СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Блокадный Ленинград"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час посвящен героизму и мужеству ленинградцев в дни блокады, учащиеся знакомятся с историей блокадного периода.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Блокадный Ленинград"»

Классный час «Блокадный Ленинград»

Класс 7-8

Подготовила: Комарова О.В.

Цели и задачи:

Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма жителей Ленинграда, храбрости и мужества народа.

Задачи: - Ознакомить с краткой историей блокадного периода;

- Передать общую атмосферу блокадного Ленинграда;

- Показать силу духа советского народа.

- Формирование у учащихся осознания исторического прошлого, национального самосознания

- Сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point, военные песни, аудиозаписи

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята!. Все вы наверное не раз смотрели кинофильмы о ВОВ, знакомились с историческими событиями того времени с воспитателями. Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала давайте, выразим наши чувства, соберем "Корзину чувств". Перед вами на столах лежат листочки бумаги, возьмите в руки ручки и напишите чувство, которое испытываете когда слышите слово "война". Заполните корзину. (дети прикрепляют в корзину слова и читают их).

Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока мы снова заполните "корзину чувств".

Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя : Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный Ленинград". Слайд 1

Блокада… Страшное слово… 900 дней и ночей.

900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жесто­кого испытания. Блокированный фашистами город оказался под угрозой полного уничто­жения. Но враг просчитался. Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался един­ственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли за­воеватели.

А что значит блокада? (ответы детей)

Слайд 2

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России .

слайд 3

Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не забыто нами, живущими сейчас!

Была война, прошла война.
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

Звучит запись песни "Священная война" - слайд 4

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.

Слайд5

Перед командующим группой армии "Север" генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялис

8 сентября 1941 года фашистам удалось взять город в кольцо. Началась блокада.

Слайд 6

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд9

Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам.

Слайд 10

Слайд 11

20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...

Слайд 12

Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

Слайд 13

Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти, 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит. 
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит, 
Он тоже знает: хлеба нет!

Слайд 14

Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды, теперь ее можно было брать только из Невы. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки.

В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

Слайд 15

Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов. Целые семьи гибли от холода и голода.

Стук метронома.

Слайд 16

Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.

Слайд 17

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)

А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон. 
(Ю.Воронов)



Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто". Не забыта и девочка-ленинградка Таня Савичева.

Слайд 18

(Фотография Тани Савичевой на доске.)

Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Слайд 19

"Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.". "Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г." "Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г." "дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.". "дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.". "Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.". "Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".

Даже не поставила числа.

Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.

Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла. Таня умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой, и о многих других погибших в Ленинграде останется навечно. 20

Слайд

На могиле Тани установлен памятник-обелиск. На нем - отлитый из металла барельеф Тани и страница ее потрясающего дневника.

«Я к ним подойду,

Одеялом укрою,

О чем-то скажу, но

Они не услышат.

Спрошу- не ответят.

А в комнате- трое.

Нас в комнате трое,

Но двое не дышат.

Я знаю - не встанут,

Я все понимаю.


В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда.

Слайд 21-22

Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки.

Слайд 23

Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Слайд 24

Однажды на завод "Полиграфмаш", где изготовляли тогда пулеметы, пришел известный художник А. Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады" Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени- отчеству Василь Васильевич.

Слайд 23,24

Несмотря на трудности ленинградцы жили и побеждали

Слайд 25,26,27,28,29

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.

Слайд 30,31

И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".

О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Я прочту вам одно стихотворение, над которым, я знаю, плакали не только старики, пережившие ту страшную блокаду.

По безлюдным проспектам
Оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.
Леденистый брезент покрывал ее кузов -
Драгоценные тонны замечательных грузов.
Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло, вез консервы и водку.
И махорку он вез, проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету,
Что забрел грузовик на другую планету.
Вдруг навстречу лучам -
Синим, трепетным фарам-
Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел как мука - Плавно, медленно сыто...
- Стоп! - сказал лейтенант.
- Погодите, водитель. 
Я, - сказал лейтенант, -здешний все-таки житель.
- И шофер осадил перед домом машину, 
И пронзительный ветер ворвался в кабину.
И вбежал лейтенант по знакомым ступеням. 
И вошел. И сынишка прижался к коленям. 
Воробьиные ребрышки.... Бледные губки... 
Старичок семилетний в потрепанной шубке....
- Как живешь, мальчуган?
Отвечай без обмана!...
И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну:
- Пожуй- ка, - и шагнул он туда, где дымила "буржуйка".
Там - поверх одеяла распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трехтонку: 
- Приезжай!- закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Он летел, как мука - плавно, медленно, сыто...
Грузовик отмахал уже многие версты.
Освещали ракеты неба черного купол.
Тот же самый кусок - ненадкушенный, Черствый -
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему положила.
Потому что была настоящей женою.
Потому что ждала. Потому что любила.
Грузовик по местам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому что солдатом он был настоящим. 
(В. Лифшиц "Баллада о черством куске")

Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и четырнадцатилетний Юра Воронов, в будущем известный журналист и поэт. В его книге Блокада" есть такие стихи:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом -
Паспорта.

Слайд32

Вечером 27 января 1944 в поздний час радио передало внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда. Приглашенные в студию ленинградцы с волнением делились своими чувствами. Поэт Елена Вечтомова прямо у микрофона написала стихотворение, в нём были такие строчки:

      «Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,

      На полотнах боевых знамён.

     Нет, не будет для убийц прощенья.

       Прорвана блокада. Мы идём...»

Над Ленинградом грохотал праздничный салют: 24 залпа из 324 орудий. Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ле­нинград, был положен конец.

Слайд

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Весны, Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди... 
В. Рождественский

В память о героической обороне и разгроме немецко - фашистских войск в битве за Ленинград в городе воздвигнуто много мемориальных памятников, в окрестностях создан Зелёный пояс Славы.

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой. Награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

 Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Слайд 33

 Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! Звучит финал Седьмой симфонии" д. Шостаковича, посвященной Ленинграду.

 


Минута молчания – в ней не 60 секунд. 

В ней  - 900 блокадных дней и ночей.

Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.


- Какие чувства и впечатления у вас остались от классного часа?

Заполните "корзину чувств". Напишите снова, что вы испытываете, когда слышите слова война? Как изменились ваши чувства о войне после нашего урока?

Слайд 34

Закончить классный час хочется словами из стихотворения

“Никто не забыт, ничто не забыто” —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Потухшими листьями ветер играет.
Дождем проливным венки заливает,
Но, словно огонь у подножья гвоздика,
Никто не забыт и ничто не забыто.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!