СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Блокада Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

75 летию полного снятия блокады Ленинграда посвящается...

Просмотр содержимого документа
«Классный час Блокада Ленинграда»

Классный час: «Блокада Ленинграда»

Класс: 8

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.


Задачи классного часа:


  • пробудить в детях чувство гордости за стойкость русского народа в период блокады Ленинграда и сострадания к погибшим на поле боя и умершим от голода;  

  • совершенствовать духовно - патриотическое развития учащихся,  способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну;

  • показать силу духа народа в период Вов;

  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности;

  • познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны.



Эпиграф: «Есть события над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие»


Звучит Ленинградский метроном, фото Ленинграда теперь и во время ВОВ (стих Самуил Маршак Городу-герою

Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень-памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»)


- Я думаю, по кадрам на экране, вы догадались, о каком городе мы сегодня будем говорить? Это город -…

Сегодня наш классный час посвящен одной из самых страшных страниц времен Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. В этом году исполняется 75 лет со дня снятия Блокады Ленинграда.


- Как вы понимаете слово блокада? (окружение войск противника с целью уничтожения, изоляция государства или города с целью прекращения его отношений с внешним миром)


На протяжении нашего классного часа мы периодически будем обращаться к «Блокадной книге» - так называется книга воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду. Эту книгу создали известные советские писатели Алеся Адамович и Даниил Гранина. Авторы приводят дневники, письма, рассказы ленинградцев, которые самоотверженно и скромно выполняли свой патриотический долг.


Основная часть

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

«Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом» заявил на весь мир Гитлер.


В августе 1941 года (карта)

Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения фашистской армии.

8 сентября в 18 часов 55 минут на город обрушился невиданный ранее удар авиации. Было сброшено 6327 зажигательных бомб. После этого в городе остался недельный запас продуктов.

Осада города продолжалась 872 дня, с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944 г. На защиту родного города встали все её жители.

Ученик читает стихотворение. (фото города в окопах)

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был ДОТ на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды,

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна,

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх,

Мы умирали на постах,

Мы умирали…

Город жил

(Г. Семёнов «Мужество»).


- Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения ГОРОД ЖИЛ? (учились, работали, водили в детские сады детей)

- Вы молодое поколение, что вы вкладываете в понятие слово работа, работать?


Давайте познакомимся с отрывком из «Блокадной книги»

Надо понять, что значило слово «работать» в блокадном Ленинграде. «Каждое движение происходило замедленно. Медленно поднимались руки, медленно шевелились пальцы. Никто не бегал, ходили медленно, с трудом поднимали ноги...» И в этом состоянии нужно было ремонтировать орудия, подниматься на чердак, чтобы тушить «зажигалки», расчищать завалы. «Чтобы понять, чего это стоило ленинградцам, надо, прежде всего, понять протяженность и силу блокадного голода, протяженность его не только вширь, но и как бы вглубь человека»


В осажденном городе люди ежедневно, без всяких опозданий ходили на работу. Дежурили по ночам на заводах. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь от дома до работы шли пешком.

Мужчины, женщины и с ними наравне стояли у станков на заводах дети, работая полную смену по 12-14 часов в сутки. Не смотря на все трудности город жил вместе со всей страной и работал на победу.

В ноябре ударили морозы, температура опустилась до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопровод и канализация. Взять воду для питья можно было только из Невы. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.

К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену, но люди не сдавались.


Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

По Ленинграду ходила смерть. Смерть входила во все дома.

За годы блокады погибло, по разным данным от 600 тысяч до 1,5 млн. человек. Только 3% из них погибло от бомбежек и обстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Главной причиной смертности была т.н. алиментарная дистрофия, т. е. голодное истощение.


- Скажите, с чем у вас ассоциируются слова «Цена хлеба»?

- Давайте попробуем понять, что для Ленинградцев в то время они означали.


Хлеб блокадного Ленинграда.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день,

всем остальным – 125 граммов.

125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза.

- Давайте посмотрим небольшое видео фрагмент. (видео хлеб)

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба.

При утере карточка не возобновлялась.

Трудно представить, как сказывался голод на поведении человека, каким испытаниям подвергались и психика, и душа, и вера, у каждого было свое, своя схватка с голодом, и протекала она по-разному.


Прочитаем отрывок из «Блокадной книги»

«…В числе детей, с которыми я уезжала, был мальчик нашей сотрудницы — Игорь. Мать его очень нежно, со страшной любовью опекала. Еще в первой эвакуации говорила: «Мария Васильевна, вы тоже давайте своим деткам козье молоко. Я Игорю беру козье молоко». А мои дети помещались даже в другом бараке, и я им старалась ничего не уделять, ни грамма сверх положенного. А потом этот Игорь потерял карточки. И вот уже в апреле месяце я иду как-то мимо Елисеевского магазина и вижу — сидит мальчик, страшный, отечный скелетик.

«Игорь? Что с тобой?» — говорю. «Мария Васильевна, мама меня выгнала. Мама сказала, что она мне больше ни куска хлеба не даст».

«Как же так? Не может этого быть!». Мы еле взобрались с ним на мой пятый этаж, я его еле втащила. Мои дети к этому времени уже ходили в детский сад и еще держались. Он был так страшен, так жалок! И все время говорил: «Я маму не осуждаю. Она поступает правильно. Это я виноват, это я потерял свою карточку».

