлаждения.

В час ночи, перед подготовкой к испытаниям, уровень мощности реактора был снижен. В течение следующих суток технический персонал систематически отключал установки регулирования мощностей аварийного охлаждения.

26 апреля в 1 час 23 минуты аварийная система безопасности была намеренно отключена. За несколько секунд температура в активной зоне настолько возросла, что началась неуправляемая цепная реакция. В 1 час 23 минуты 4 секунды реактор четвёртого блока взорвался. Один за другим с интервалом в 3 секунды произошло два взрыва. Первый был вызван паром, второй – либо паром, либо водородом, образовавшимся, когда начало плавиться и взаимодействовать с водой топливо в оболочке реактора.

Активная зона реактора развалилась. Тысячетонная панель перекрытия взлетела, проломив кровлю здания реактора. Смертоносный светящийся столб радиоактивных веществ – взметнулся над реактором и рассеялся в атмосфере».


Слайд «Пожары».

Учитель: «На открытом воздухе под воздействием гигантских температур начал гореть графитовый замедлитель. Радиоактивная вода хлынула в помещение реактора. Одновременно вспыхнуло 30 пожаров».


Слайд «Кромешный ад».

5ученик.

Та ночь, расколотая взрывом

На «До» и «После», навсегда

Здоровым, любящим, счастливым

Нам слово горькое «беда»

На юном сердце выжгла прочно

Десятки тягостных невзгод

Закольцевала в круг порочный,

Втолкнула в жуткий хоровод

Утрат, поступков, слов, событий –

Не сотни – тысячи людей.


Слайд «Подвиг пожарных».

Учитель: «Десяток пожарных с огнетушителями пошла в наступление на огонь в помещениях реактора. Пока продолжалась эта борьба, шестеро пожарных по тридцатиметровой лестнице поднялись на разрушенную крышу здания реактора. От жара остатки кровли, покрытой асфальтом, плавились. Сапоги пожарных вязли в битуме, каждый шаг давался с трудом. Ядовитые испарения мешали дышать, видимость была почти нулевой. Заливавшая пламя вода мгновенно превращалась в радиоактивный пар.

В 3 часа 30 минут начали прибывать пожарные команды из ближайших городов. К рассвету были потушены все пожары, кроме одного – в активной зоне реактора четвёртого блока (этот пожар горел потом ещё не одну неделю). Здание реактора лежало в руинах».


Слайды. «Герой Советского Союза лейтенант Виктор Николаевич Кибенок, герой Советского Союза лейтенант Владимир Павлович Правик, сержант Николай Васильевич Ващук, старший сержант Василий Иванович Игнатенко, старший сержант Николай Титенок, сержант Владимир Иванович Тишура».


Слайд.

Учитель: «Шесть портретов в чёрных рамках, шестеро прекрасных молодых парней смотрят на нас со стены пожарной части Припяти.

Сейчас, кажется, что взоры их скорбны, что застыли в них горечь и укоризна, и немой вопрос: «Как могло такое случиться?»

Но это уже кажется сейчас. А в ту апрельскую ночь в хаосе и тревоге пожара не было в их взглядах ни скорби, ни укоризны. Некогда было. Они работали. Они спасали атомную станцию. Спасали Припять, Чернобыль, спасали всех нас».


Слайд «Митинское кладбище».

6ученик.

Как тревожен закат,

Как печальна земля.

На могилах ребят

Не шумят тополя

На могилах холодный суровый гранит.

Справа лес подмосковный уныло стоит.

Это наша беда.

А не ваша вина!

Нашу боль не залечит и время.

А над Митинским полем кричит тишина.

Здесь лежит опалённое племя.


7ученик.

На могильной плите

Алой кровью – цветок

Был в сплошной темноте

Враг незрим и жесток.

Две шеренги застыли –

Не движется строй.

Вот такими, как были,

Вы и приняли бой.


Учитель: «На окраине Москвы раскинулось Митинское кладбище. Примерно в пятидесяти метрах от главного входа два ряда надгробий, окружённых берёзовыми саженцами, стерегут покой опалённого братства».


Слайд «Ходемчук и Шашенок».

Учитель: «Четверо из этого братства лежат не здесь. Валерий Ходемчук, оператор пульта управления погиб во время взрыва и погребён под тоннами обломков.

Его друга и одногодка Володю Шашенка, тоже заступившего в ту ночь на смену, вынесут на руках обожженного и облучённого врачи и пожарные. Он успеет простонать: «Там Валера…» – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи.

Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на деревенском кладбище. Валерия не найдут. Похороненный реактор стал его могилой».


Слайд «Свечи».

Ученица.

Спи. Да будет твой сон спокоен,

Спи, мой старший, мой вечный мальчик,

Худенький, русоволосый воин,

Над тобою я дождями плачу,

Не дойти до тебя ногами,

Не обнять мне тебя руками,

Я укрою тебя снегами.

Белой птицей спущусь на камень.

Я так долго живу на свете!

Матерям суждено от Бога

Жить за Вас, погибшие дети,

Задыхаясь от слёз и боли.

Спи. Да будет твой сон спокоен

После самой последней битвы.

Молиться б. Да время такое

Я давно забыла молитвы.


