СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: "Буллинг.Травля"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Буллинг.Травля"»

Министерство здравоохранения Республики Мордовия

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Республики Мордовия

«Саранский медицинский колледж»








Методическая разработка внеклассного

мероприятия


«БУЛЛИНГ. ТРАВЛЯ»














Разработал: И.В. Кузнецова,

преподаватель














Саранск 2021

Пояснительная записка

Тема: «Буллинг. Травля»

Среди подростков широко распространенны различные формы конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален. Ученикам необходимо приобрести умения выходить из конфликтных ситуаций, которые они могут использовать в своей повседневной жизни.

Форма проведения занятия: тематический классный час.

Место проведения: аудитория №42 ГБПОУ Республики Мордовия «Саранский медицинский колледж»

Время проведения: 08.10.2021г.

Возрастная категория: 17-18 лет

Цели:

  • формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг,

  • психологическое насилие;

  • формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;

  • формирование толерантного отношения к сверстникам;

  • закрепление понятий «буллинг», как резко отрицательных явлений жизни.

Прогнозируемый результат: понимание подростками важности проблемы психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.

Наглядный материал: компьютерная презентация, брошюры.

Структура мероприятия:

1. Подготовительный этап.

Включает следующие моменты:

• Определить темы, которая будет представлена на классном часе.

• Продумать оформление помещения.

• Подобрать информационные материалы.

• Составить план проведения классного часа.

• Назначить дату проведения мероприятия.

• Подготовить аудиторию в день проведения мероприятия и оформить её по теме.

• Установить необходимую аппаратуру для демонстрации мультимедийных презентаций, фильмов.

Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо так, чтобы у обучающихся появилось стремление познать больше и глубже по данной теме, выучить необходимые материалы.

  1. Проведение мероприятия по плану классного часа.

Прежде всего, пришедшие на классный час обучающиеся должны быть подготовлены к восприятию данной темы, это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в аудитории должна способствовать подготовке гостей к тематике и должна быть оформлена соответствующим образом.

Обучающимся группы необходимо поддерживать дискуссию, создавать атмосферу непринужденного обсуждения волнующих тем.

Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс обсуждения и по возможности корректировать, направлять дискуссию должным образом, чтобы подвести обучающихся к заключительному этапу.

  1. Окончание мероприятия.

В заключении классный руководитель должен поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, отметить наиболее активных обучающихся.


Ход мероприятия:

Вступительное слово:

Послушайте отрывок из известной сказки:

«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:

— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!»

Преподаватель:

-Что происходило на птичьем дворе?

-Как можно назвать сложившуюся ситуацию? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

-Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей?

К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”.

-Определите из всего сказанного тему нашей беседы.

Дети высказывают свои предположения.

Работа с понятиями.

Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Сегодня мы будем говорить о насилии в виде травли.

Преподаватель: С травлей вы все сталкивались ни раз. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?

Ответы обучающихся.

Демонстрация презентации, пояснения учителя.

Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.

Виды психологического насилия:

  • Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…)

  • Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)

  • Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)

  • Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им);

  • Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);

  • Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр)

Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.

Активизация моральных чувств.

Преподаватель: Ребята, я предлагаю вам представить ситуацию, в которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друга, с вами никто не общается.

-Вы представили себя на месте человека изгоя.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?

- какие бы эмоции вы испытывали?

- чего бы вам хотелось?

Ответы детей.

Оценка явления.

Преподаватель: То, что вы сейчас представили, - страшно, неприятно. Вы должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-либо от остальных. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним» не оправдывают ваше поведение.

Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не отдельного человека, а группы, классы. Если группа людей, группа одноклассников не следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием. Это всем вредно и плохо. Придется срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс.

Давайте посмотрим, как выглядит эта болезнь, и кто ею болеет.

В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.

Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.

Преследователи, наблюдатели – все остальные.

Причины присоединения последователей к зачинщикам:

- подчинение стадному чувству;

- желание заслужить одобрение лидеров класса;

- от скуки или ради развлечения;

- из страха оказаться на месте жертвы;

- желание самоутвердиться

Жертвой травли можно стать независимо от внешнего вида и особенностей личности. Для этого не надо быть каким-то особо ненормальным. Бывает и такое, но может быть и другое. Ты носишь очки, ты толст или худ, плохо одет или у тебя другой цвет кожи - все может служить причиной травли.  

Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что ты станешь жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…

Зачинщиком может стать кто угодно.

Последствия травли опасны для всех.

Самые тяжелые последствия для жертв:

- снижение уверенности в себе;

- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;

- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;

- последствия для здоровья;

- переживание постоянных негативных эмоций;

- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;

- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.

Для зачинщиков:

- озлобленность;

- потеря уважения к себе;

- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);

- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);

- зависимость от чужого мнения.

Ребята, я читала вам отрывок из сказки в начале нашей беседы. Это сказка про гадкого утенка. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А куры и гуси? Они так и останутся неспособными ни сочувствовать, ни сопереживать. Когда в группе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто я в этой истории.

Радостно, что вы понимаете - травить - это неправильно, плохо и больно.

Если вас травят в сети (кибербуллинг):

Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через ВКонтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.


Заключение.

Преподаватель: Надеюсь, правила, которые вы сами сформулировали и приняли, будут работать, и наш класс не будет болеть болезнью под названием «травля»

Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.  Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.


Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Список используемой литературы:

1. Гришаева Н.А. Буллинг в школе.// Психологические науки: теория и практика: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.

2. Руллан Э. Как остановить травлю в школе. Проблема моббинга. — М.: Генезис, 2012.

3. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-profilaktika-bullinga-sredi-podrostk.html

4. https://infourok.ru/klassnyj-chas-stop-bulling-5107729.html

5. https://mosmetod.ru/files/projects/klassni_chas/Vzaimnaya_podderjka/scenario.pdf



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!