«Я тебя, говорю, устрою в школу» (которая должна была открыться). А мой сын шепчет: «Мама, дай ему то, что я принес из детского сада».

Я накормила его и пошла с ним на улицу Чехова. Входим. В комнате страшная грязь, смрад, темнота. Лежит эта истощенная, всклокоченная женщина. Увидев сына, она сразу закричала: «Игорь, я тебе не дам ни куска хлеба. Уходи вон!»

Я говорю: «Что вы делаете?! Ведь осталось всего каких-нибудь три-четыре дня, — он пойдет в школу, поправится».

«Ничего! Вот вы стоите на ногах, а я не стою. Ничего ему не дам! Я лежу, я голодная…»

Вот такое превращение из нежной матери в такого зверя! Но Игорь не ушел. Он остался у нее, а потом я узнала, что он умер.
Через несколько лет я встретила ее. Она была цветущей, уже здоровой. Она увидела меня, бросилась ко мне, закричала: «Что я наделала!» Я ей сказала: «Ну что же теперь говорить об этом!» — «Нет, я больше не могу. Все мысли о нем». Через некоторое время она покончила с собой».

- Так какова же была «Цена хлеба» для ленинградцев в то время? С чем можно было ее сравнить?


День 22 декабря 1941 года стал днем рождения дороги через Ладожское озеро.

- Как называлась эта дорога? «Дорогой Жизни».


«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (Ольга  Берггольц)


- Как вы думаете, почему поэтесса использовала такие прилагательные Страшней и радостней дороги? (продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду, вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов)

Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.

Эту дорогу постоянно бомбила вражеская авиация.

30 км надо было проехать по льду, что бы оказаться на другом берегу.


Ученик: И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

- Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь  -  опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре-

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

(Ольга  Берггольц)


Вплоть до 23апреля 1942 г по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно вывозили детей, раненых, истощенных людей.


- Как выдумаете, только ли дорога жизни помогла выстоять ленинградцам в этот момент? (вера, сила духа, взаимная помощь)


Авторы «Блокадной книги» приводят множество рассказов, из которых видно, как люди выжили, хотя по всем объективным данным должны были умереть.


Одна из блокадниц это чудо сформулировала так: "У каждого был свой спаситель"».


Обратимся к отрывку из «Блокадной книги»

«У каждого был свой спаситель. Они появлялись из тьмы промерзших улиц, они входили в квартиры, они вытаскивали из-под обломков. Они не могли накормить, они сами голодали, но они говорили какие-то слова, они поднимали, подставляли плечо, протягивали руку. Они появлялись в ту самую последнюю, крайнюю минуту, когда человек, прислонясь к стене, сползал вниз, когда, присев на ступеньку подъезда, он уже не находил сил подняться...


А что подкрепляло веру, силу духа, что не давало убить в себе человека? (музеи, библиотеки, музыка КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ)


Во время блокады не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Бертгольц - «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру.



Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.

Но в ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Дмитрия Шостаковича, названная Ленинградская, это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!”

(звучит фрагмент, на фоне которой 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде)

Когда симфония прозвучала в Америке, один американский музыкальный критик сказал: - Что никакой дьявол не сможет победить народ, способный создать такую музыку!

На что Гитлер впоследствии ответил: - Когда я возьму Москву, первым кого я повешу на Красной Площади, будет композитор Шестакович.


Послушаем отрывок письма из блокадного Ленинграда

«Только вчера послала тебе письмо, мой мальчик. А сегодня вечером пишу тебе снова. Знаешь Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо. Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой.

А сегодня был день чудес, радостных, нежданных. Поверишь я была на праздновании дня рождения Пушкина! Музей был закрыт в начале войны… И вдруг получаю розовенький листочек – приглашение в музей!

Пришло 8 человек из близлежащих домов. Выступали Вишневский, Имбер и Николай Тихонов. С какой пронзающей душу верой Вишневский сказал; «Голод уйдет!» Поверьте: мы победим! На бюсте Пушкина был венок, настоящий, из живых цветов.

Знаешь сынок, нас было 8 человек. Всего. Но мы были в центре Вечности… и Бессмертия…

Жизнь будет! Она бесконечна »

Подвигом ученых и сотрудников Всесоюзного института растениеводства было сохранение сортовой коллекции семян - всего более 100 тыс. образцов из 118 стран. А это - тонны зерна, которые сохранили умирающие от голода люди! Таких примеров стойкости и верности долгу можно приводить тысячи.


В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками, а годом позже – 27 января 1944г. – была полностью снята



В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.


- Чего же не учли немецкие военачальники, когда блокировали Ленинград? (веру людей в победу, стойкость духа)

В 7 симфонии Шестакович в 4 ее части уже изобразил победу

- Жителям многих европейских столиц непонятно упорство ленинградцев. Не было бы проще сдать город немцам?

(Дети высказываются.)


Около миллиона ленинградцев погибли в блокаду, но на стороне защитников города была моральная, духовная победа. Человечность оказались сильнее жестокости и бесчеловечности.



Ученик:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что мертвые Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?


Прошу всех встать и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.


Заключительное слово

Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего общения вы пересмотрите своё отношение ко многим моментам нашей жизни, к определенным ценностям этой жизни, своё отношение к понятию патриотизм и любви к Родине.


А закончить наш классный час я бы хотела словами Наполеона:

«Можно победить любое оружие, кроме оружия духа»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!