Учитель: «Давайте склоним головы в память о тех, кого с нами нет». Минута молчания.


Слайд «У жерла атомного вулкана».

Учитель: «Столь большой аварии ещё не знала атомная энергетика. Потребовались невероятные усилия, чтобы локализовать её в первые дни. Десятки вертолётчиков вели свои боевые машины к жерлу атомного вулкана. Они зависали на несколько минут в радиоактивном столбе газов и засыпали реактор. Для сброса мешков открывали дверь и на глазок их бросали. Никакой защиты от радиации на вертолёте не было. Под этим грузом продолжал гореть графит в реакторе. К вечеру 9 мая около 21 часа в образовавшуюся пустоту рухнула масса песка, глины. Она выбросила огромное количество ядерного пепла, а потом резко возросла радиоактивность на АЭС в Припяти и во всей тридцатикилометровой зоне. Этот пепел лёг на Припять и окружающую местность».


Слайд «Средства защиты».

Учитель: «Солдаты вручную готовили средства индивидуальной защиты. Так, для защиты спинного мозга, вырезали из свинца толщиной 3 мм экран типа лат рыцаря. Делали свинцовые плавки. Для защиты затылочной части головы – свинцовый экран наподобие армейской каски. Для защиты кожи лица и глаз – щиток из оргстекла толщиной 5 мм, для защиты ног – свинцовые стельки в бахилы или сапоги, для органов дыхания подгоняли респираторы, тело и руки защищали фартуки и рукавицы из просвинцованной резины.

Вес такого снаряжения составлял 20 – 25 кг».


Слайд «Средства защиты».

Учитель: «В таких доспехах солдат больше походил на робота, чем на человека. Вся эта защита позволяла снизить воздействие радиации, но значительно сковывала движения».


Слайд «Бой краток, меньше минуты».

Учитель: «Бой был краток, меньше минуты. Противник невиден и коварен. Солдаты, офицеры проявляли не просто мужество и стойкость, они совершали настоящие подвиги».


Слайд.

Учитель: «Среди ликвидаторов аварии на чернобыльской АЭС был учитель нашей школы Владимир Николаевич Белов.

Вот его рассказ о тех страшных днях».


Выступление Белова В. Н.


Учитель: «Послушайте стихотворение одного из участников ликвидации аварии «Тем, кто пришёл на смену».

8ученик.

Вот настала пора нам прощаться

Сказать «до свидания» коллегам, друзьям

Кому насовсем, а кому возвращаться

К этим чернобыльским важным делам.

Горе страны нас теснее сплотило

Болью откликнулось в наших сердцах

Чернобыль, тебе мы отдали все силы,

Выполнив ратный свой долг до конца.

В тесном сплоченье особого круга

В сложных условиях, как на войне

Поняли здесь ещё раз, что без друга

Без воинской дружбы тяжко вдвойне.

Жили сплочённо и не унывали,

Горе и радость – на всех пополам.

Трудностей быта мы не замечали.

За помощь, поддержку спасибо друзьям.

Вам, оставшимся нам в продолженье,

В эту минуту хотим мы сказать:

«Стремитесь всегда не бояться решений,

Честно, открыто всегда поступать,

Жизнь не кончается с нашим уходом,

И множество дел ещё впереди.

Старались мы быть пионеров достойны,

Делом, не словом себя обрести.

Чтоб расцвели и Чернобыль, и Припять,

Чтобы заполнил их гул детворы.

За это мы отдали жизни частицу.

Так же, уверен, поступите вы.


Слайд «Сооружение саркофага».

Учитель: «Чтобы окончательно прекратить вынос радиоактивности из повреждённого энергоблока, над ним решено было соорудить укрытие – саркофаг».


Слайд «Саркофаг».


Слайд «Прощай, любимый город».

Учитель: «Товарищи, в связи с аварией на ЧАЭС объявляется эвакуация города. Иметь при себе документы, необходимые вещи, продукты на три дня. Эвакуация в 14.00».


Слайд «Эвакуация».

Учитель: «Представьте тех, кто покидал свой чистый, молодой, прекрасный город, которым гордился, в котором уже пустил корни, родил детей. Люди были молчаливы, сосредоточенны, порою пребывали в шоке и заторможенности. Почти не было слёз. Только в глазах застыли боль и тревога».

Звучит отрывок из произведения «Чакона» Баха. Слайды.

Слайд «Автобусы».

Учитель: «Представьте себе колонну в тысячу автобусов с зажжёнными фарами, идущую по шоссе в два ряда и вывозящую из поражённой зоны многотысячное население Припяти: женщин, стариков, взрослых людей и новорождённых младенцев, обычных больных и тех, кто пострадал от облучения».


Слайд «Безлюдный город».

Звучит песня (композитор А. А. Арбузов, «Чернобыль»).


Слайд «Старушка».

1ученик.

Мы птицы одного гнезда,

Но нас по свету разбросало.

А наша скорбная звезда

Над тихой Припятью сияла.

2ученик.

Нам снег ложится на виски

И души заметает вьюга.

Нам не изжить своей тоски –

По ней в толпе найдём друг друга.


3ученик.

Мы потеряли свой покой –

Нам город пережить досталось.

А дети плакали: «Домой!»,

Где кукла на окне осталась.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!