Министерство здравоохранения Республики Мордовия
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Саранский медицинский колледж»
Методическая разработка внеклассного
мероприятия
«БУЛЛИНГ. ТРАВЛЯ»
Разработал: И.В. Кузнецова,
преподаватель
Саранск 2021
Пояснительная записка
Тема: «Буллинг. Травля»
Среди подростков широко распространенны различные формы конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален. Ученикам необходимо приобрести умения выходить из конфликтных ситуаций, которые они могут использовать в своей повседневной жизни.
Форма проведения занятия: тематический классный час.
Место проведения: аудитория №42 ГБПОУ Республики Мордовия «Саранский медицинский колледж»
Время проведения: 08.10.2021г.
Возрастная категория: 17-18 лет
Цели:
формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг,
психологическое насилие;
формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;
формирование толерантного отношения к сверстникам;
закрепление понятий «буллинг», как резко отрицательных явлений жизни.
Прогнозируемый результат: понимание подростками важности проблемы психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.
Наглядный материал: компьютерная презентация, брошюры.
Структура мероприятия:
1. Подготовительный этап.
Включает следующие моменты:
• Определить темы, которая будет представлена на классном часе.
• Продумать оформление помещения.
• Подобрать информационные материалы.
• Составить план проведения классного часа.
• Назначить дату проведения мероприятия.
• Подготовить аудиторию в день проведения мероприятия и оформить её по теме.
• Установить необходимую аппаратуру для демонстрации мультимедийных презентаций, фильмов.
Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо так, чтобы у обучающихся появилось стремление познать больше и глубже по данной теме, выучить необходимые материалы.
Проведение мероприятия по плану классного часа.
Прежде всего, пришедшие на классный час обучающиеся должны быть подготовлены к восприятию данной темы, это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в аудитории должна способствовать подготовке гостей к тематике и должна быть оформлена соответствующим образом.
Обучающимся группы необходимо поддерживать дискуссию, создавать атмосферу непринужденного обсуждения волнующих тем.
Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс обсуждения и по возможности корректировать, направлять дискуссию должным образом, чтобы подвести обучающихся к заключительному этапу.
Окончание мероприятия.
В заключении классный руководитель должен поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, отметить наиболее активных обучающихся.
Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Послушайте отрывок из известной сказки:
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:
— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!»
Преподаватель:
-Что происходило на птичьем дворе?
-Как можно назвать сложившуюся ситуацию? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?
-Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей?
К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”.
-Определите из всего сказанного тему нашей беседы.
Дети высказывают свои предположения.
Работа с понятиями.
Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Сегодня мы будем говорить о насилии в виде травли.
Преподаватель: С травлей вы все сталкивались ни раз. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?
Ответы обучающихся.
Демонстрация презентации, пояснения учителя.
Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.
Виды психологического насилия:
Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…)
Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)
Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им);
Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);
Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр)
Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.
Активизация моральных чувств.
Преподаватель: Ребята, я предлагаю вам представить ситуацию, в которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друга, с вами никто не общается.
-Вы представили себя на месте человека изгоя.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?
- какие бы эмоции вы испытывали?
- чего бы вам хотелось?
Ответы детей.
Оценка явления.
Преподаватель: То, что вы сейчас представили, - страшно, неприятно. Вы должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-либо от остальных. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним» не оправдывают ваше поведение.
Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не отдельного человека, а группы, классы. Если группа людей, группа одноклассников не следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием. Это всем вредно и плохо. Придется срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс.
Давайте посмотрим, как выглядит эта болезнь, и кто ею болеет.
В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.
Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.
Преследователи, наблюдатели – все остальные.
Причины присоединения последователей к зачинщикам:
- подчинение стадному чувству;
- желание заслужить одобрение лидеров класса;
- от скуки или ради развлечения;
- из страха оказаться на месте жертвы;
- желание самоутвердиться
Жертвой травли можно стать независимо от внешнего вида и особенностей личности. Для этого не надо быть каким-то особо ненормальным. Бывает и такое, но может быть и другое. Ты носишь очки, ты толст или худ, плохо одет или у тебя другой цвет кожи - все может служить причиной травли.
Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что ты станешь жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…
Зачинщиком может стать кто угодно.
Последствия травли опасны для всех.
Самые тяжелые последствия для жертв:
- снижение уверенности в себе;
- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;
- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;
- последствия для здоровья;
- переживание постоянных негативных эмоций;
- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;
- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.
Для зачинщиков:
- озлобленность;
- потеря уважения к себе;
- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);
- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);
- зависимость от чужого мнения.
Ребята, я читала вам отрывок из сказки в начале нашей беседы. Это сказка про гадкого утенка. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А куры и гуси? Они так и останутся неспособными ни сочувствовать, ни сопереживать. Когда в группе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто я в этой истории.
Радостно, что вы понимаете - травить - это неправильно, плохо и больно.
Если вас травят в сети (кибербуллинг):
Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через ВКонтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.
Заключение.
Преподаватель: Надеюсь, правила, которые вы сами сформулировали и приняли, будут работать, и наш класс не будет болеть болезнью под названием «травля»
Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
Список используемой литературы:
1. Гришаева Н.А. Буллинг в школе.// Психологические науки: теория и практика: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
2. Руллан Э. Как остановить травлю в школе. Проблема моббинга. — М.: Генезис, 2012.
3. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-profilaktika-bullinga-sredi-podrostk.html
4. https://infourok.ru/klassnyj-chas-stop-bulling-5107729.html
5. https://mosmetod.ru/files/projects/klassni_chas/Vzaimnaya_podderjka/scenario.pdf